27 июля дело о нападении на поселок Сагра в Свердловской области переквалифицировали с хулиганства на бандитизм и массовые беспорядки. Количество фигурантов дела за два дня резко возросло, превысив 15 человек. Предполагается, что на поселок напали не случайно собранные по Екатеринбургу мигранты, а члены организованной преступной группировки. В СМИ тем временем появилась масса информации о криминальном мире региона.
До недавних пор в СМИ можно было найти лишь устаревшую обобщенную информацию о криминальной среде Екатеринбурга и Свердловской области. Немалая часть доступных фактов относилась к эпохе девяностых. Эта эпоха, безусловно, повлияла на формирование преступного мира, но все-таки уже ушла в историю. Теперь же журналисты, привлеченные событиями в Сагре, побеседовали с анонимными информаторами и выяснили многое о сегодняшней криминальной обстановке непосредственно в Верхнепышминском районе, где расположен поселок.
Информаторы СМИ утверждают, что райцентр Верхняя Пышма является неофициальной "столицей империи" владельца Уральской горно-металлургической компании Искандера Махмудова. По словам источников, Махмудов имеет большое влияние на районную власть. Глава местного ОВД Марат Халимов якобы также подчиняется Махмудову, но и сам от этого не особо страдает - один из крупнейших в РФ производителей меди до недавних пор имел возможность защищать местных милиционеров от претензий даже со стороны высшего руководства МВД. Источники говорят, что Халимов "под крылом" Махмудова якобы занялся теневым бизнесом - начал контролировать нелегальные карьеры по добыче песка и щебня.
Также журналисты выяснили мельчайшие подробности биографии цыгана Вячеслава Лебедева, который до недавних пор скрывался под именем Сергей Красноперов. Лебедев родился в 1971 году в городе Бор Нижегородской области. В девяностые годы у него возник конфликт с законом. По официальной версии, в 1995 году Лебедева объявили в розыск за хулиганство и применение насилия к представителю власти. В то же время сестра цыгана Валентина Лебедева утверждает, что ее брат всего лишь украл корову и получил за это условный срок, а ходить отмечаться к участковому не стал. Якобы именно поэтому его и стали разыскивать.
Находясь в розыске, Лебедев бежал в город Кыштым Челябинской области. Там он присоединился к местному клану цыган Красноперовых. Вскоре он раздобыл поддельный паспорт на имя Сергея Красноперова. По официальной версии - чтобы избежать поимки. По версии Валентины Лебедевой - потому что потерял паспорт и боялся идти его восстанавливать. А также для того, чтобы с опозданием на 25 с лишним лет выполнить волю богородицы, которая при рождении Лебедева якобы явилась его матери и потребовала назвать сына Сергеем. Сестра цыгана утверждает, что Вячеславом брата назвали по вине отца, который явился в ЗАГС регистрировать ребенка в нетрезвом виде.
В Кыштыме Лебедев-Красноперов прожил до начала 2000-х годов. Затем он по какой-то причине поссорился с приютившим его кланом и вынужден был с сестрой, женой Мариной и детьми переехать в Сагру Свердловской области. Денег и багажа у изгнанников почти не было. Цыгане поселились в небольшом домике на окраине села и первое время сводили концы с концами с помощью местных жителей, носивших им еду и одежду. Некоторые жители поселка зауважали Лебедевых-Красноперовых за набожность - они регулярно ходили в церковь и, "поднявшись на ноги", даже начали строить в Сагре часовню.
"Подняться на ноги" цыганам поначалу удалось с помощью Валентины - она единственная из семьи смогла получить работу. Женщина стала торговать шубами на екатеринбургском рынке. По некоторым данным, остальная семья немного подрабатывала скупкой и перепродажей металлолома (в том числе краденого). А в конце 2010 - начале 2011 года Лебедевы-Красноперовы основали небольшой бизнес. Свердловская железная дорога заключила с ООО "Кредо-СВ" договор на расчистку территории возле железнодорожной насыпи от деревьев и кустов. Фирма наняла в качестве субподрядчика ООО "Беркат", а "Беркат", в свою очередь, передал право на проведение работ Валентине Лебедевой. После этого цыганское семейство занялось вырубкой. Денег им за это не платили, но разрешали забирать себе срубленные деревья и кусты, чтобы потом продавать на дрова.
