Россия
21:26, 2 августа 2011

Самоликвидация Уже двое членов кущевской банды покончили с собой

1 августа скончался член "кущевской группировки" Сергей Карпенко, несколькими днями ранее предпринявший попытку суицида. Предполагается, что именно Карпенко убил шесть из 12 человек, гибель которых стала поводом для разгрома банды. Ранее, в конце июня, покончил с собой член той же банды Виталий Иванов. Тем временем один из лидеров группировки, Сергей Цеповяз, освобожден из СИЗО. А количество преступлений в станице выросло на 72 процента.

СМИ сообщали, что криминальная обстановка в станице Кущевская Краснодарского края оставляла желать лучшего еще в советские времена. В Кущевском районе почти вся земля принадлежала колхозам, личных подсобных хозяйств не было. Люди привыкли "носить" овощи и мясо с работы. Грань между законными и незаконными действиями была размыта - приучившись не доносить друг на друга за воровство, кущевцы стали равнодушнее относиться и к другим преступлениям.

В 1986 году житель станицы Николай Цапок основал кооператив по производству модных декоративных наклеек (молдингов). По неподтвержденным данным, тогда же он стал постепенно превращать стихийную станичную преступность в организованную. По Кущевской ходили легенды о суровом характере Цапка - якобы однажды, когда его пришли задерживать, он выковырял на ложку собственный глаз и пригрозил сделать себя инвалидом.

Предполагалось, что Цапок со временем сделает своим помощником сына, но в 1991 году молодой человек умер от дифтерии. Тогда Цапок обратил внимание на своих племянников - Николая и Сергея. Николай по жесткости характера не уступал дяде (в станице его называли "Коля-сумасшедший"). Поэтому, по версии СМИ, к 1995 году Цапок-старший сделал именно его лидером банды, а сам ушел в тень. Сергей же стал отвечать за легальную сторону деятельности группировки. Он закончил Ростовский государственный университет, защитил диссертацию на тему "Социокультурные особенности образа жизни и ценности современного сельского жителя".

По данным "Новой газеты", в банде "цапков" была внедрена жесткая дисциплина. Членов группировки подбирали с подросткового возраста, обращая особое внимание на сирот из местного детдома. Подростков заставляли ходить в спортзал, избивали за питье спиртного. Также в банде поощрялось православие, "цапки" были обязаны регулярно ходить в церковь. Даже выехать за пределы Кущевского района члены группировки не могли, не получив разрешения главарей.

Единственное "развлечение", которое позволялось "цапкам" - изнасилования студенток станичного медучилища и Северо-Кубанского гуманитарно-технологического института. Члены группировки обращали внимание на девушек, которые одевались слишком вызывающе, курили или просто были очень красивыми. Сначала девушку пытались вынудить на полудобровольные встречи с кем-либо из членов банды, а если она отказывалась - ее насиловали. Преступники регулярно врывались в учебные заведения и дома студенток. По некоторым данным, односельчане не очень сочувствовали девушкам - многие кущевцы, как и бандиты, считали, что "нескромные" студентки "сами виноваты".

Деньги "цапки" предположительно получали за счет поборов с местных фермеров и предпринимателей, а также за счет подконтрольного легального бизнеса. Также бандиты наладили сотрудничество с местными правоохранительными органами (сообщалось, что Николай Цапок - младший якобы даже сожительствовал с федеральной судьей Ириной Прозоровой). Сотрудничество было взаимовыгодным: например, если какой-то водитель не останавливался по требованию гаишников, впоследствии к нему домой могли явиться бандиты. Также "цапки" наладили связи с психиатрами, "белые билеты" не раз спасали членов банды от лишения свободы.

В 1997 году кому-то из "цапков" понравилась девушка, с которой встречался сын влиятельного местного фермера Сервера Аметова, Джалиль. Бандиты сказали молодому человеку, что если он хочет остаться с девушкой - следует заплатить откуп в размере трех тысяч рублей. Джалиль возмутился и избил собеседников. После этого драки между "цапками" и друзьями Джалиля проходили регулярно, а в банде начал культивироваться бытовой национализм. О каких-то серьезных идеологических решениях речь не шла. Бандиты просто стали использовать слово "татарин" как ругательство. При этом они, скажем, никогда не насиловали уроженок Кавказа, опасаясь кровной мести.

В 1998 году "татары" (как этнические крымские татары, так и люди, попавшие в эту категорию просто из-за дружбы с Аметовыми) собрались толпой в несколько сотен человек и обратились к Николаю Цапку - старшему с требованием прекратить "беспредел". Переговоры, в которых со стороны бандитов участвовали лишь Цапок и еще один человек, продолжались пару дней и вроде бы завершились мирно. Но вскоре часть "татар" была перетянута на сторону "цапков", а остальных начали вылавливать поодиночке, калечить и убивать. Они не могли оказать адекватного сопротивления, так как им не хватало организованности. После этого станичники уже не пытались оспаривать власть банды.

