Акционеры "Домодедово" спрятались подальше от любопытных глаз. На пресс-конференции 19 июля председатель совета директоров компании Дмитрий Каменщик, который в мае был назван стопроцентным бенефициаром аэропорта, отказался раскрывать текущую структуру собственности "Домодедово". При этом он сослался на возможную атаку со стороны рейдеров.
"Домодедово", единственный частный аэропорт московского авиаузла, в последние полгода вызывает повышенный интерес чиновников и СМИ. После того как в январе 2011 года в "Домодедово" произошел теракт, жертвами которого стали 37 человек, власти взволновал вопрос о структуре собственности аэропорта. На рынке бенефициарами "Домодедово" традиционно считали двух бизнесменов - Каменщика и Валерия Когана, однако официального подтверждения этой информации не было. Чиновники по распоряжению президента России Дмитрия Медведева долго и безуспешно искали акционеров крупнейшего российского аэродрома, но так и не смогли назвать имя его владельца. Однако в мае аэропорт, засобиравшийся на биржу (IPO в итоге не состоялось), сам заявил, что его единственным владельцем является председатель совета директоров "Домодедово" Дмитрий Каменщик.
За неполные два месяца позиция аэропорта изменилась. Сейчас она такова: в середине мая владельцем "Домодедово" являлся Каменщик. Изменилось ли что-либо в структуре владения компанией, он отвечать отказывается, утверждая, что для закрытой фирмы нет смысла делиться с посторонними подобной информацией. Да и акционеры ее "не тщеславны". Формально же госорганы, по словам Каменщика, придраться к "Домодедово" не могут, поскольку сложная структура собственности аэропортом укладывается в рамки российского законодательства. К тому же "Домодедово", как заявил Каменщик, сам опасается противозаконных действий в свой адрес. По его мнению, менеджмент аэропорта, раскрыв собственников, подвергнет их риску рейдерской атаки, но если точно не знать, кто владелец, то инвестиции, вложенные в такую атаку, пропадут.
В конце мая холдинговая компания "Домодедово", оцененная в ходе подготовки к IPO в 3,5-7,5 миллиарда долларов, отменила размещение, сославшись на слабый рынок, а эксперты сочли отказ признаком завершения конфликта акционеров крупнейшего российского аэропорта с государством. Каменщик не подтверждает этого, указывая, что отказ от IPO был продиктован исключительно отвратительной конъюнктурой на рынке, не позволившей "Домодедово" дорого продать свои акции. Время же, потраченное на подготовку к IPO, он рассматривает исключительно в позитивном ключе, отмечая, как улучшилось управление компанией. Забавно, но в качестве еще одного кнута, позволяющего менеджменту держать себя в тонусе, Каменщик называет осаждающие "Домодедово" надзорные структуры. Менеджменту аэропорта льстит внимание государства, утверждает он. По его мнению, проверки вообще идут на пользу предприятию, если оно при этом "выживает".
Российские и международные СМИ, между тем, рассматривали IPO компании в качестве попытки владельцев аэропорта защититься от поглощения со стороны государства, включив в состав акционеров западных инвесторов (в преддверии большой приватизации госимущества правительством России подобная мера могла бы защитить акционеров "Домодедово" от ненужного интереса). Отказ от IPO, в соответствии с этой логикой, можно считать знаком, что акционеры "Домодедово" каким-то образом свои трения с властями разрешили. К примеру, речь шла о возможном вхождении в капитал аэропорта крупного инвестора, лояльного к государству.
Если верить менеджменту "Домодедово", который смену собственника отрицает, то можно сделать вывод, что конфликтная ситуация вокруг аэропорта либо никак не разрешилась, либо разрешилась каким-то другим способом. Поэтому стоит присмотреться к тому, на каких позициях сейчас находятся вотчина Каменщика и чиновники.
В начале года правительство России заявило, что намерено реформировать московский авиаузел, однако как именно это будет сделано, российские чиновники до сих пор не объяснили. Известно, что государство хочет объединить аэропорты "Шереметьево" и "Внуково" (хотя до этого еще пока, как пешком до Луны), а "Домодедово" в расчет вообще не берет. Выразилось это в том, что в апреле премьер-министр назвал приоритетным строительство новой взлетно-посадочной полосы (ВПП) в "Шереметьево", в котором базируется "Аэрофлот". Крупнейший перевозчик намерен увеличивать пассажиропоток гигантскими темпами, поэтому "Шереметьево" срочно нужна еще одна полоса.
