Авиакомпания "Авианова", которая в 2007 году стала вторым на российском рынке низкобюджетным перевозчиком, переживает корпоративный конфликт. В конце июня 2011 года "Авианова" уволила управляющего директора авиакомпании Эндрю Пайна, который впоследствии опроверг сообщения о своей отставке. В ответ 14 июля руководство перевозчика выпустило официальное заявление, в котором говорилось, что Пайн был уволен, поскольку его действия регулярно приводили к отмене рейсов и задержке с возвратом денег пассажирам.
Историю создания "Авиановы" можно начинать, пожалуй, с июля 2005 года, когда стало известно, что в России появится низкобюджетный перевозчик с рабочим названием AirNova. Реализацией проекта занимался американский инвестфонд Indigo Partners с партнерами. Отмечалось, что полеты новая компания начнет не ранее середины следующего, то есть 2006 года.
Однако до осени 2008 года о новом перевозчике почти ничего не сообщалось. В сентябре 2008-го источники деловых СМИ рассказали, что проект будет называться "Авианова" и одним из его участников станет группа А1, входящая в российскую "Альфа-групп". Предполагалось, что "Авианова" будет базироваться в "Домодедово", ее парк будет состоять из 7-10 лайнеров Airbus A320, а полеты начнутся с 1 января 2009 года. Цены на билеты в "Авианове" обещали установить на 30-40 процентов ниже, чем у других авиакомпаний. Сообщалось также, что руководителем новой структуры стал Эндрю Пайн, который ранее работал генеральным директором авиакомпании Viva Macau.
Однако из-за экономического кризиса планы по запуску перевозчика пришлось скорректировать. Только в июне 2009 года "Авианова" запустила рекламную кампанию, в которой пообещала перелеты по России за 250 рублей. Сертификат эксплуатанта "Авианова" получила 29 июля того же года, 11 августа начала продажу билетов, а первый полет совершила из московского "Внуково" в Сочи 27 августа 2009 года.
28 марта 2010 года "Авианова" перевела все свои рейсы в "Шереметьево", а к лету 2011 года расширила число маршрутов до 29. Компания, которая сейчас занимает место во втором десятке крупнейших авиакомпаний России, осуществляет в первую очередь внутрироссийские рейсы, а за границу летает только по одному маршруту - в Симферополь. Флот "Авиановы" состоит из шести Airbus A320. В 2010 году услугами перевозчика воспользовались 1,33 миллиона пассажиров.
Стоит отметить, что на момент создания "Авиановы" на российском рынке в сегменте low-cost работала всего одна авиакомпания - Sky Express, основанная в 2006 году гендиректором "Красноярских авиалиний" (входили в холдинг AiRUnion) Борисом Абрамовичем. В изначальном составе акционеров Sky Express числились ЕБРР, фонд Altima Capital, финансовая группа Sloane Robinson и ряд частных российских и иностранных компаний. После банкротства AiRUnion акционерная структура Sky Express изменилась, однако сейчас в компании официально не сообщают имена владельцев.
Sky Express летает в 16 российских городов, а с 2009 года также осуществляет чартерные рейсы в Турцию, Грецию, на Кипр, в Испанию и Египет (всего по 30 направлениям). Парк самолетов перевозчика состоит из Boeing 737-300 и 737-500 (на июль 2010 года их было 9). В 2010 году компания перевезла 1,14 миллиона пассажиров.
До сих пор других низкобюджетных перевозчиков в России, кроме Sky Express и "Авиановы", нет.
Надо сказать, что последние два года и "Авианова", и Sky Express неоднократно подвергались критике за частые задержки рейсов. Так, в июне 2010 года журнал Forbes составил рейтинг самых непунктуальных авиакомпаний , в котором Sky Express занял первое место, а "Авианова" - четвертое.
В августе прошлого года столичная прокуратура даже подала иски к обоим дискаунтерам в связи со срывами рейсов. При этом, если к Sky Express прокуратура ограничилась одним иском, то к "Авианове" было подано сразу восемь.
В мае 2011 года "Авианова" даже решила отказаться от части чартерных рейсов после внеплановой проверки со стороны Росавиации. Ведомство проверяло обстоятельства отмены и задержек 1398 рейсов перевозчика летом 2010 года и зимой 2010-2011 годов. В результате комиссия Росавиации установила, что с 30 марта 2010-го по 28 марта 2011 года "Авианова" задержала более тысячи рейсов на два часа и более, в том числе 214 рейсов - на восемь часов и дольше.
28 июня 2011 года газета "РБК daily" со ссылкой на источники на авиационном рынке написала, что управляющий директор "Авиановы" Эндрю Пайн больше не работает в компании и уехал из России. Причины отставки Пайна источники издания не называли.
