Впервые со времени мирового финансового кризиса то, что происходит на мировом биржевом рынке, можно назвать "бумом IPO". В 2011 году на IPO засобирались не только мировые гиганты, но и средние компании, которые, тем не менее, могут быть интересны инвесторам. Вот только оказалось, что время для привлечения средств было выбрано неудачно: многие акции сразу же после размещения стали падать в цене.
В 2010 году, когда рынки только оправлялись от последствий кризиса, прошло сразу несколько крупных размещений акций. Все рекорды побила бразильская Petrobras, сумевшая разместить ценные бумаги сразу на 70 миллиардов долларов. Для сравнения, до этого крупнейшим мировым IPO считалась продажа акций Индустриального и коммерческого банка Китая (Industrial and Commercial Bank of China) на 21,9 миллиарда долларов.
Другими крупными размещениями в 2010 году стали IPO страховой American International Assurance (20,5 миллиарда), Сельскохозяйственного банка Китая (Agricultural Bank of China, 22,1 миллиарда) и автомобильной GM (23,1 миллиарда).
После таких рекордов рынку необходимо было отдохнуть - слишком уж много ликвидности было потрачено в 2010 году. Однако вслед за гигантами на биржи потянулись и компании поменьше. Они не могут привлекать десятки миллиардов долларов, но зато они сделали IPO массовым явлением.
Как подсчитали аналитики Bloomberg, во втором квартале 2011 года по всему миру уже были поданы заявки на 720 IPO. В агентстве эту цифру назвали рекордной с последнего квартала 2007 года, когда о выходе на биржу объявили 794 компании.
При этом пока крупнейшим IPO в 2011 году является размещение акций швейцарского трейдера Glencore. В мае он сумел привлечь на биржах скромные по меркам 2010 года 10 миллиардов долларов.
Казалось бы, что после массовых IPO прошлого года "усваивать" более мелкие продажи акций рынку будет довольно просто. Однако, как показала практика, время для IPO было выбрано не самое удачное.
К маю 2011 года мировой фондовый индекс MSCI World почти достиг своего трехлетнего максимума, но потом упал на 7,8 процента. В Европе к акциям инвесторы относятся с осторожностью из-за все еще не решенных проблем Греции, в Китае ценные бумаги дешевеют из-за того, что страна никак не может справиться с инфляцией, в Японии подсчитывают убытки от мартовского землетрясения. Все это свидетельствует о том, что IPO в таких условиях - дело довольно рискованное.
Как говорится в том же аналитическом отчете Bloomberg, все, за исключением пяти, крупные IPO 2011 года в Гонконге закончились для инвесторов неудачей: сразу же после размещения акций они стали дешеветь. Например, уже упоминавшийся Glencore подешевел со времени IPO на 10 процентов. А модному дому Prada пришлось несколько раз менять оценку стоимости акций накануне размещения: сначала компания думала, что может привлечь в Гонконге 2,6 миллиарда долларов, потом оценка была снижена до 2,3 миллиарда, а в итоге собрать удалось только 2,1 миллиарда.
Схожая картина наблюдается и в Западной Европе: из 69 компаний, проведших IPO, 36 торгуются ниже цены размещения. При этом 22 компании вынуждены были отложить или перенести свои размещения на более поздний срок, что является максимумом по крайней мере с 2006 года.
На фоне только что описанных неудачных IPO резко выделяется один сегмент рынка, на котором, как кажется, деньги не переводятся: инвесторы не устают вкладываться в компании, которые работают в интернете.
В 2011 году уже произошло сразу несколько крупных IPO интернет-компаний. Для россиян самым значимым стало размещение акций "Яндекса" на американской Nasdaq. Книга заявок на ценные бумаги компании оказалась настолько переподписана, что "Яндекс" смог повысить изначальные границы диапазона размещения и привлечь на рынке более 1,3 миллиарда долларов. В первый день торгов по ценным бумагам поисковика акции подорожали сразу на 55 процентов.
Правда, в последующие дни ажиотаж вокруг "Яндекса" поутих: к середине июня стоимость акций компании упала до 30 долларов (при размещении по 25 долларов и закрытии первого дня торгов на отметке в 38,84 доллара). К концу месяца они снова поднялись до 34 долларов, но резких скачков по ценным бумагам "Яндекса" уже не было.
Кроме "Яндекса" первичное размещение акций на бирже провела и деловая социальная сеть LinkedIn. Ее IPO также оказалось удачным: книга заявок оказалась переподписана в несколько раз, а сейчас акции торгуются на 70 процентов выше, чем во время размещения.
Чуть менее однозначным оказалось размещение акций онлайн-радио Pandora Media. В первый день торгов ценные бумаги компании поднялись на 8,9 процента, но зато уже на следующий день рухнули на 24 процента. Сейчас, спустя две недели после размещения, акции Pandora Media торгуются незначительно (на 3,3 процента) выше цены размещения.
Увидев, что инвесторам не надоедает покупать акции интернет-компаний, о выходе на биржу заявили и два других крупных игрока рынка: в начале июня заявку о проведении IPO подал сервис коллективных скидок Groupon, который надеется выручить на рынке 750 миллионов долларов, а в конце месяца засобирался на биржу разработчик игр для Facebook - компания Zynga. Правда, официально об этом не сообщалось - пока об IPO разработчика таких игр, как FarmVille и Mafia Wars, говорят только источники западных информагентств.
Рано или поздно, но бум успешных IPO компаний, работающих в интернете, должен закончиться. И тогда на смену интернет-компаниям должны придти какие-то другие: иначе популярность выхода на биржу сойдет на нет.