В Индии разгорается бурная дискуссия вокруг несметных сокровищ, обнаруженных в храме Шри-Падманабхасвами в городе Тируванантапурам. В СМИ фигурируют умопомрачительные оценки их стоимости - около 22 миллиардов долларов США. Это, для сравнения, немногим меньше военного бюджета страны. В стране с миллиардным населением, четверть которого живет меньше чем на доллар в день, разумеется, тут же нашлись популисты, требующие направить эти деньги на социальные нужды. Штука в том, что никаких денег на самом деле нет и, скорее всего, не будет.
Храм Шри-Падманабхасвами - одна из 108 дивья-дешам, святейших обителей бога Вишну (105 из них находятся в Индии, одна - в Непале, еще две - в духовном мире). Нынешнее здание было построено в середине XVIII века махараджей Мартхандой Вармой, правителем царства Траванкор, располагавшегося на территории нынешних штатов Керала и Тамил-Наду. С тех пор махараджи исправно подносили храму драгоценные дары, в том числе полтонны монет, украшения, драгоценную посуду и 30-килограммовый золотой идол Махавишну. Сокровища складывали в шести подземных хранилищах храма.
Ныне храм, на основании особого закона, принятого после вхождения бывшего Траванкора в состав независимой Индии, управляется потомками махараджей через фонд, возглавляемый 89-летним Утраданом Тируналом Мартандавармой. Нынешняя громкая история началась с того, что местный адвокат Сундар Раджан подал жалобу в керальский суд, в которой говорилось, что фонд плохо управляет храмом и не может обеспечить должной безопасности сокровищницы. Тяжба между ним и Утраданом Вармой дошла до Верховного суда Индии, который в конце июня назначил особую комиссию из семи человек, уполномоченную вскрыть сокровищницу.
Про то, что в Шри-Падманабхасвами хранятся древние сокровища, было известно давно. Однако огромность клада потрясла всех. Пока вскрыты пять из шести хранилищ, и в них обнаружены буквально тонны золота и драгоценностей. Никаких официальных оценок их стоимости нет. Некие люди, участвующие в инспекции храмовой сокровищницы, на условиях анонимности называли журналистам астрономические суммы: сначала - более 10 миллиардов долларов, потом - более 22. Эти цифры моментально облетели всю страну. Для охраны к храму подтянули ни много ни мало два батальона солдат.
Разговоры про "отнять и поделить" начались тут же. Например, керальский философ-рационалист и активист-антиклерикал У. Каланатан заявил газете Khaleej Times: "Эти богатства, накопленные правителями, принадлежат народу и должны быть ему возвращены". А газета The Economic Times в своей очень осторожной редакционной колонке процитировала Фому Аквинского: "Человек должен смотреть на свое достояние не как на принадлежащее ему, но как на благо для всех, и беспрепятственно делиться со всеми, кто в том нуждается".
Впрочем, никакого "отнять и поделить", скорее всего, не получится. Во-первых, храмовая собственность в Индии защищена весьма строгим законом. В соответствии с ним, ценности могут быть выкуплены за 120 процентов своей стоимости. Во-вторых, даже если имеющиеся неофициальные оценки стоимости сокровищ окажутся сильно завышенными, распродать их будет весьма непросто. Если продавать в качестве культурных ценностей - едва ли получится найти достаточное количество достаточно богатых покупателей. Если в качестве просто золота и драгоценных камней - от такого масштабного выброса обрушатся цены. Есть еще вариант распродавать сокровища постепенно, но тогда это растянется на многие годы и не позволит достигнуть обещаемого популистами мгновенного эффекта. Наконец, в-третьих, изъятие или даже выкуп у храма драгоценных даров наверняка вызовет ярость индуистов. В Индии подобные происшествия уже не раз и не два приводили к погромам и массовым беспорядкам с многочисленными жертвами.
Глава правительства штата Керала Умен Чанди уже решительно заявил: "Храм Шри-Падманабхасвами - гордость Кералы. Богатства храма останутся в храме".
Окончательно судьбу сокровищ предстоит определить тому же Верховному суду, который назначил инспекцию храмовых хранилищ. В Индии подобные разбирательства часто тянутся годами и десятилетиями. Например, за священную землю в городе Айодхья мусульмане и индуисты судились больше 50 лет с перерывами на погромы.
Эта жизненная история лишний раз подтверждает идею, уже не одно столетие вдохновляющую авторов приключенческих романов: найти сокровища - это еще ерунда; поделить их - вот где засада.