После двух (или даже трех - если считать Google Wave) не самых удачных проектов Google так и не смогла расстаться с мечтой о собственной социальной сети - и 28 июня представила Google+. Пока сервис работает в закрытом режиме. Приглашения достались лишь избранным счастливчикам, которые льют в свои блоги бесконечные скриншоты, а остальные смотрят, обсуждают и завидуют.
О том, что Google готовит к запуску социальную сеть под названием Google Circles, в марте 2011 года написали сразу несколько СМИ. Известный эксперт Тим О'Рейли даже объявил в своем микроблоге, что видел Circles своими глазами и выглядит она "потрясающе". В Google энтузиазм интернет-гуру не оценили. Компания подчеркнула, что никаких социальных сетей в ближайшем будущем запускать не собирается и разработок в этой сфере не ведет.
Три месяца спустя, 28 июня, компания открыла Google+. Однако утверждать, что в марте Google кривила душой, тоже нельзя. Несмотря на то, что журналисты называют проект исключительно "социальной сетью" и даже "убийцей Facebook", сама компания свой Google+ таковой не считает. С ее точки зрения, это сервис, который позволяет "делиться интересным в Интернете". Только и всего.
Тим О'Рейли, судя по всему, тоже не врал. Google Circles пусть и не название нового проекта Google (кстати, давайте договоримся, что пока будем называть его соцсетью - просто за отсутствием лучшего определения), но один из его ключевых элементов. Circles ("Круги") в терминологии Google+ - это группы, в которые пользователь может объединять своих сетевых знакомых.
"Кругов" пользователь может создать столько, сколько пожелает. Это могут быть группы "Родственники", "Друзья", "Знакомые", "Коллеги", "Однокурсники" и так далее, вплоть до "Люди, с которыми я каждую пятницу напиваюсь в баре за углом". Контакты можно импортировать из Gmail или из адресной книги Google Contacts.
На самом деле, основной признак, по которому составляются "круги" - это количество личной информации, которой вы готовы поделиться с образующими их пользователями. Именно тонкие настройки приватности - первое отличие Google+ от многих соцсетей-конкурентов.
Второй ключевой элемент Google+ - так называемые "Темы" (Sparks). Пользователь может перечислить темы, которые его интересуют (фотография, бабочки, цветоводство, динозавры, ракетные двигатели - список бесконечен), и в ленте обновлений ему будут показываться ссылки на посвященные этим темам публикации. Пока, правда, не совсем ясно, насколько хорошо эта функция будет работать для материалов на русском языке.
Третья и наиболее будоражащая воображение особенность соцсети - видеочат (Hangouts, в русском варианте Google+ он именуется громоздким словом "Видеовстречи"). В сеансе видеосвязи могут принимать участие до десяти пользователей одновременно. Каждая "видеовстреча" получает собственный URL. Чтобы пригласить новых участников, нужно отправить им соответствующую ссылку.
Важно отметить, что видеочат интегрирован с YouTube. Это означает, что его участники могут коллективно просматривать ролики с хостинга (десять человек, одновременно хохочущих в видеочате над "+100500" - как вам такая картина?).
Приложения для работы с Google+ выйдут для смартфонов и планшетов на платформах Android и iOS. Первое уже доступно в Android Market, второго придется подождать. Здесь интерес вызывает, прежде всего, функция синхронизации - фотографии и видеоролики с устройства будут автоматически загружаться в Google+, если отметить соответствующий пункт в настройках. Второе, чем примечательно приложение - групповой чат (правда, пока без видео). По функционалу он аналогичен Beluga, GroupMe и другим приложениям, которые позволяют общаться в обход SMS.
Google+ запущена более чем на сорока языках. Русскоязычный интерфейс вполне приемлем - компания даже мужественно перевела на русский справочный раздел. Правда, здесь Google грешит тем же самым, чем и большинство других западных компаний без крупных представительств в России, - многие формулировки звучат "дубово".
В данный момент Google+ работает в закрытом режиме. Сразу после запуска компания раздала небольшую порцию приглашений - их получили, в основном, американские СМИ и техноблоги. Чуть позже Google разрешила уже допущенным в Google+ пользователям приглашать в соцсеть своих друзей. Тут блогерам, которые до этого хвастались тем, что смогли "заценить" новый проект, пришлось нелегко - в комментариях их буквально завалили просьбами "прислать инвайт".
Впрочем, через несколько часов лавочку прикрыли - как отметил Вик Гундотра, главный по соцсетям в компании Google, из-за "бешеного спроса". Когда сервис заработает в полноценном режиме, пока неизвестно.
Получается, что со своей соцсетью Google, как это уже часто было, решила действовать напролом. Не успели исправить все ошибки? Ничего страшного, стартуем в бета-режиме и заодно подогреем интерес. Нужен видеочат? Сделаем свой, а не будем договариваться со Skype, как это в течение долгого времени пыталась сделать Facebook.
В целом, что бы там ни утверждала Google, ее Google+ - именно соцсеть, причем соцсеть второго поколения. Соцсети первой волны (яркий пример - Classmates.com, которую позже взяли за основу "Одноклассники") ставили перед собой утилитарную задачу - помочь людям найти тех, с кем они ходили в детский сад, учились в школе и в институте или работали в одной компании. Соцсети второй волны ставят во главу угла именно общение (наверное, подразумевается, что всех кого надо пользователь уже нашел), в том числе и обмен интересными ссылками (кнопка "+1"). Facebook была создана как соцсеть первого типа и сейчас плавно эволюционировала во второй. Google построила свою модель сразу на новой волне, предоставив пользователю для общения все возможные инструменты - голосовой чат, текстовой чат, видеосвязь. Должно получиться здорово.