Бывший СССР
13:25, 5 июля 2011

Как и было сказано Дочь президента Узбекистана проиграла суд против французского сайта

В Париже завершилась тяжба между младшей дочерью узбекского президента Лолой Каримовой и французским сайтом Rue89. Истица требовала компенсацию (30 тысяч евро) за то, что в одной из статьей, опубликованных этим ресурсом, ее отца назвали "диктатором", а ее саму заподозрили в попытке "отмыть имидж" Узбекистана. Претензии в итоге удовлетворены не были. Парижский суд пришел к выводу, что публикация не содержит клеветы и что оснований для выплаты компенсации нет.

Планирует ли дочь президента продолжить тяжбу в какой-нибудь другой судебной инстанции, пока неизвестно. Едва ли, впрочем, она при этом встретила бы поддержку со стороны отца. Процесс против Rue89 и так уже привел к тому, что к персоне президента Узбекистана и неблаговидным атрибутам его правления (преследованию инакомыслящих, пытках в тюрьмах) за рубежом было привлечено дополнительное внимание.

Характеристика "диктатор", против которой протестовала Лола Каримова, после решения парижского суда получила дополнительный вес (хотя суд и не "признал" Ислама Каримова диктатором, но фактически позволил его так называть). Не то чтобы, конечно, это грозило бы самому президенту какими-то серьезными последствиями. Хотя обсуждение за рубежом темы "диктатуры" в применении к Узбекистану (на фоне "революций", жертвами которых при похожих обвинениях стали некоторые коллеги Каримова) тоже может стать источником беспокойства.

Статья, за которую Лола Каримова пыталась наказать французский сайт, вышла более года назад. Речь в ней шла о благотворительных мероприятиях, в которых участвуют дочери узбекского президента: старшая Гульнара и младшая Лола. Автор - журналист Огюстен Скалбер - высказал мнение, что они таким образом пытаются "отмыть имидж" своей страны. Самого Ислама Каримова он при этом назвал "диктатором" и "тираном".

В статье утверждалось также, что организаторы одного из таких мероприятий - благотворительного вечера по случаю открытия фонда "Узбекистан 2020", созданного по инициативе младшей дочери президента - выплатили крупную сумму итальянской актрисе Монике Белуччи. Приняв приглашение, по информации источника, она получила 190 тысяч евро (ранее издание писало, что похожие предложения получали и другие знаменитости).

Почему именно эта публикация привлекла внимание Лолы Каримовой и почему она решила судиться, сказать сложно. Rue89 далеко не первое и явно не последнее издание, от которого узбекский президент получил (и, соответственно, получит) подобные характеристики. В международной организации "Репортеры без границ" в связи с этим язвительно заметили, что если бы дочь президента захотела засудить все газеты, считающие ее отца диктатором, ей пришлось бы "сильно постараться".

Так, почти в то же время, как стало известно об иске к Rue89, журнал Newsweek поместил Ислама Каримова в список "деспотов" (вместе с лидером Ливии Муаммаром Каддафи и президентом Зимбабве Робертом Мугабе). Там отмечалось, что на счету Каримова, более 20 лет находящегося у власти, жестокое подавление протестов в Андижане в 2005 году. Перечисляя обвинения, выдвигавшиеся в адрес "режима", авторы списка упомянули и историю о "людях, сваренных в кипятке" (речь идет, очевидно, об истории в узбекской тюрьме "Жаслык", где таким образом, по данным Human Rights Watch, в 2002 году был убит один из заключенных).

В публикациях, в которых комментировались претензии Лолы Каримовой, было высказано мнение, что ее обращение в суд, возможно, стало попыткой повысить собственную значимость в борьбе за влияние со старшей сестрой Гульнарой (которая также работает на дипломатическом поприще и представляет Узбекистан за рубежом). По другой версии, инициатором иска был сам президент (хотя сложно представить, чтобы Ислама Каримова вдруг озаботило, как его назвал один из французских сайтов).

Конкретные претензии, с которыми дочь президента обратилась в суд, касались слова "диктатор", пассажа об "отмывании имиджа" (который, как было заявлено в иске, может быть расценен как намек на "отмывание денег") и утверждения о сумме, выплаченной Монике Белуччи. Ни одну из этих претензий суд, по информации Uznews, в итоге не поддержал (полный текст судебного решения, из которого можно будет узнать подробности, будет обнародован в ближайшие дни).

Главный редактор французского сайта Rue98 Пьер Аски и Огюстен Скалбер в парижском суде в мае 2011 года. Фото (c)AFP
Lenta.ru

Из всех обвинений наименее серьезным, вероятно, было то, что касалось "отмывания имиджа". Прокурор (который во Франции принимает участие в подобных процессах), оценив эту часть иска, констатировал, что ни о каком отмывании денег в статье Rue89 речи не было. Более серьезным для журналистов могло бы стать обвинение, связанное с предполагаемым гонораром для Моники Белуччи. Однако защита нашла доказательства: суду была представлена смета расходов с того самого благотворительного вечера. При этом, как пишет присутствовавшая на процессе правозащитница Надежда Атаева, выяснилось, что итальянской актрисе было заплачено даже больше - не 190 тысяч, а 230 тысяч евро. Журналистка, которая была автором этой новости (Огюстен Скалбер в своей публикации ссылался на ее данные), заявила, что специально занизила сумму, чтобы "скрыть свой источник информации". Материалы, предоставленные журналисткой, суд согласился приобщить к делу.

Учитывая, что полный текст судебного решения пока не опубликован, сложно сказать, чем именно руководствовался суд, оценивая претензии по поводу "диктатора". Журналисты, обосновывая свою позицию, напоминали о нарушениях прав человека в Узбекистане и злоупотреблениях властей (в качестве свидетельниц на процессе даже выступили две узбекские правозащитницы; одна из них - Мутабар Таджибаева - была осуждена в 2006 году после критических выступлений в адрес властей и выпущена на свободу спустя несколько лет - в преддверии визита в Узбекистан представителя Госдепартамента США).

С другой стороны, прокурор, выступая на суде, отмечал, что журналист, используя критические формулировки, воспользовался своим правом на свободу слова, которое гарантировано ему французским законодательством. В подобном контексте оценил решение суда главный редактор Rue89 Пьер Аски. "Это прекрасный пример свободы слова в нашей стране, - заявил он. - Оно [решение] доказывает, что мы можем свободно освещать события в таких странах, как Узбекистан, и что независимый суд не может быть запуган иностранным государством".

Адвокат истицы, в свою очередь, пытался представить ее жертвой нападок со стороны недобросовестных журналистов. Суду были продемонстрированы фильм о благотворительной деятельности Лолы Каримовой, а также хвалебные письма от представительства ЮНИСЕФ и Дома Европы в Узбекистане. С последними, правда, произошла небольшая накладка. Журналисты выяснили, что авторы этих писем не были осведомлены о том, что данные характеристики будут использованы в судебной тяжбе. Впрочем, существенной роли эти письма на процессе не сыграли.

P.S.

Журналисты Rue89 выдвигали к дочери узбекского президента встречные претензии. Они обвинили ее в попытке злоупотребить возможностями французской судебной системы и потребовали компенсации судебных издержек. Суд, однако, решил, что злого умысла в действиях истицы не было, и в компенсации отказал.

< Назад в рубрику