Мир
21:19, 18 июля 2011

Главная мишень Талибы начали охоту на родню и соратников президента Афганистана

Президент Афганистана Хамид Карзай за последнюю неделю лишился сразу нескольких влиятельных соратников. В лучший мир этих людей отправили талибы, развернувшие настоящую охоту на людей из окружения президента. В сочетании с начавшимся выводом иностранных войск это обстоятельство делает положение Карзая совсем незавидным.

Последние полгода выдались для афганского президента на редкость скверными. При том, что его страну и так трудно назвать образцово-показательной, на Хамида Карзая навалилась гора неприятностей личного и даже интимного характера.

Сначала благодаря сайту Wikileaks Карзай узнал, что в руководстве США - сюзерена и главного заступника официального Кабула - его считают слабым человеком параноидальных наклонностей. Вскоре выяснилось, что его паранойя небезосновательна: в марте американцы "по ошибке" застрелили его двоюродного брата - Хаджи Яра Мухаммеда Хана Карзая.

Потом у президента Афганистана пошли наперекосяк денежные дела: его старшего советника по экономическим вопросам, бывшего главу афганского ЦБ Нуруллу Делавари арестовали за растрату. Что еще неприятнее, уже летом из Кабула в США спешно сбежал следующий глава Центрального банка - Абдул Кадир Фитрат. Он заподозрил в выводе из страны миллионов долларов другого президентского брата - Махмуда. Поскольку Карзаи своих не сдают, уголовное дело завели на самого Фитрата. Банкиру пришлось покинуть страну, пока еще была такая возможность.

Ранее президент открыто сознавался, что несколько раз в год получает от Ирана "пять, или шесть, или семь сотен тысяч евро" наличными. Тоже не здорово, но все же не прямой грабеж государственной казны. Поэтому история с братом Махмудом очень нехорошо отразилась на его образе в глазах сограждан.

Ахмед Вали Карзай. Фото (c)AFP
Lenta.ru

Но наиболее сильный удар Хамид Карзай пережил 11 июля, когда его младший сводный брат Ахмед Вали Карзай был застрелен собственным охранником. Дело не только в том, что любому человеку жаль потерять близкого родственника, но и в том, что Ахмед Вали был, если прибегнуть к средневековой терминологии, герцогом Кандагарским.

Брат передал ему в доверительное управление самую беспокойную провинцию страны в обмен на верность и неустанную борьбу с талибами. Карзай-младший, используя средневековые же методы управления, смог навести на афганской родине движения "Талибан" какое-то подобие порядка. Американцы поначалу возмущались тем, что люди Ахмеда Вали похищают людей, проводят внесудебные расправы и изготавливают наркотики, однако потом махнули рукой на эти и другие проделки. В конце-концов, идет война, тут не до либеральных ценностей.

Талибам же президентский брат постоянно досаждал. Его люди терроризировали семьи боевиков, а их самих то и дело сдавали американцам. В борьбе за власть Ахмед Вали в методах особо не стеснялся, играя с боевиками по их же правилам. Отношения между оппонентами были крайне неприязненными, что вылилось в многочисленные попытки талибов убить президентского брата. К нему домой то и дело пытались зайти террористы-смертники, по его кортежу стреляли из пулеметов и гранатометов, но до поры Ахмеду Вали везло.

Однако от собственного охранника его не спасли ни высоченные бетонные стены вокруг небольшого дворца, в котором он жил, ни бронированные автомобили. Что пообещали талибы убийце или чем ему пригрозили, скорее всего, никто никогда не узнает: телохранителя, застрелившего президентского брата, тут же в нескольких местах продырявил его коллега.

Как бы то ни было, одна из важнейших провинций страны осиротела. Адекватной замены Ахмеду Вали попросту нет. Хамид Карзай, выступая по поводу гибели родственника, выглядел очень растерянным и подавленным. Для празднующих победу талибов у него нашлись лишь такие слова: "Не надо убивать людей - это может сделать каждый. Настоящие мужчины людей спасают". Это заявление в стиле кота Леопольда вполне ожидаемо не произвело на боевиков никакого впечатления.

Уже 17 июля двое вооруженных автоматами боевиков, принарядившихся по местной моде в "пояса смертников", ворвались в дом советника президента по межплеменным отношениям. Джан Мохаммад Хан в это время принимал дорого гостя - депутата парламента провинции Урузган Мохаммада Хашема Ватанвала. Талибы застрелили обоих. В последовавшей за этим перестрелке с подоспевшей полицией один убийца погиб, о судьбе другого ничего не сообщается.

Джан Мохаммед Хан. Фото (c)AFP
Lenta.ru

Джан Мохаммад Хан для Афганистана был фигурой важной, но совсем не публичной. Чем именно он занимался на своем посту - мало кто знает. Но кое-что о нем сказать все-таки можно. Так, в 2006 году он был уволен с поста губернатора провинции Урузган при весьма интересных обстоятельствах. Хана обвинили в том, что под его мудрым руководством провинция превратилась в оживленный центр наркопромышленности страны. Причем пожаловались на это не кто-нибудь, а славящиеся лояльным отношением к разного рода зельям голландцы, чей контингент размещен в Урузгане.

Талибы, понятное дело, мотивируют убийство по-другому: сотрудничеством младшего Карзая и Хана с оккупационными войсками. Но сути дела это не меняет - к праотцам последовательно отправились два важных соратника президента страны, которых очень тщательно охраняли. При таких обстоятельствах склонность Хамида Карзая к легкой паранойе вполне объяснима.

Но дела афганского президента рискуют пойти еще хуже: американцы, а вслед за ними - другие союзники по НАТО объявили о начале вывода войск. Без их прямой силовой поддержки насквозь коррумпированный режим Карзая, взращенного в США и появившегося не без их помощи непонятно откуда в 2001 году, неминуемо падет. Подобный прецедент уже был - Мохаммад Наджибулла, приведенный к власти в Афганистане усилиями СССР, после вывода советских войск продержался у власти всего три года, в 1992-м его свергли (и через четыре года казнили).

Американцы, конечно, просто так своего ставленника не бросят, однако Карзаю радости от этого немного. Когда твоих ближайших соратников одного за другим убивают, когда армия, на чьих штыках ты пришел к власти, собирается восвояси, когда народ, которым ты управляешь, презирает и ненавидит тебя, будущее начинает казаться все менее и менее радужным.

Карзай, разумеется, еще какое-то время просидит на своем посту, однако снаряды невезения ложатся уже настолько близко к нему, что американцам, если Афганистан для них важен, не мешало бы озаботиться подготовкой новой марионетки. Карзаю же пора начинать подыскивать себе жилье где-нибудь на Лазурном берегу или в Беверли-Хиллс. Впрочем, есть и альтернатива: если ситуация в стране будет развиваться в нынешнем ключе, он имеет все шансы вскоре переехать на кладбище в своей родовой деревне.

О том, что такой вариант нельзя сбрасывать со счетов, много мог бы рассказать, например, президент Йемена Али Абдулла Салех.

< Назад в рубрику