Для этих работ Лебедевы-Красноперовы наняли двух мужчин - Сергея Анищенко и узбека Саида, фамилия которого не называется. Соседям работники сразу не понравились: они выглядели подозрительно и напоминали бомжей. Денег Анищенко и Саиду цыгане не платили, они работали за еду. Вскоре сагринцы начали ловить этих мужчин на мелких кражах.
Как и во многих других современных селах, в Сагре сейчас проживают в основном люди, которых можно назвать "наполовину дачниками". Это не дачный кооператив, а полноценный поселок, но все же многие жители уже считают Сагру лишь местом для отдыха, а постоянно проживают и работают в более крупных населенных пунктах. Вот и бывший спортсмен-каратист, владелец екатеринбургской шиномонтажной фирмы Сергей Зубарев постоянно живет в поселке Исеть Верхнепышминского района (население около трех тысяч человек), а в Сагру (население около ста человек) приезжает отдыхать.
В очередной раз Зубарев приехал в свой сагринский домик в конце июня 2011 года. И сразу обнаружил, что окно разбито, а из дома пропали инструменты и одежда. Зубарев заподозрил в краже Анищенко и Саида, позвал друзей и направился в дом к Красноперовым-Лебедевым ругаться. Дома оказалась лишь Марина Лебедева-Красноперова и один из работников. Как утверждает Зубарев, они дали работнику подзатыльник. Как рассказывает Валентина Лебедева, сагринцы жестоко избили работника, попутно обещая устроить цыганам этническую чистку. Аналитики полагают, что истина где-то посередине - работнику достался явно не один подзатыльник, но и особо жестокого избиения не было.
После этого между сагринцами и цыганской семьей потихоньку начало завязываться противостояние. К Зубареву домой пришел сам Красноперов-Лебедев с неизвестным русским мужчиной и некоей женщиной. Они застали дома 17-летнего брата Зубарева, Григория, и пригрозили ему ножом. Потом глава цыганской семьи и Сергей Зубарев по телефону договорились в 16 часов 1 июля "поговорить по-мужски". Однако разговор не состоялся - цыган с друзьями сначала пришел на встречу раньше времени, и с ним не согласились общаться, а в назначенное время он вообще не явился на место.
До недавних пор СМИ сообщали, что вместо "мужского разговора" Лебедев-Красноперов поехал в Екатеринбург, где в кафе, известных как точки сбора мигрантов, созвал соратников для похода на Сагру. Однако недавно стало известно, что все было несколько сложнее. Валентина Лебедева, не подозревая, что фактически сознается в преступлении, разболтала, что решила обратиться за помощью к представителям криминального мира. Женщина пояснила, что в девяностые годы некие преступники убили всех ее четверых детей, и она испугалась, что в Сагре все повторится - будут убиты четверо детей ее брата.
Валентина позвонила своему троюродному брату Ивану Лебедеву, с 2005 года отбывающему в одной из колоний Свердловской области девятилетний срок за наркоторговлю. Тот обратился за помощью к сокамернику Кахаберу Чичуа. Через Чичуа Лебедевы-Красноперовы вышли на контакт с криминальным авторитетом Ахметом Бекоевым по кличке Бека. Именно он и организовал сбор "ополчения" для нападения на Сагру.
Газета "Московский комсомолец" написала, что Бекоев является уроженцем Чечни. Это предположение вызвало огромное возмущение издания "Чеченская республика сегодня". Издание опубликовало заметку под заголовком "О чем пишут брехуны и провокаторы в блогах?", написанную в стиле, которому позавидовали бы и самые неуравновешенные блогеры. Автор заметки поливает грязью интернетчиков, посмевших перепечатать материал "МК". Текст щедро сдобрен такими словами, как "писулька", "моральный урод", "начеркал"... Ну, а о самом "МК" издание почему-то отзывается так, что можно подумать, будто бы речь идет о какой-то ультраправой газете, распространяющейся из-под полы сторонниками геноцида кавказцев. "Уши гусевско-гусинских клеветнических СМИ заметны повсюду, где разжигается ненависть к чеченцам, кавказцам", - заявляет автор заметки.
