Продам скандал

Как громкие истории обыгрываются в рекламе

Немецкий бренд нижнего белья Blush решил использовать в рекламе скандал с таблоидом News of The World, предложив Руперту Мердоку подглядывать за своими моделями. Эпатаж и юмор - важная часть успеха рекламы, поэтому рекламщики часто обыгрывают самые неприятные скандалы, только чтобы привлечь к своему бренду внимание.

"Любителям грязных секретов"

Неутихающий скандал с таблоидом News of the World, возмутивший британскую общественность, дал повод не только для громких отставок и даже арестов, но и для многочисленных шуток и пародий. Одними из первых, естественно, использовали это в своих целях рекламщики, решившие не упустить шанс подзаработать на паре-тройке и без того уже подпорченных репутаций.

Так, немецкий бренд нижнего белья Blush всего через две недели после закрытия News of the World выпустил рекламу, посвященную "всем любителям маленьких грязных секретов". На серии плакатов в проеме замочной скважины позируют девушки в кружевном белье.

Решив, однако, что сами по себе модели в белье не так уж и интересны для покупателя, немцы решили адресовать свою рекламу главным фигурантам скандала с News of The World, Руперту и Джеймсу Мердокам: "Руперт, зачем подслушивать, если можно подглядывать?", "Такие откровения заставят даже Руперта покраснеть" и "Привет, Джеймс, взгляни на наши маленькие тайны!"

Не забыли в предприимчивом рекламном агентстве и бывшего главного редактора газеты Ребеку Брукс. "А вот и горячая сенсация для тебя, Ребека!" - говорит еще один плакат.

Ирландская авиакомпания Ryanair ранее тоже решила, что медийный скандал, поглотивший все внимание британских СМИ, может поднять ее продажи. В рекламе новых дешевых тарифов компания использовала фото Ребеки Брукс, поместив над головой бывшего главреда почти издевательский вопрос: "Вас раздражает слишком высокая цена?" (Hacked off with high fares?) За пару дней до того, как появился этот плакат, стало известно о добровольной отставке Брукс с поста главного редактора. Реклама намекала на то, что, несмотря на свои неприятности, Брукс всегда может улететь из Лондона - причем, по очень низкой цене.

Интереса к рекламе добавил и каламбур в слогане, одновременно намекавший и на саму историю с прослушиванием телефонов (phone hacking).

Скандалы лучше продаются

Пока скандал еще свеж, к нему часто будут возвращаться и в медиа, и в рекламном бизнесе. История с News of The World - отнюдь не первый случай, когда рекламщики пытались сыграть на широко обсуждаемой теме.

Другой крупный скандал этого лета был обыгран в рекламе греческой марки чипсов Jumbo Chips. В ролике седой мужчина, напоминающий Доминика Стросс-Кана, обвиняемого в попытке изнасилования горничной, выходит в халате из ванной в номере отеля. Он видит перед собой горничную, и глаза его жадно загораются: "О-ля-ля. Как вкусно. Хочу". В конце ролика оказывается, что седовласый ловелас говорит всего лишь об упаковке чипсов, которые, правда, девушка ему так и не отдает.

Богатой пищей для таблоидов и рекламщиков стал знаменитый финал чемпионата мира по футболу 2006 года, когда французский футболист Зинедин Зидан ударил головой в грудь итальянца Марко Матерацци. Букмекерская контора Bet-at-home использовала этот инцидент в своей рекламной кампании "Жизнь - это игра" (Life is a game), приуроченной к Чемпионату мира 2010 в ЮАР.

В рекламных роликах Bet-at-home девушка бьет головой в грудь коллегу, сказавшему ей вслед непристойность, пенсионер мстит чуть не наехавшему на него скейтеру, а водитель зидановским ударом сбивает с ног полицейского, выписавшего ему штраф.

Спортсмены вообще достаточно часто становятся героями скандалов. Так, к примеру, благодаря желтой прессе о личной жизни американского гольфиста Тайгера Вудса (Tiger Woods) узнали даже те, кто совсем не увлекается гольфом. Помимо побед в гольф-турнирах, Вудс прославился тем, что за пять лет супружеской жизни успел изменить своей жене с несколькими десятками женщин.

В 2010 году компания Nike, лицом которой был Вудс, сняла с гольфистом ролик под названием "Ты вынес из этого урок?" (Did you learn anything?) В черно-белом ролике показано лишь грустное лицо Вудса, видимо, полное раскаяния, и звучит голос, якобы его отца, умершего в 2006 году. Отец говорит Вудсу, что хочет понять, что произошло, обсудить с ним ситуацию: "Я хочу понять, что ты чувствовал… Ты вынес из всего этого урок?" Желал ли Вудс извиниться за свое поведение или исподтишка посмеивался над всеми в этом ролике, неизвестно, но только для его жены эта выходка стала последней каплей - после появления ролика она подала на развод.

Ролик с Вудсом выделяется из общего ряда не только тем, что в нем снялся сам участник скандала, но и тем, что американская телесеть CBS присудила ему первое место в своем рейтинге самых худших рекламных идей.

Но главным рекордсменом по созданию "скандальной рекламы" стала американская бюджетная авиакомпания Spirit Airlines. В акциях, рекламирующих новые дешевые тарифы, компания затронула и историю с Тайгером Вудсом, и скандал с американским конгрессменом Энтони Уинером (Anthony Weiner), которого уличили в непристойном заигрывании с женщинами в интернете, и разгульную жизнь Чарли Шина.

Но больше всего американцев возмутило то, что в 2010 году, через некоторое время после разлива нефти в Мексиканском заливе, компания выпустила рекламу, призывающую туристов полететь с 50-процентной скидкой на пляжи Флориды. Реклама, на которой была изображена девушка, покрытая маслом для загара, сопровождалась двусмысленным слоганом Check out the oil on our beaches, который можно понять и как "Оцените масло на наших пляжах" и как "Оцените нефть".

Как и в медиа-бизнесе, в рекламе важнее всего привлечь к себе внимание. Но одних и в этом сдерживают правила приличия, для других же все способы добиться славы хороши. И хотя попытка нажиться на скандале, в котором почти всегда замешаны живые люди и их чувства, довольно сомнительное с этической точки зрения действие, оно далеко не всегда заслуживает порицания. Ведь вряд ли сотрудникам и владельцам того же News of The World придет в голову оскорбляться на шутливую рекламу, если их профессиональная деятельность во многом сводится к тому, чтобы самим раздувать скандалы.

Интернет и СМИ00:0115 ноября

Страшнее и сильнее

Кража миллиардов, теневые армии и смертельные слухи. В сети стало больше угроз