В России все же будет вестись проектирование и строительство новых авианосцев, несмотря на то, что ранее чиновники и высокопоставленные военные неоднократно утверждали, будто таких планов не существует. По данным Объединенной судостроительной корпорации, проектирование нового тяжелого авианесущего крейсера начнется в 2016 году, а первый такой корабль будет построен уже в 2023 году. Однако во что обойдется бюджету строительство авианосца и какова будет концепция применения таких кораблей, пока остается не ясным.
Объединенная судостроительная корпорация в 2016 году приступит к проектированию и постройке авианосца для Военно-морского флота, объявил 29 июня 2011 года президент ОСК Роман Троценко, добавив, что "авианосцы России нужны". Впрочем, уже на следующий день глава судостроительной корпорации непоследовательно заявил, что постройка авианосца начнется в 2018 году, а сам корабль будет полностью готов уже в 2023-м. При этом он не уточнил ни сроков проведения испытаний, ни сроков ввода авианесущего крейсера в состав российского флота.
Подробностей о новом российском авианосце озвучено не много. Впервые информация о проведении проектных работ по этому классу кораблей появилась в российской прессе в 2009 году. Сообщалось, что работы ведет одно из предприятий ОСК, но не уточнялось, на какой стадии находится проект. Как тогда рассказал руководитель направления гособоронзаказа ОСК вице-адмирал Анатолий Шлемов, новые авианосцы будут атомными; их водоизмещение составит 60 тысяч тонн. По оценке вице-адмирала, флоту требовалось минимум три таких корабля с возможностью увеличения их количества до шести единиц.
В июне 2009 года главком ВМФ России Владимир Высоцкий объявил, что российский флот получит вместо классических авианосцев морские авиационные комплексы, которые будут включать в себя "космическую составляющую, авиационную, морскую и передовые технологии в других областях". 30 июня 2011 года Троценко пролил еще немного света на программу перспективного корабля - он точно получит атомную силовую установку, но его водоизмещение составит 80 тысяч тонн. Прежде строительством авианосцев занимался СССР, однако максимальное водоизмещение советских кораблей не превышало 50 тысяч тонн. На этом подробности о новом авианосце заканчиваются.
В начале декабря 2010 года российские СМИ сообщили, что в стране до 2020 года начнется строительство серии из четырех авианесущих крейсеров, причем работы над проектно-технической документацией уже начались. Предполагалось, что строительство кораблей будет вестись за счет средств госпрограммы вооружений на 2011-2020 годы, объем финансирования которой составит около 20 триллионов рублей. Впрочем, вскоре после этого министр обороны России Анатолий Сердюков информацию о скором начале строительства авианосцев опроверг, отметив, что у военных нет планов на покупку таких кораблей.
Чуть позже слова Сердюкова подтвердил и вице-премьер России Сергей Иванов, курирующий оборонно-промышленный комплекс, пояснив, что финансирование строительства авианосцев не заложено в госпрограмму вооружений. Он также добавил, что документ не предусматривает и строительство экранопланов, о скором начале которого в сентябре 2010 года заявил генеральный директор ЦКБ имени Алексеева Сергей Платонов. Ни слова об авианосцах в конце февраля 2011 года не сказал и тогда еще первый заместитель министра обороны России Владимир Поповкин, озвучивший многие параметры госпрограммы вооружений.
После всего этого слова Троценко о том, что авианесущие крейсера все же будут проектироваться и строиться в России, стали полной неожиданностью.
В настоящее время в мире существует три типа авианесущих крейсеров, которые в международной классификации обозначаются как CATOBAR (Catapult Assisted Take Off But Arrested Recovery), STOBAR (Short Take-Off But Arrested Recovery) и STOVL (Short Take-Off and Vertical Landing). Первые, как, например, американский "Авраам Линкольн", обеспечивают старт самолетов с палубы при помощи катапульты, а посадку - при помощи аэрофинишеров. На вторых вместо катапульты установлен трамплин, а самолеты взлетают исключительно при помощи тяги собственных двигателей, однако посадка истребителей обеспечивается аэрофинишерами. К такому типу авианосцев относится российский "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов".
Наконец, третий тип авианосцев предназначен для истребителей с укороченным взлетом и вертикальной посадкой. К этому типу относится, например, испанский легкий авианосец "Принсипе де Астуриас" ("Принц Астурийский").
К какому классу будет относится перспективный российский тяжелый авианесущий крейсер, пока неизвестно. Большое водоизмещение заставляет предположить, что на корабле будут установлены катапульты и аэрофинишеры. В этом случае не исключено, что в основу может лечь корабль проекта 1143.7 "Ульяновск" - атомный авианосец типа CATOBAR, разработка которого началась в 1984 году и завершилась из-за отсутствия финансирования в 1991 году.
Согласно проекту, водоизмещение "Ульяновска" должно было составить 74 тысячи тонн, а сам корабль должен был получить четыре атомных силовых установки. При длине 323,7 метра, ширине - 78 метров и осадке 10,7 метра авианосец должен был служить базой для 70 летательных аппаратов, включая вертолеты Ка-27 и Ка-31, а также палубные истребители МиГ-29К и Су-33 и самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления Як-44. "Ульяновск" предполагалось оснастить двумя катапультами, трамплином и аэрофинишером.
Впрочем, в настоящее время российская авиационная промышленность не выпускает палубные самолеты, которые могли бы стартовать с палубы авианосца при помощи катапульты. Существующие сегодня палубные учебно-тренировочные самолеты Су-25УТГ, истребители МиГ-29К/КУБ и Су-27К/Су-33 осуществляют взлет с палубы при помощи трамплина. Таким образом, строительство авианосца типа CATOBAR потребует и разработки нового палубного истребителя.