Пожалуй, если бы не это выступление "Чеченской республики сегодня", на национальность Бекоева никто не обратил бы внимания. Потому что к настоящему времени уже ясно, что конфликт в Сагре - не дело рук представителей какого-то одного этноса. На поселок напал самый настоящий "интернационал", хотя и не точно отражающий национальный состав РФ в целом и Свердловской области в частности (в области живет 89 процентов русских, четыре процента татар и один процент украинцев; в банде три первых места явно занимают представители иных этносов). Разбираться с этим предстоит криминалистам, которым давно пора перестать отворачиваться от этнического фактора формирования подобных банд. Перестать отворачиваться - но не объявить этот фактор единственным заслуживающим внимания. В общем, речь идет о рутинной работе по борьбе с организованной преступностью.
Но вернемся к событиям 1 июля. К настоящему времени следователи пришли к выводу, что вооруженные люди, направившиеся в Сагру на нескольких автомобилях, были членами преступной группировки и действовали по указанию, переданному из тюрьмы. По пути колонну заметили друзья 17-летнего Григория Зубарева. Они позвонили юноше и предупредили о нападении. Тот рассказал о звонке старшему брату. Сергей Зубарев и другие жители поселка вооружились двумя охотничьими ружьями и обрезом, а также вилами и другим подручным инструментом. Поздно вечером сагринцы встретили автомобили на въезде в поселок. Завязалась драка и перестрелка, большинство нападавших вскоре бежали. Нескольких приезжих сельчане смогли задержать, но после приезда милиции они были отпущены (по некоторым данным, это произошло после звонка задержанных главе ОВД Халимову). Зато милиция задержала Сергея Зубарева и еще одного местного жителя.
Тем временем выяснилось, что нападавшие понесли в столкновении потери. От огнестрельного ранения скончался уроженец и гражданин Грузии азербайджанской национальности Фаиг Мусаев. Его тело нападавшие забрали с собой, а потом подкинули на ступени больницы в Екатеринбурге. По неподтвержденным данным, также был убит некий уроженец Ингушетии, но его тело предпочли по-тихому переправить на родину. В официальных материалах убийство ингуша не упоминается. Кроме того, несколько нападавших были ранены, однако все они при обращении в медучреждения постарались скрыть обстоятельства, при которых это произошло. После получения медицинской помощи многие из них бежали из региона.
Милиционеры Верхнепышминского района поначалу попытались "расследовать" произошедшее чисто формально. Они соврали Зубареву, что погибший Фаиг Мусаев был родственником покойного азербайджанского вора в законе, лидера этнопреступности Новруза Аббасова по кличке Заур. Милиционеры сказали, что криминалитет якобы собирается отомстить за убийство родственника Заура и, если Зубарев немедленно не даст признательные показания, защищать от мести его не станут. Однако задержанный не поддался на уговоры, и моментальное "раскрытие убийства" не состоялось.
Вскоре сагринцы через каких-то знакомых обратились за помощью к лидеру екатеринбургского фонда "Город без наркотиков" Евгению Ройзману. На самом деле похоже на то, что с наркотиками вся эта история связана крайне опосредованно. Да, Иван Лебедев, с помощью которого Лебедевы-Красноперовы нашли себе защитников, отбывает срок за наркоторговлю. Однако сами сагринские цыгане, судя по тому, что удалось узнать СМИ, наркотиками не торговали (хотя представители "Города без наркотиков" и пытались убедить журналистов в обратном). По крайней мере, те местные жители, которые не особо связаны с конфликтом, факт наркоторговли не подтверждают. Да и наркоманы, опрошенные журналистами, не смогли припомнить, чтобы покупали наркотики в Сагре.
Так или иначе, но с помощью Ройзмана история обрела широкий резонанс. Стало ясно, что расследовать конфликт придется по-настоящему, а не путем выбивания признаний из наиболее подходящего кандидата в убийцы. Зубарева и другого сагринца отпустили из ОВД. Следственный комитет забрал расследование у милиции. Помимо дела об убийстве Мусаева, были возбуждены два дела о хулиганстве - в отношении нападавших и в отношении защитников поселка. Фигурантом второго дела сразу же стал Зубарев. С него взяли подписку о невыезде. Кроме того, было возбуждено дело о халатности в отношении главы ОВД Халимова.
