Демократы и республиканцы в последние выходные июля все же договорились о программе сокращения госрасходов, которая устроила - или в равной степени не устроила - обе партии. Это означает, что уже 1 августа Конгресс США может принять законопроект, повышающий лимит госдолга страны. Без этого документа уже 2 августа Соединенным Штатам пришлось бы объявить о техническом дефолте, а миру - готовиться к новому экономическому кризису.
Лето 2011 года войдет в историю США как время, когда политические разногласия между республиканцами и демократами едва не привели к краху существующей экономической системы мира. Тем не менее, похоже, что на этот раз технического дефолта США удалось избежать, причем все случилось, как в американских боевиках: бомба была разряжена за несколько секунд до назначенного взрыва.
31 июля, в воскресенье вечером, президент США Барак Обама заявил, что компромисса с республиканцами удалось достичь. Тем не менее, он подчеркнул, что у конгрессменов осталась теоретическая возможность это решение заблокировать: руководство республиканцев, которые имеют большинство в Палате представителей, и руководство демократов, имеющих большинство в Сенате, должны за вечер 31 июля и утро 1 августа довести до сведения своих однопартийцев решения, принятые на встрече с Обамой.
Только после этого в обеих палатах Конгресса пройдет голосование по законопроекту. Если вдруг случится, что решения, выработанные лидерами, представителям партий не понравятся, все пойдет насмарку, а США объявят технический дефолт по своим долгам.
Изначально обсуждение законопроекта о повышении планки заимствований США увязывалось с бюджетом страны на ближайшие годы: республиканцы и демократы по-разному смотрели на то, как сокращать его дефицит. Президент США Барак Обама и демократы предлагали, в частности, введение ряда новых налогов на обеспеченные слои населения, республиканцы - сокращение ряда социальных пособий, выплачиваемых из бюджета.
Позднее к вопросу о сокращении дефицита бюджета добавился еще один: о том, насколько именно нужно увеличивать лимит заимствований. В частности, один из компромиссных вариантов, которые предлагали республиканцы, заключался в том, чтобы увеличить лимит на небольшую сумму. Это позволило бы временно снять напряжение и выиграть время для последующих переговоров. Но демократы на такой компромисс не пошли, опасаясь, что следующее обсуждение лимита госдолга придется аккурат на предвыборные месяцы. В таком случае эти переговоры могли бы принести Обаме, собирающемуся на второй срок, много дополнительных хлопот.
В итоге, если верить западным СМИ, отчасти ссылающимся на официальную информацию, отчасти - на анонимные источники, лимит госдолга 1 августа будет увеличен на 2,1 триллиона долларов - в дополнение к уже имеющемуся долгу в 14,29 триллиона. Такое резкое увеличение потолка заимствований приведет к тому, что в следующий раз эту проблему Конгресс будет обсуждать уже в 2013 году. Таким образом, госдолг в предвыборной кампании не сможет использоваться ни республиканцами, ни демократами.
Что же предложили республиканцам демократы, чтобы они пошли на очевидные уступки?
Во-первых, демократы согласились на немедленное сокращение ряда расходных статей бюджета, что должно составить до триллиона долларов экономии в течение десяти лет. Ожидается, тем не менее, что определенных программ сокращение расходов точно не коснется - в частности, демократы смогли отстоять полное финансирование Medicare, федеральной программы медицинского страхования пожилых людей.
Во-вторых, демократы согласились на то, чтобы в Конгрессе из республиканцев и демократов был создан специальный комитет, который должен достичь договоренностей о том, как сократить расходы еще на 1,5 триллиона долларов. Этот комитет должен представить свои предложения к 23 ноября, а к 23 декабря Палата представителей и Сенат должны их одобрить. Таким образом, к Рождеству у США должна быть готова программа по сокращению расходов приблизительно на 2,5 триллиона долларов.
Предусмотрели политики и тот вариант, когда комиссия несколько месяцев проработает впустую. Если республиканцы и демократы договориться не смогут, тогда в дело вступает автоматическая система сокращения расходов, а Обама не продлевает налоговые послабления для богатых.
Что касается самой системы сокращения расходов, то она будет касаться практически всех программ, кроме той же Medicare и других социальных выплат. В частности, под удар попадут и расходы на оборону.
Кстати, о военных расходах. Согласно плану республиканцев и демократов, военный бюджет США сократится на 350 миллиардов долларов в течение 10 лет. На сайте Белого дома особо отмечается, что это первое сокращение военного бюджета с 1990-х годов. Журналисты же отмечают, что Обама решился на очень серьезное сокращение, ведь сейчас оборонный бюджет США составляет 700 миллиардов долларов в год - таких трат нет ни у одной страны мира. Правда, и сокращать его будет несложно: достаточно уменьшить количество войск, размещенных за рубежом - скажем, в Ираке или Афганистане.
Если все пройдет без лишней нервотрепки и Конгресс одобрит законопроект о лимите госдолга, у США все равно останется масса нерешенных проблем. В этом смысле кризис последних месяцев в США был именно политическим: о том, что Соединенные Штаты набрали большое количество долгов, с которыми рано или поздно придется пойти на непопулярные меры, в частности, на сокращение расходов бюджета, было известно и ранее.
Рейтинговые агентства, например Standard & Poor's, заявили в июле, что могут понизить суверенный рейтинг США вне зависимости от того, объявит страна технический дефолт или нет. В агентстве полагают, что даже сокращения расходов на 2,5 триллиона долларов за 10 лет недостаточно для того, чтобы считать долги Соединенных Штатов максимально надежными.
То, чего боятся рейтинговые агентства, мало пугает инвесторов на рынках. Они удивительно стойко реагировали на срыв всех дедлайнов по законопроекту о лимите госдолга. Дело в том, что и облигации США, и доллар, и акции американских компаний являются самыми надежными инструментами на рынке. Если инвесторы захотят продать их, то у них сразу же возникнет вопрос - а куда переложить свои средства?
Наиболее очевидный ответ - золото. Действительно, за июль стоимость золота несколько раз обновила исторический максимум. Однако оно росло в цене без резких скачков, постепенно, вполне в графике последних лет (золото дорожает в течение 10 лет подряд, причем в 2010 году оно выросло в цене на 30 процентов).
Замены на финансовом рынке нет ни доллару, ни облигациям США. Конечно, есть так называемые "тихие гавани": например, швейцарские франки (тоже, кстати сказать, обновившие несколько исторических максимумов) или облигации Германии. И те, и другие выглядят достаточно надежно, но объем эмиссии швейцарских франков не сопоставим с эмиссией доллара, да и долги Германии никак не дотягивают по объемам до долгов США.
Тем не менее, после локального кризиса с повышением лимита госдолга очевидно, что доверие к американской экономике будет постепенно ослабевать, а крупные инвесторы, в том числе и государственные, будут стремиться диверсифицировать свои активы, а также придумывать разного рода наднациональные финансовые инструменты. От американских политиков зависит, насколько этот процесс будет постепенным.