Экономика
21:32, 13 июля 2011

Банк почтовой безопасности Почтальонов защитят от бандитов пластиковыми картами

Генеральный директор ФГУП "Почта России" предложил максимально сократить объемы доставки пенсий наличными деньгами, перейдя на пластиковые карты. Это позволит не только снизить риски нападения на почтальонов, но и модернизировать как финансовую инфраструктуру в регионах России, так и саму "Почту России". Понятное дело, что почтальоны хотели бы снять с этого процесса сливки.

В воскресенье, 10 июля, российские почтальоны отметили свой профессиональный праздник - День российской почты. Празднование было омрачено случившимся накануне происшествием: 9 июня в поселке Некрасовка Хабаровского края на почтовую машину напали бандиты. Водитель, отстреливаясь от преступников, погиб. Из угнанного автомобиля были похищены 4,2 миллиона рублей. За информацию, которая поможет следователям задержать преступников, "Почта" объявила награду.

Гендиректор ФГУП "Почта России" Александр Киселев не зря называет своих сотрудников "героями-почтовиками". Работа почтальона в России не только трудная и низкооплачиваемая, но еще и опасная. Недаром с 2010 года на "Почте России" было введено дополнительное страхование жизни для персонала, находящегося в группе риска (почтальоны, водители и т.д.). На сайте ФГУП говорится, что "в одиночку, без участия государства... Почта России не сможет справиться с проблемой нападения на своих работников". Между тем, происходят такие нападения часто, поэтому руководство "Почты", помимо закупки оружия и бронированных авто, решило справиться с проблемой с помощью модернизации производства.

Глава "Почты России" предложил полностью изменить всю инфраструктуру доставки пенсий, социальных пособий и других выплат. По мнению Киселева, только это позволит полностью "исключить посягательства на денежные средства, доставляемые Почтой России". Речь, собственно, идет о том, чтобы применить электронную форму доставки пенсий, то есть не развозить наличные на машинах, а раздать пенсионерам и льготникам банковские карты, на которые бы перечислялась пенсия.

Проект раздачи пластиковых карт пенсионерам, о котором упомянул Киселев, предполагает гигантские инвестиции в банковскую инфраструктуру России и частичную перекройку архитектуры самой "Почты России". Понятное дело, госгигант, в штате которого числится несколько сотен тысяч человек, не желает быть выброшенным на периферию реформы, которую сам же и инициировал.

Финансы "Почте" поют романсы

Работа почтальона отделения "Почты России" города Москвы. Фото РИА Новости, Владимир Федоренко
Lenta.ru

С середины 2000-х менеджмент "Почты России", несмотря на частые смены главы компании, работает в едином направлении. Во всем мире почтовые услуги из-за развития технологий приносят все меньше прибыли некогда могущественным гигантам, вынуждая правительства разных стран придумывать методы, позволяющие перевести национальные почты на современные рельсы. Диверсификация почтового бизнеса и внедрение новых технологий являются одними из основных инструментов подобного рода.

"Почта России", скованная многочисленными административными рамками и социальными обязательствами, сделала ставку на финансовые услуги. Эта деятельность, в отличие от доставки писем, бандеролей и пенсий, приносит госпредприятию ощутимый доход. Собственно, на безубыточность в 2009 году "Почта" вышла лишь благодаря тому, что в последние годы активно взялась играть роль "банка без лицензии".

Решение заняться подобными услугами, безусловно, подсказывала сама структура "Почты". На данный момент в состав ФГУП входят около 42 тысяч почтовых отделений, оказывающих услуги почтовой связи на территории РФ. Ежегодно почтовые работники принимают, обрабатывают и доставляют более 1,5 миллиарда писем, 48 миллионов посылок и почти 113 миллионов денежных переводов. Для сравнения, сеть Сбербанка насчитывает вдвое меньше отделений.

Сравнивать "Почту" и Сбербанк, конечно же, особого смысла нет. В 2010 году чистая прибыль "Почты" составила 480 миллионов рублей, а у Сбербанка - 174 миллиарда рублей. Однако "последнюю милю" до своего клиента "Почта России" может пройти даже там, куда еще не добрался вездесущий зелененький логотип госбанка. До технологий Сбера (которые также оставляют желать лучшего) почтальонам, конечно, далеко, но, несмотря на многие трудности (в частности, неквалифицированный персонал, низкие зарплаты), отказываться от похода в финансовый сектор ФГУП не собирался. Недаром назначение бывшего президента Сбербанка Андрея Казьмина руководителем "Почты" сочли прежде всего едва ли не сигналом к превращению ФГУП в полноценный финансовый институт.