"Домодедово", однако, настаивает, что ему также нужна третья ВПП. И желательно, чтобы она была построена быстро. Дело в том, что в 2015 году одна из ВПП аэропорта исчерпает свой ресурс, что не позволит амбициозному менеджменту аэропорта должным образом наращивать пропускную способность "Домодедово". Делать же это, по мнению Каменщика, можно до бесконечности.
Дело в том, что за "Домодедово" закреплено столько земли, что в дополнение к существующим полосам на территории аэропорта можно построить еще семь (сделать это должно государство, поскольку взлетные полосы в "Домодедово" являются госсобственностью). В "Шереметьево" такой возможности после строительства третьей ВПП не будет. Или будет, но это потребует куда больших инвестиций: строительство третьей ВПП в "Домодедово" оценивается в 20 миллиардов рублей, а в "Шереметьево" – в 25-28 миллиардов рублей.
В мае 2011 года менеджмент "Домодедово", крупнейшего гражданского аэропорта в России, неожиданно поддержал Минтранс, рекомендовавший построить еще одну полосу в аэропорте (при этом плана строительства новой ВПП в "Шереметьево", в поддержку которого высказался Путин, никто не отменял). Каменщик утверждает, что предложение коллег не вызвало шока у экономного Минфина, а потому, по его мнению, можно говорить о третьей ВПП в аэропорте как о деле почти решенном.
Не исключено, конечно, что позиции "Домодедово" в данном вопросе не так прочны, как хотелось бы аэропорту, а поэтому руководство аэропорта посчитало нужным 19 июля встретиться с журналистами и представить свою точку зрения на перспективы развития московского авиаузла. Перспективы эти, по мнению главы "Домодедово", складываются в пользу его аэропорта.
Каменщик, выступая перед прессой, доказывал, что сейчас у московского авиаузла нет общей стратегии развития, а заиметь бы ее хорошо. Сейчас все три московских аэропорта развиваются по одному и тому же сценарию, конкурируя между собой. С одной стороны, это позволяет им повышать качество услуг, воюя за клиентов (авиакомпании и пассажиров), но с другой - внутренняя конкуренция мешает аэропортам бороться с другими международными хабами.
Составить конкуренцию международным аэропортам, по мнению Каменщика, можно будет лишь в случае, если выбрать один из способов развития узла - сконцентрироваться на развитии одного-единственного аэропорта, либо приписать каждому из аэропортов отдельную функцию (создать основной аэропорт, создать аэропорт для дискаунтеров и т.д.). Понятное дело, что главную роль в будущих процессах менеджмент "Домодедово" отводит самому "Домодедово". Понятно и то, что государственные "Шереметьево" и "Внуково" с такой зарисовкой светлого будущего вряд ли согласятся.
Короче говоря, пока непонятно, чей бульдожка под ковром победил: лоббировать Каменщик свою позицию может сколько угодно, но регулирует отрасль все же государство. И свое слово оно пока не сказало. А вот с точки зрения российских СМИ, ситуация с "Домодедово" по-прежнему выглядит так: власти хотят видеть "Домодедово" в составе альянса с другими, государственными, аэропортами московского авиаузла. Менеджмент "Домодедово" этого не желает либо его не устраивают условия, на которых ему это предложено (Каменщик, впрочем, настаивает, что с "Домодедово" о слиянии с прочими аэропортами чиновники не говорили). Параллельно к "Домодедово" начинают довольно активно захаживать в гости силовики - проводят обыски, то ли допрашивают, то ли не допрашивают Каменщика, ругают аэропорт за непрозрачность. В общем, понятно, почему на пресс-конференции Каменщика журналистов интересовало не то, действительно ли строительство третьей ВПП стало реальностью, а то, например, не посадят ли в ближайшее время самого Каменщика.
Глава и возможный владелец "Домодедово" (уверенности в том, что аэропорт принадлежит Каменщику, как не было, так и нет) на этот вопрос прямо не отвечает, поясняя, что от сумы и тюрьмы в России, мол, не зарекаются. Да и рейдеры, опять же, какие-то все время рядом крутятся. "Я не знаю, посадят меня или нет - как и все мы. Мы, граждане РФ, находимся в сфере применения российского налогового законодательства…. Если я совершу преступление, я думаю, меня несомненно посадят", - добавил он. Да-да, вот и Владимир Путин так считает. Удивительное согласие власти и бизнеса, хотя пассажирам от этого толку ну никакого.