Государственный оборонный заказ на 2011 год оказался фактически сорван, поскольку некоторые контракты, в частности, на поставку стратегического ядерного вооружения, пока не заключены. Об этом рассказал генеральный конструктор Московского института теплотехники Юрий Соломонов. Времени на производство и поставку техники, предусмотренной программой гособоронзаказа, остается все меньше, а значит властям в 2012 году придется устраивать еще один показательный "разбор полетов", эффективность которого уже можно поставить под сомнение.
Российские предприятия оборонно-промышленного комплекса, занятые разработкой и производством стратегического ядерного вооружения, пока не получили ни одного контракта в рамках программы государственного оборонного заказа на 2011 год. Об этом в интервью газете "Коммерсантъ" рассказал генеральный конструктор по наземным ракетным комплексам Московского института теплотехники Юрий Соломонов. По его словам, ситуация в части размещения заказов по сравнению с предыдущими годами значительно ухудшилась.
"Сейчас июль. И такого не было последних лет 14. Самое позднее - мы на текущий год заключали контракты в конце апреля-середине мая", - добавил генконструктор, отметив, что производственный год у стратегических предприятий заканчивается "в конце ноября - в первой декаде декабря". "А дальше просто уже времени не остается для того, чтобы предприятия освоили средства, учитывая, что цикл изготовления нашей техники - почти год", - пояснил Соломонов.
Интервью Соломонова показало, что меры правительства России по поиску виновных в срыве гособоронзаказа на 2010 год и привлечению их к ответственности фактически не дали никакого положительного результата (если не сказать хуже). Напомним, еще в середине марта 2011 года президент России Дмитрий Медведев пообещал устроить "разбор полетов" по проваленному гособоронзаказу, а спустя месяц дал правительству поручение найти и наказать виновных. В середине мая вице-премьер Сергей Иванов доложил президенту, что его поручение выполнено и что наказание понесли около двух десятков человек.
"То, что президент провел это мероприятие, было, наверное, правильно. Но одно уже вызывает недоумение: почему после завершения планового периода? Речь-то о 2010 годе, и только почти через полгода проводится 'разбор'. Ну, если вы заинтересованы в контроле, проведите все до конца года, когда еще что-то можно исправить. А во-вторых, правильная в принципе идея превратилась в абсолютно поверхностное обсуждение. Ну, если деньги выделяют с середины года, как год-то можно закончить?" - прокомментировал "разбор полетов" Соломонов, отметив, что принятых мер, очевидно, было недостаточно.
"В конце концов на то они (президент и премьер министр - примечание "Ленты.Ру") и руководители, чтобы решать задачи концептуального плана. Но результат-то вот он: если не выполняется гособоронзаказ год, не выполняется второй, значит, виноваты не только те, кто этим занимается. Наверное, пора посмотреть поглубже и пошире", - пояснил Соломонов. В итоге процесс гособоронзаказа в России движется по замкнутому кругу, который, не будучи разорванным, раз за разом будет приводить к срыву государственных планов в сфере вооружений.
Установившаяся практика такова, что контракты в рамках гособоронзаказа на текущий год заключаются слишком поздно, в результате чего предприятия просто физически не успевают произвести и сдать продукцию, цикл производства которой превышает полгода. И даже в тех случаях, когда контракт подписывается в начале года, средства на его исполнение все равно приходят на счета предприятий со значительным опозданием. В итоге заказанная техника нередко поступает на вооружение уже на следующий год.
Об этом же в середине мая 2011 года рассказывал и генеральный директор госкорпорации "Ростехнологии" Сергей Чемезов. По его словам, авансовый взнос по гособоронзаказу со стороны Министерства обороны России к 1 мая 2011 года составил 6,9 миллиарда рублей, или 18 процентов от общего объема уже заключенных контрактов. При этом предприятия, подконтрольные "Ростехнологиям" получили только 33,2 процента контрактов от планового уровня. Кроме того, Минобороны сформировало "черный список" предприятий, не сумевших справиться с гособоронзаказом 2010 года. Эти компании к началу мая контрактов и авансов не получили вовсе. Как обстоят дела с гособоронзаказом на начало июля, неизвестно.
Возможно, сложившуюся ситуацию удастся переломить при помощи законопроекта, рассматриваемого правительством России, который предусматривает авансовые стопроцентные платежи по контрактам, заключенным в рамках гособоронзаказа. Этот проект премьер-министр России Владимир Путин озвучил еще в середине мая 2011 года. "Сегодня в правительстве обсуждается вопрос о представлении в Госдуму изменений в закон о бюджете. Хорошо, но Дума на это дело возьмет еще свои две-три недели, потом вернет все это в правительство, потом бюрократические процедуры... И деньги в итоге появятся не раньше августа, а речь идет о выполнении работ в этом году огромным количеством предприятий", - отметил Соломонов.
