Россия
22:15, 26 июля 2011

Тамплиер XXI века Безумный террорист поверг норвежцев в траур и тягостное недоумение

Константин Бенюмов

25 июля состоялись первые слушания по делу Андерса Беринга Брейвика, обвиняемого в совершении двойного теракта в Норвегии. Жертвами террориста стали несколько десятков человек, и вся страна с нетерпением ждала, как преступник сможет объяснить свой поступок. Однако дать удовлетворительный ответ на вопрос, во имя чего было совершено это кровавое преступление, Брейвик не сумел.

В результате взрыва в правительственном квартале в центре Осло и нападения на молодежный лагерь правящей Рабочей партии Норвегии на острове Утойя 22 июля погибли, по уточненным данным, 76 человек. При условии, что смертность от убийств в Норвегии редко превышает 50 человек в год, неудивительно, что теракт поверг всю страну в состояние шока. Чтобы почтить память погибших, на улицы вышли сотни тысяч человек, а вопросом, кто такой Андерс Брейвик и какими соображениями он руководствовался, совершая свои злодеяния, в последние дни задавался, наверное, каждый житель Норвегии.

Акция памяти в Осло, 25 июля 2011 года. Фото (c)AFP
Открыть фотогалерею "Семьдесят шесть"
Lenta.ru

Когда выяснилось, что взрыв в правительственном квартале и бойню в молодежном лагере учинил не фанатик-исламист с поясом шахида, а 32-летний норвежец, переодетый в полицейскую форму (который сдался полиции живым), мотивы преступника стали вызывать еще больше вопросов. Впрочем, не секрет, что "заслуги" террористов-исламистов в Европе обычно сильно преувеличивают. Например, в 2010 году, по данным Европола, исламисты совершили на территории Евросоюза лишь три теракта из 249. Остальные пришлись на долю сепаратистских движений, а также разного рода радикалов - как левых, так и правых.

Именно к последним относит себя Андерс Беринг Брейвик, самопровозглашенный христианский консерватор, задавшийся целью с помощью "крестового похода" очистить Норвегию (а в перспективе, видимо, и всю Европу) от "исламско-марксистских" (терминология автора) захватчиков. Уже от одних этих формулировок ощутимо попахивает бредом, а поведение террориста на суде и в ходе допросов лишь укрепило впечатление, что никакой идеологии за действиями Брейвика нет, а речь идет о тяжелой и опасной форме безумия.

Начать с того, что антиисламизм преступника вряд ли имеет под собой какую-то серьезную почву. Норвегия является не только одной из самых толерантных стран в Европе - это показатель относительный и даже субъективный, но также и страной с одной из самых малочисленных мусульманских общин. В 2007 году здесь не набралось и 80 тысяч граждан мусульманского вероисповедания. Сейчас доля мусульман составляет от 2 до 3 процентов населения Норвегии (для сравнения, в соседней Швеции ислам исповедует 5 процентов населения, во Франции - до 10 процентов, в России - до 15 процентов).

Такое же недоумение вызывает и антимарксизм Брейвика, под которым понимается, очевидно, недовольство тем, что находящиеся у власти в стране социал-демократы не желают законодательно остановить "исламизацию" Норвегии. Действия Брейвика решительно не укладываются в традиционные рамки праворадикального протеста. Одно дело - подорвать правительственное здание, где заседают ненавистные леваки, и совсем другое - отправиться в молодежный лагерь, пусть даже и устроенный под эгидой правящей партии, и перестрелять семь десятков ни в чем не повинных подростков.

Постулаты об "исламской колонизации" и "подъеме марксизма" изложены в 1500-страничной "Европейской декларации независимости" ("2083 - A European Declaration of Independence") - программном манифесте, опубликованном Андерсом Брейвиком накануне терактов 22 июля (с текстом можно ознакомиться здесь). Они же, видимо для наглядности, в сжатом виде изложены в ролике-презентации "Тамплиеры 2083 года", авторство которого также приписывается Брейвику.