Участников нападения на поселок первое время не могли найти. Лишь со временем в деле потихоньку начали появляться фигуранты. 12 июля был арестован Лебедев-Красноперов. Затем были задержаны некие Виталий Слатимов и Артем Рабаданов. Их освободили под залог. Также была установлена личность одного из раненых участников нападения - уроженца Грозного Магомеда Бекова. Поскольку он находился в больнице с ранениями ног, задерживать его не стали. А затем Бекова объявили в розыск: ранения не помешали ему скрыться. 22 июля в розыск был объявлен подозреваемый Шота Катамадзе, а подозреваемого Рамиля Хабиева взяли под арест.
25 июля в интернете был опубликован список нападавших на Сагру, каким-то образом попавший в руки сельчан. Составители списка утверждали, что среди нападавших были студенты юридических вузов, уже сейчас служащие в милиции. Также в перечень попал водитель исполкома "Единой России" Кардаш Фатахов. Причем утверждалось, что он приехал "на разборку" на служебной машине. ГУВД Свердловской области факт участия своих сотрудников в драке опровергло. А вот в "ЕР" от Фатахова открещиваться не стали. Водителя немедленно уволили.
27 июля Следственный комитет сделал то, чего давно добивался адвокат жителей Сагры. Дело о нападении на поселок было переквалифицировано со статьи "хулиганство" на статьи "бандитизм" и "массовые беспорядки". Одновременно число фигурантов дела разом увеличилось вдвое - были задержаны Валентина Лебедева, тот самый водитель Кардаш Фатахов, а также некие Шамиль Саляхов, Трофим Петрищев, Шамиль Абдурашидов и Федорис Валиев. А на следующий день, 28 июля, список задержанных вырос еще на пять человек. В изолятор попали Руслан Закиров, Евгений Бахарев, Иван Акимов, Вугар Гадыев и Шохин Зарипов. 29 июля для части новых фигурантов избрали меру пресечения в виде ареста. Заключены под стражу были Фатахов, Лебедева, Абдурашидов, Петрищев и Валиев.
Кроме того, следователи объявили, что у предполагаемых членов банды изъяли большое количество оружия - пневматические пистолеты, нунчаки, бейсбольные биты, дубинки, кастеты, специально обработанные куски арматуры, топор, боеприпасы к автомату Калашникова и крупнокалиберному пулемету. Также при обысках были обнаружены фотографии подозреваемых, позирующих с оружием в руках.
Теперь число фигурантов дела превысило 15, и становится затруднительно отслеживать судьбу каждого из них (объявление в розыск, задержание, избрание меры пресечения, ходатайство о смене меры пресечения, отказ в удовлетворении ходатайства, удовлетворение ходатайства, предъявление обвинений, смена или снятие обвинений, и так далее). Пожалуй, точно говорить о составе обвиняемых можно будет лишь спустя некоторое время, когда следователи выдадут "сухой остаток" информации перед направлением дела в суд. Пока же стоит отметить лишь главных фигурантов - Вячеслава Лебедева (Сергея Красноперова), Валентину Лебедеву и в какой-то степени водителя-единороса Кардаша Фатахова. Все они находятся под арестом, сторонники сагринцев могут быть довольны.
Впрочем, эти люди могут считаться "главными фигурантами", лишь пока усилия следователей сосредоточились непосредственно вокруг событий в Сагре. А если будет принято решение разгромить банду, напавшую на поселок, то основное внимание явно должно быть обращено не на двоих деревенских цыган и мелкого сотрудника исполкома партии... Взять хотя бы заключенного Ахмета Бекоева, который, по данным СМИ, отдал приказ о сборе нападавших. Пока не сообщалось, чтобы в рамках дела о Сагре ему были предъявлены какие-то обвинения. И, кстати, интересна судьба главы ОВД Халимова. Фигурантом дела о халатности он стал, но об избрании меры пресечения для него СМИ не сообщали. Известно лишь, что от исполнения обязанностей Халимова временно отстранили.
И еще не стоит забывать о том, что кому-то в этой истории все-таки должен достаться "главный приз" - обвинение в убийстве Мусаева. Пока дело об убийстве остается без фигурантов. И неясно, придется отвечать за это преступление кому-то из жителей Сагры или следователи придут к выводу, что Мусаева в ходе перестрелки случайно ранили свои же товарищи. На данный момент убийство азербайджанца - самое серьезное преступление, в котором могут обвинить участников конфликта. Хотя кто знает, может быть, если следователи всерьез возьмутся за расследование деятельности банды, будут раскрыты и другие тяжкие преступления.