По данным Ассоциации коммуникационных агентств России, прирост рекламного рынка в стране составил 28 процентов в период с января по июнь 2011 года. Самым активно развивающимся сегментом стала интернет-реклама, а ведущие позиции по объемам продолжает занимать телевидение. Согласно прогнозам, при таких темпах Россия вскоре войдет в десятку крупнейших держав на рекламном рынке.
Как следует из рейтинга АКАР, следящей за темпами роста российского рынка рекламы, за первое полугодие 2011 года рекламодатели потратили на рекламу 122 миллиарда рублей. Рост рекламного рынка таким образом составил 28 процентов по сравнению с аналогичным периодом в прошлом году.
Для сравнения, за первое полугодие 2010 года расходы на рекламу выросли всего на 10 процентов относительно кризисного 2009 года. Рекламный прирост в целом составил 16 процентов (при потраченных на рекламу 250 миллиардах рублей).
Рекламный рынок в России, действительно, развивается стремительно, и многие прогнозы маркетинговых агентств за ним порой просто не поспевают.
Так, в конце 2010 года крупные маркетинговые агентства - Group M, "Видео Интернешнл" и ZenithOptimedia - опубликовали прогнозы роста рынка рекламы в России на 2011 год. Прогноз Group M оказался самым пессимистичным: аналитики посчитали, что рекламный рынок вырастет на 15 процентов. Между тем, "Видео Интернешнл" и ZenithOptimedia говорили о росте от 16 до 18 процентов.
Однако уже в апреле 2011 года ZenithOptimedia скорректировало свой прогноз, увеличив его с 18 до 22 процентов.
Такие темпы развития не проходят незамеченными и за рубежом. Россия считается одним из самых быстро растущих рекламных рынков наряду с Китаем, Бразилией и Индией. И хотя в ближайшие годы США будут продолжать оставаться лидером в рекламе, темпы прироста у американцев окажутся значительно ниже, чем у развивающихся стран.
По мнению ZenithOptimedia, к 2012 году Россия войдет в первую десятку рекламных держав, а к 2013 году уже займет в этом списке седьмое место. По общему вкладу в рост мирового рынка рекламы Россия уже к 2013 году займет третье место после Китая и США, увеличив расходы на рекламу на 6,88 миллиарда долларов.
Агентство "Видео Интернешнл" составило самый долгосрочный прогноз, подсчитав, что к 2015 году рекламный рынок России увеличится вдвое и расходы на рекламу составят 464 миллиарда рублей.
Такие показатели выглядят действительно впечатляюще на фоне общей ситуации в мире. Темп рекламного роста многих ведущих держав замедляется. В 2011 году экономическая ситуация в США, оказавшихся на пороге дефолта, и в Евросоюзе, вынужденном спасать все больше стран от кризиса, сложилась неблагоприятно для рекламодателей. В Японии из-за цунами и опасности ядерной катастрофы рекламный рынок вообще упал на 3,5 процента.
Исходя из тяжелой ситуации в странах - лидерах рекламного рынка, мировой исследовательский центр рекламы Warc снизил цифры в прогнозе роста мировых показателей в 2011 году с 4,6 до 3,2 процента.
При общей благоприятной рекламной ситуации в России самым быстро развивающимся сегментом рынка стала онлайн-реклама. По рейтингу АКАР рост интернет-рекламы составил только за полгода 57 процентов по сравнению с 2010 годом. На рекламу в интернете было потрачено около 17 миллиардов рублей, из которых 11 миллиардов - на контекстную рекламу.
За 2010 год расходы на онлайн-рекламу у нас в стране выросли примерно на 40 процентов и составили 26,65 миллиарда рублей. При таких показателях Россия стала лидером по росту сегмента онлайн-рекламы, обогнав как передовые страны, так и развивающиеся. Китай и Индия остались позади с 35 и 31 процентами роста соответственно.
На данный момент интернет-реклама в России занимает четвертое место по объему после телевидения, печатных СМИ и наружной рекламы. По расчетам маркетинговых агентств, учитывая непрекращающийся рост рекламного интернет-рынка, можно ожидать, что к 2013 году онлайн-реклама займет уже второе место, опередив по объемам продаж как печатную прессу, так и наружную рекламу. "Ведомости" в номере от 2 августа пишут, что этот сдвиг может произойти уже в конце текущего года.
На данный момент большая доля онлайн-рынка приходится на контекстную рекламу (56 процентов, по данным на февраль 2011 года). За ней следует медийная реклама с 35 процентами. Продолжает развиваться и сегмент видео-рекламы, вслед за мировыми тенденциями. Хотя видео-реклама занимает всего 3 процента на российском рынке онлайн-рекламы, за 2011 год расходы на нее увеличились вдвое по сравнению с прошлым годом.
На рынке интернет-рекламы по-прежнему лидирует Яндекс (44,6 процента от общего объема). За ним следуют Mail.ru (13,5 процента) и менее популярный в России Google (11,8 процента).
Что касается остальных медиа-площадок, стабильный рост по объемам наблюдается и на телевидении, и в наружной рекламе, и на радио.
По сравнению с прошлым годом расходы на телевизионную рекламу выросли на 29 процентов, составив более 61 миллиарда рублей. Как и почти по всему миру, телевидение в России продолжает оставаться главным рекламным пространством.
Большой спрос на телерекламу привел к естественному росту цен - за последний год цены на рекламу на телевидении выросли на 30-40 процентов. 50-процентный рост интереса к кабельному телевидению привел к тому, что с осени крупные телевизионные холдинги, такие как "Газпром-медиа", повысят цену на рекламу на тематических каналах.
Растут цены и на наружную рекламу. Так, новый рекламный оператор метро "Авто Селл" заявил о повышении цен на рекламу в самом востребованном транспорте столицы на треть.
Наиболее неприятная ситуация складывается в печатных СМИ. Объем рекламы в них растет медленнее, чем в остальных сегментах рынка. И хотя расходы на рекламу в печатной прессе с января по июнь составили почти 20 миллиардов рублей, доходы издателей не возросли, как отмечают "Ведомости".
Доход с рекламных полос постепенно уменьшается, и издательские дома вынуждены заполнять страницы своей собственной рекламой. К тому же рекламодатели все больше предпочитают узкоспециализированные издания для рекламы своих товаров. Поэтому многие печатные СМИ тоже начинают ориентироваться на свои сайты в интернете, как на более перспективную рекламную площадку.
Как видно из отчетов и прогнозов маркетологов, стабильный рост рекламного сегмента позволит России вскоре занять одну из ведущих позиций на мировом рынке рекламы. Постоянное увеличение числа импортных продуктов и крупные общественно-политические события в жизни страны будут способствовать еще большему притоку денег в рекламную сферу. Одни только президентские выборы в следующем году станут огромным источником дохода для всех рекламных площадок. А ведь не за горами уже и Олимпиада в Сочи.