И там, и там в глаза бросаются мальтийские кресты, злоупотребление готическим шрифтом и средневековыми образами, а также прочие атрибуты, выдающие склонность автора к излишнему драматизму и конспирологическим теориям. В частности, в борьбе со злом европейцам предлагается взяться за оружие и объединиться под знаменами крестоносцев-храмовников. Ориентироваться новых революционеров автор призывает на героев европейского прошлого - в их числе называются такие выдающиеся борцы с неверными, как Карл Мартелл, Сид Кампеадор, Ричард Львиное Сердце и царь Николай I, а также, например, господарь Валахии Влад Цепеш, он же Колосажатель или попросту Дракула. Впоследствии выяснилось, что в числе деятелей, которым симпатизирует Брейвик, оказался и глава правительства РФ Владимир Путин.

Среди прочего, читателям предлагается ознакомиться с теоретическими выкладками Брейвика, в соответствии с которыми корнем зла и исламизации Европы является политическая корректность, которая суть не что иное, как культурное воплощение марксизма, которое, в свою очередь, тождественно понятию "мультикультурность".

Гораздо больший интерес представляет та часть "Декларации", которая основана на дневниках автора. Эти страницы содержат хладнокровное описание приготовлений Брейвика к терактам. Кроме того, из них можно сделать вывод о параноидальном страхе, который автор документа испытывал при виде полицейских машин. Кроме того, отмечалось, что значительная часть манифеста Брейвика списана с работ американского террориста Теда Качиньского, известного под именем Унабомбер.

Уже 24 июля Брейвик взял на себя ответственность за оба теракта, однако отказался признать себя виновным. По его словам, совершенные им действия были "ужасающими, но необходимыми" - снова парафраз высказываний Качиньского. Кроме того, террорист изъявил желание подробно рассказать о своих мотивах в ходе открытого судебного процесса.

На этом, в общем-то, все стало окончательно ясно. 22 июля Норвегия столкнулась с действиями безумца, и все теоретические изыскания Андерса Брейвика являются не более чем порождением его воспаленного воображения. Никакого покаяния от преступника ждать не стоит: он убежден в собственной правоте и, как заявили его адвокаты, искренне не понимает, почему содеянное им может вызывать осуждение сограждан. Если Брейвику предоставят возможность выступить перед слушателями в суде, он несомненно использует эту трибуну для пропаганды своей революции тамплиеров XXI века.

На месте теракта в Осло, 22 июля 2011 года. Фото (c)AFP
Открыть фотогалерею "Кровавая пятница"
Lenta.ru

В попытке объяснить содеянное Андерсом Брейвиком журналисты дошли до того, что связали параноидальную ненависть террориста к мусульманам с детской травмой. Дескать, в юношестве у будущего террориста был лучший друг, выходец из Пакистана, который ненавидел Норвегию. Сообщалось также, что соотечественники этого друга регулярно избивали юного Брейвика. Несмотря на то, что такого рода упражнения в психоанализе лучше оставить специалистам, бойня, устроенная норвежским террористом на острове Утойя, действительно больше похожа на попытку безумца расквитаться за какие-то застарелые обиды, чем на разрушительный акт борьбы с системой, как это было в случае с тем же Унабомбером.

26 июля адвокаты, назначенные Брейвику государством, заявили об очевидной невменяемости своего подзащитного. Окончательно его состояние будет установлено в ходе медицинского освидетельствования. Пока что норвежское общество пытается решить, что делать с человеком, на совести которого - самое тяжкое преступление, совершенное в стране за последние десятилетия.

Согласно норвежским законам, за теракт в Осло и нападение на лагерь в Утойе Андерсу Берингу Брейвику грозит до 21 года тюрьмы. Еще один вариант, который обсуждается в прессе - предъявить Брейвику обвинения в преступлениях против человечности. В этом случае террориста можно будет отправить за решетку на 30 лет. Сам подозреваемый и вовсе заявил, что не надеется выйти на свободу.

Между тем, любые попытки применить к Брейвику более строгое наказание, чем предусмотрено норвежскими законами, не говоря уже о внесении изменений в само законодательство, показали бы, что сумасшедшему террористу удалось запугать всю страну. А норвежское правительство явно намерено продемонстрировать обратное.

< Назад в рубрику