Основной бедой российских предприятий оборонно-промышленного комплекса, по мнению Соломонова, в настоящее время является государство. "Если так и дальше будет, все эти заверения о рационализации, модернизации, инновациях и так далее останутся только лозунгами агитпропа, не более", - убежден Соломонов. Сегодня все решения и указы принимаются на уровне президента и главы правительства России, но, будучи спущенными на уровень федеральных органов, тормозятся и если и выполняются, то не в полном объеме.
В конце марта 2011 года министр обороны России Анатолий Сердюков заявил, что гособоронзаказ на 2011 год предусматривает поставку 36 стратегических баллистических ракет, двух стратегических атомных подводных лодок и 20 стратегических крылатых ракет. Военные также планируют закупить 35 самолетов различных типов, 109 вертолетов, три многоцелевые атомные подводные лодки, один боевой надводный корабль и 21 зенитный ракетный комплекс. Из всех предприятий о полном получении всех контрактов в рамках гособоронзаказа отчитался только холдинг "Вертолеты России".
Ранее стало известно, что северодвинская судоверфь "Севмаш" намерена в 2011 году передать ВМФ России три атомных подлодки: две стратегических проекта 955 "Борей" и одну многоцелевую проекта 885 "Ясень". Как ожидается, подлодки проекта "Борей" будут приняты на вооружение в конце 2011 года. В конце февраля сообщалось, что Сухопутные войска в текущем году примут на вооружение автоматизированные системы управления, ЗРК С-300В4, "Бук-М2", "Тор-М", оперативно-тактические ракетные комплексы "Искандер-М", бронетранспортеры БТР-82А, бронированные ремонтно-эвакуационные машины БРЭМ-К, бронированные автомобили "Мустанг". Планов, как говорится, громадье, но на деле все может оказаться совсем не так.
Дело здесь не только в запоздалом заключении контрактов и неполном финансировании проектов. По словам заместителя руководителя "Ростехнологий" Дмитрия Шугаева, уровень износа техники предприятий оборонно-промышленного комплекса "достиг критического уровня". "В частности, в отрасли машиностроения износ техники составляет порядка 80 процентов, динамика развития не превышает 11 процентов, обновление парка не превышает одного процента. Для сравнения - доля вложений в обновление парка западными странами достигает 15 процентов", - отметил Шугаев. Как следствие, налицо падение конкурентоспособности предприятий и низкая производительность труда.
Бороться с этим правительство России намерено дополнительной накачкой предприятий финансированием. Согласно проекту новой федеральной целевой программы, на модернизацию оборонно-промышленного комплекса в период с 2011-го по 2020 год планируется выделить три триллиона рублей. Об этой программе Путин доложил еще в конце апреля 2011 года, однако принята ли программа и начала ли действовать, пока неизвестно. Благодаря такой программе, в частности, Россия планирует вдвое увеличить объем производства ракетных комплексов с 2013 года.
По словам Путина, на освоение серийного производства ракетных комплексов до 2020 года будут потрачены 77 миллиардов рублей. "В войска поступит новое ракетное вооружение - стратегическое и оперативно тактическое; такие системы, как "Ярс", "Булава" и "Искандер-М", - рассказал Путин. В рамках программы освоения серийного производства ракетных комплексов правительство России намерено выделить на развитие предприятий 15 миллиардов рублей, из которых 9,6 миллиарда рублей получит Воткинский завод, производитель баллистических ракет.
"Формально в планах ГПВ-2020 года, начиная с 2013 года, предполагается резкое увеличение объемов производства, но очень сомнительно, что это произойдет. Для подготовки к этому увеличению тоже должны быть выделены значительные средства. Ведь понятно, что если вы делаете 5-7 ракет в год, это одна ситуация, а если 20-30 ракет - совсем другая. Это дополнительные стенды, дополнительное оборудование", - отметил Соломонов. Таким образом, для достижения желаемого эффекта через два года значительные объемы финансирования в отрасль необходимо направить уже сегодня.
Пока же, при сохранении общей тенденции, можно сказать, что гособоронзаказ последующих годов также не будет выполняться в полном объеме. При этом "разбор полетов", который, вероятно, российские власти проведут и в будущем году, должного эффекта также не принесет. Эта мера перестала "пугать" российских генералов, которые и без того готовы устраивать демарши в любой момент. Ранее сообщалось, что трое генералов, числившиеся в кадровом резерве президента России, подали прошения об отставке, по неподтвержденным данным, из-за несогласия с методами реформирования армии. В версию Минобороны России, что причиной для этого стало слабое здоровье генералов, верится с трудом.