Но и новое руководство "Почты", которое в 2009 году сменило команду Казьмина, не отрицало, что хотело бы укрепить свои позиции в финансовом секторе. Но поскольку выдача банковской лицензии самой "Почте" противоречила задаче ФГУП, было решено создать в России Почтовый банк. Появление подобного института позволило бы "Почте" получить дополнительный доход, который, в свою очередь, пошел бы на модернизацию ее традиционных, пускай и убыточных, функций. В свою очередь, Почтовый банк был бы более устойчив и привлекателен для инвесторов, если бы его сформировали в качестве самостоятельной единицы.

Запрягали почтальоны бодро, но рвануть с места в финансовый карьер им не удалось. В последнее время создание Почтового банка, участником которого должно было стать почтовое предприятие, застопорилось.

Сперва чиновники, поддержавшие проект, хотели привлечь в Почтовый банк частных инвесторов. Однако "Почта России" выразила желание получить полный контроль над новым банком и оценила свой финансовый бизнес в 80-100 миллиардов рублей. Из-за этого сроки создания банка были сорваны, а многие частные банки, которые должны были предоставить "Почте" свою экспертизу и наработанные технологии, отказались от участия в проекте. Точная конфигурация будущего банка неизвестна до сих пор. Не исключено, что частным инвесторам будет вовсе отказано в возможности присоединиться к проекту.

Созданию Почтового банка мешает еще и то, что "Почта", являясь ФГУПом, не может стать акционером банка: для этого она должна быть преобразована в ОАО. Проект закона, который предусматривает акционирование "Почты", Минкомсвязи обещало подготовить до конца 2011 года. Если сам закон будет принят в этом году, то предприятие может быть акционировано в 2013 году.

Ставка на пенсионера

Предложение руководителя "Почты России" Александра Киселева перевести доставку пенсий в электронный формат вполне укладывается в логику трансформации "Почты" в финансовый институт. Организовав перевод пенсий на карты, "Почта России" сможет заполучить почти 20 миллионов клиентов для Почтового банка, а также значительно сократить собственные расходы. Ну, и заодно снизится количество нападений на почтальонов.

Пенсионерам работать с "Почтой России" не привыкать. Газета "Ведомости" указывает, что в России сейчас насчитывается 40 миллионов пенсионеров, которые ежегодно получают 4 триллиона рублей. Из них 21 миллион человек получает пенсию через почту. Только в 2010 году "Почта России" доставила пенсий и социальных пособий на 2,56 триллиона рублей. Однако прибыли "Почте" подобная деятельность не приносит: госкомпания ежегодно теряет на доставке пенсий около 8 миллиардов рублей. Не исключено, что еще больше "Почта" теряет на выплатах зарплат почтальонам.

Гендиректор ФГУП "Почта России" Александр Киселев. Фото РИА Новости, Михаил Фомичев
Lenta.ru

Несомненно, модернизация подобного монстра даст множество внешних эффектов. По сути Киселев, заявляя о желаемой модернизации системы пенсионных выплат, подталкивает правительство к созданию в России более эффективной финансовой среды. Дело в том, что подобная реформа неизбежно приведет к развитию банковской инфраструктуры в регионах.

Киселев полагает, что в подавляющем большинстве райцентров уже сейчас "имеется возможность установки терминалов и многопрофильных банкоматов", а тем, кто по различным причинам не сможет пользоваться пластиковой картой, обещает по старинке доставлять пенсию на дом. В пример он приводит опыт Марокко (с поправкой на масштаб задачи, естественно), где перешли на перечисление пенсий на банковские карты, а в регионах, где отсутствовала инфраструктура обналичивания этих денег, были установлены "вандалозащищенные" банкоматы.

"Являясь звеном, наиболее связанным с российской 'глубинкой', Почта России поставлена в более трудные условия, чем другие операторы. Существенным фактором, затормаживающим процесс модернизации в регионах, в настоящее время является неразвитая банковская платежная инфраструктура. Решением данной проблемы могло бы стать создание почтового банка", - говорится на сайте "Почты". Впрочем, "Почта" не исключает, что может выпустить пластик в партнерстве с пулом прочих банков, с которыми и так уже работает. В любом случае, проект позволит "Почте" более эффективно организовать свою работу. Да и заработать на "пенсионном рынке" также можно.

Взять для примера тот же Сбербанк, в отделениях которого получают пенсию более 40 процентов российских пенсионеров. Около трети остатка всех вкладов в Сбербанке приходится на пенсионные вклады. Кроме того, пенсионеры хороши и как заемщики, поскольку ответственно относятся к обслуживанию своих долгов. В Сбербанке, к примеру, уже оценили возможности этого рынка, хотя и не успели на нем толком развернуться: в 2010 году госбанк ссудил пенсионерам свыше 20 миллиардов рублей. "Почте России", бренд которой в России известен не менее, чем зеленый кружок Сбербанка, наладить работу с пенсионерами сам Бог велел.

< Назад в рубрику