Ранее некоторые эксперты высказывали предположение, что таким истребителем может стать палубная версия российского Т-50 (ПАК ФА), разработка которого ведется "Сухим" в интересах ВВС России. В частности, об этом в 2009 году заявил вице-адмирал Шлемов. Тем не менее, если такой самолет и будет создан, вероятнее всего ему для старта также не потребуется катапульта - согласно официально объявленным характеристикам, ПАК ФА может использовать для взлета и посадки взлетно-посадочные полосы длиной 400 метров. То есть, трамплина для палубной версии самолета, очевидно, должно быть более чем достаточно.
Впрочем, помимо "Ульяновска", в СССР также велась разработка тяжелого атомного авианесущего крейсера проекта 1153 "Орел", в основу которого лег нереализованный проект 1160. Его водоизмещение должно было составить 65 тысяч тонн. В авиагруппу корабля планировалось включить до 50 летательных аппаратов. Проект "Орел" был закрыт в конце 1976 года, а на освободившиеся средства был построен авианосец "Адмирал Горшков" (ныне "Викрамадитья", куплен ВМС Индии в 2000 году) проекта 1143.4. Не исключено, что наработки, полученные в рамках программы 1153, также будут использованы при проектировании нового российского авианосца.
Говоря о начале проектирования и строительства авианосцев в России, Троценко не уточнил ни бюджет, ни стратегию применения таких кораблей в составе ВМФ России. Вероятно, ни то, ни другое пока еще не определено. Постройка только лишь авианесущего крейсера потребует значительных расходов. Например, стоимость американского авианосца класса "Нимиц" составляет около пяти миллиардов долларов, а достройка и модернизация "Горшкова" для Индии за вычетом 16 палубных МиГ-29 - около двух миллиардов долларов. При этом не следует забывать и о необходимости формировать авиагруппу корабля, которая, судя по водоизмещению в 80 тысяч тонн, составит не менее 60 летательных аппаратов.
Кроме того, авианесущий крейсер редко действует как самостоятельная единица и требует обязательного присутствия кораблей сопровождения. В их задачу входит обеспечение противовоздушной и противолодочной безопасности авианосца, несмотря на то, что соответствующее вооружение у него должно наличествовать. Наконец, под перспективный авианосец придется создать и инфраструктуру, способную не только обеспечить базирование корабля большого водоизмещения, но и его техническое обслуживание и ремонт. Одним словом, на проектирование и постройку даже одного авианосца нужны средства поистине колоссальные, не говоря о принятии на вооружение четырех или шести таких кораблей.
В настоящее время в состав ВМФ России входит один авианосец "Адмирал Кузнецов", принадлежащий Северному флоту. Он был включен в состав ВМФ России 20 января 1991 года. Считается, что нормальным сроком службы кораблей такого класса являются 50 лет, после чего их необходимо менять. Почти половину своего срока российский авианосец уже отслужил, а учитывая, сколько времени сегодня занимает процесс разработки и производства военной техники (не только кораблей), настало время подумать о замене авианосца. К слову, "Адмирал Кузнецов" был заложен 2 сентября 1982 года, а включен в состав флота спустя почти девять лет (это к вопросу о пяти годах, заявленных Троценко).
При этом не ясно, каким образом ВМФ России будет использовать новые авианосцы. Сказать по правде, даже для одного-единственного "Кузнецова", очевидно, не нашлось сколько-нибудь определенной задачи - чем занимается корабль, где ходит, какие задания выполняет, сказать точно вряд ли получится. Есть и есть.
С одной стороны, обладание авианосцами как бы ставит страну в разряд "агрессивных" держав, занятых проведением военных операций за рубежом. Это ярко видно на примере США, в состав ВМС которых сегодня входят 11 авианосцев (один из них в настоящее время участвует в операции западной коалиции в Ливии). Но Россия придерживается сугубо оборонительной стратегии и отдаленных военных операций не проводит. Теоретически авианосец может пригодится лишь для обеспечения безопасности Курильских остров, учитывая обострение территориальных споров с Японией. Но это на первый взгляд.
У военных же свое видение. В разное время представители ВМФ заявляли, что России авианосцы нужны для уничтожения соединений надводных кораблей и для противолодочной борьбы, разрушения объектов противника на побережье и в глубине территории, завоевания и удержания господства в воздухе в районе боевых действий и блокады отдельных морских районов и проливных зон. Но эта тактика опять-таки предполагает ведение военных действий той или иной интенсивности, а таковые, напомним, не предусмотрены стратегией России и возможны только в случае агрессии со стороны другой страны.
Ранее главком ВМФ Высоцкий рассказывал, что России авианосцы нужны и для выполнения еще одного рода задач - прикрытия районов патрулирования собственных стратегических атомных подводных лодок, для чего нужна, в частности, морская авиация. По словам Высоцкого, "если на севере мы не будем иметь авианосец, то боевая устойчивость ракетных подводных крейсеров Северного флота в тех районах будет сведена к нулю уже на вторые сутки, потому что основной противник лодок - это авиация".
Как бы то ни было, следует учитывать еще и сложность принятия решения о строительстве не только авианосцев, но и других типов кораблей. Ведь не вызывает сомнения тот факт, что постройка флота требует десятилетий, на протяжении которых политическая и экономическая обстановка в России и в мире может значительно поменяться. Это значит, что решение, принятое сегодня, может оказать решающее влияние на судьбу страны в отдаленном будущем.