При этом накануне выхода статьи в "РБК daily" "Авианова" сообщила о кадровых перестановках: первым заместителем гендиректора перевозчика был назначен бывший глава авиакомпании Red Wings Константин Тетерин. Источники газеты "Коммерсантъ" в "Авианове" сообщили, что Тетерин занял в авиакомпании кабинет Пайна и фактически будет выполнять его функции.
Сам Пайн 29 июня заявил, что из "Авиановы" он не уходит, а остается в компании вместе со своей командой менеджеров. Он также назвал назначение Тетерина незаконным. Тетерин, в свою очередь, сообщил, что официально ни Пайн, ни команда его менеджеров в штате "Авиановы" не числятся. Как напомнил портал Slon.ru, поскольку российскую авиакомпанию не может возглавлять иностранец, Пайн в руководстве "Авиановы" занимал должность "управляющего проектом".
Как указал "Коммерсантъ", в последнее время операционную деятельность "Авиановы" курировал гендиректор компании Владимир Горбунов, а Пайн осуществлял "стратегическое руководство".
7 июля газета The Financial Times написала, что в "Авианове" разгорается корпоративный конфликт между российскими и зарубежными акционерами. А1, структуре "Альфа-групп", принадлежит 51 процент акций перевозчика, а оставшиеся 49 процентов - Indigo Partners.
Как заявил FT Пайн, конфликт акционеров привел к "жертвам" среди менеджеров-экспатов. Помимо самого Пайна, из "Авиановы" были уволены трое других руководителей-иностранцев (британец, ирландец и австралиец).
Газета предсказуемо вспомнила и о других корпоративных конфликтах, в которых была замечена "Альфа-групп", самым ярким из которых стал спор 2008 года по поводу развития российско-британской компании ТНК-ВР. В итоге консорциум российских акционеров AAR ("Альфа-групп", Access Industries и "Ренова") добился того, что прежний глава ТНК-ВР британец Роберт Дадли ушел в отставку, а фактически возглавил компанию основатель "Альфа-групп" миллиардер Михаил Фридман. Кстати, несмотря на то, что в 2009 году акционеры ТНК-ВР решили, что новым главным управляющим директором компании станет Максим Барский, его формального назначения на должность до сих пор не произошло.
Между тем в "Авианове" 14 июля опубликовали официальное заявление "в связи с рядом публикаций в СМИ относительно прекращения своего сотрудничества с Эндрю Пайном". В нем компания обвинила Пайна в несоблюдении российского законодательства и действиях, регулярно приводивших к отмене рейсов и задержке с возвратом денег пассажирам.
В "Авианове" заявили, что действия Пайна повлекли "за собой проверки со стороны различных контролирующих органов, Ространснадзора, Росавиации, Транспортной прокуратуры". В результате проверок перевозчику был выписан ряд инспекторских предписаний. Как подчеркнул Горбунов, "отстраненный от сотрудничества с компанией за несоблюдение российского законодательства Эндрю Пайн вводит в заблуждение общественность, выдавая собственную безответственность за конфликты акционеров".
Кроме того, в сообщении "Авиановы" говорится, что компании "был причинен и прямой ущерб". "24 июня текущего года под логином Майкла Хайдена, одного из привлеченных г-ном Пайном консультантов, был совершен несанкционированный вход в электронную систему продаж авиакомпании и произведена обнуляция тарифов, в результате чего почти на сутки были остановлены продажи авиабилетов на рейсы компании". По оценкам "Авиановы", ущерб может составить около 4,5 миллиона рублей, и компания намерена защищать свои интересы и требовать возмещения ущерба.
В свою очередь, Пайн заявил "РБК daily", что "Горбунов является марионеткой, действующей в интересах A1". "Он войдет в историю как генеральный директор, который попытался захватить свою собственную авиакомпанию. Но он не имеет власти уволить меня", - приводит издание слова Пайна.
Пока конфликт в "Авианове" набирает обороты, "Альфа-групп" выставила контрольный пакет акций перевозчика на продажу. В начале июля газета "Ведомости" писала, что вся компания оценивается в 150 миллионов долларов, при этом А1 готова продать свой пакет всего за 70 миллионов. По данным издания, на долю в "Авианове" уже есть потенциальный покупатель: бывший управляющий директор А1 Дмитрий Черняк, уволившийся из компании в марте текущего года. Позднее в СМИ называлась и другая сумма возможной сделки - 35 миллионов долларов.
Однако 14 июля президент А1 Михаил Хабаров в интервью "Коммерсанту" опроверг информацию о продаже доли в "Авианове". "Переговоров о продаже нашей доли в компании за 35 миллионов долларов мы не ведем. Мы намерены сохранить свой пакет и продолжить развивать перевозчика", - пояснил Хабаров.