В 2002 году Николай Цапок - младший заявил, что вскоре ему присвоят статус вора в законе. Однако через несколько дней лидера банды застрелили. Официально убийство тогда осталось не раскрытым. Но по станице, конечно, ходило много слухов - говорили, что убийство организовали Аметовы или, может быть, криминальный мир по какой-то причине передумал "короновать" Цапка. По некоторым данным, после гибели лидера группировки его мать Надежда Цапок предъявила претензии своему брату, Цапку-старшему. Она заявила, что брат не смог уберечь ее сына, а значит, должен отойти от дел. Основатель банды согласился с доводами сестры, и группировку возглавил Сергей Цапок. Сообщалось, что после этого Цапок-старший начал пить.

Под руководством Сергея банда в полном соответствии с тенденциями двухтысячных годов занялась легализацией. Сергей стал депутатом местного совета, Надежда Цапок сосредоточилась на делах своей агрофирмы "Артекс-Агро". Однофамилец одного из самых влиятельных членов банды Сергея Цеповяза, Вячеслав Цеповяз, возглавил другую крупную агрофирму, "Слава Кубани".

Операции по узакониванию власти бандитов едва не помешали студенты Северо-Кубанского гуманитарно-технологического института, которые в 2005 году отправили краевым властям и журналистам "Российской газеты" письмо с жалобой на изнасилования девушек. После этого Кущевскую посетил корреспондент "РГ", было опубликовано несколько разоблачительных статей. Власти организовали ряд проверок, было возбуждено несколько дел.

Однако ни к каким серьезным последствиям это не привело. А вскоре ректор СКГТУ Галина Крошка и ее подчиненная Наталья Сивцева были арестованы по подозрению в торговле фальшивыми дипломами. Крошка перенесла в СИЗО два инсульта, а потом попала в психиатрическую больницу. Впоследствии женщину признали инвалидом. Сейчас, в 2011 году, на вопрос о Крошке ее родственники отвечают: "Она очень больна". Сивцева же была приговорена к семи годам колонии.

В следующий раз о Кущевской вспомнили осенью 2010 года. Тогда в станице было совершено преступление, прогремевшее на всю страну. К вышеупомянутому Серверу Аметову приехали гости из Ростова-на-Дону. За столом в доме фермера собрались хозяин с женой, тещей, тестем, сыном Джалилем и невесткой, а также с ростовским бизнесменом Владимиром Мироненко и его женой Мариной, которую иногда называли свояченицей Аметова. В гости зашла соседка Наталья Касьянова (иногда ее фамилию пишут как Касьян). Кроме того, в доме находилась девятимесячная дочь Джалиля, а также дочери Мироненко одного года и пяти лет.

В какой-то момент произошла небольшая передислокация - Джалиль уехал не то в магазин, не то на работу, а вместо него к Аметовым зашел 14-летний сын Касьяновой, Павел. Он хотел позвать мать домой. И тут в дом ворвались преступники. Они зарезали всех взрослых и задушили дочерей Мироненко. Павел Касьянов попытался убежать, но его подстрелили, а потом добили ножом. Девятимесячную девочку сначала оставили в живых - то ли сочли, что она, в отличие от годовалой, не сможет хоть как-то помочь следователям, то ли просто не заметили младенца. Так или иначе, после убийства преступники попытались поджечь дом (огонь быстро погас из-за закрытых окон), и девочка задохнулась в дыму.

К утру Джалиль Аметов забеспокоился, что телефоны родственников молчат, и позвонил своей сестре Лиле, живущей с мужем отдельно. Лиля пришла к родителям и обнаружила трупы. После этого о Кущевской подготовили репортажи почти все СМИ страны. Журналисты быстро припомнили и жалобу студентов СКГТУ, и другие обрывки сведений о банде, за минувшие годы просочившиеся в прессу. Кстати, по некоторым данным, столь широкий резонанс стал фактически случайным. В день убийства в Кущевской присутствовали журналисты программы "Жди меня", готовившие репортаж о нашедшемся в детдоме ребенке. Многие аналитики полагают, что если бы не столичная съемочная группа - запуганные местные СМИ постарались бы замять ситуацию.

Первыми по подозрению в убийстве были арестованы Алексей и Евгений Гуровы 1986 и 1990 годов рождения (они же "братья Бобры"), Вячеслав Скачедуб 1993 года рождения и Игорь Майданюк 1994 года рождения. Некоторое время следователи утверждали, что задержанные - наркоманы, пошедшие на убийство в невменяемом состоянии. Но затем на фоне общественного резонанса была озвучена версия о том, что молодые люди были членами банды "цапков". Сразу после этого были арестованы уже более серьезные подозреваемые - Сергей Цапок и Сергей Цеповяз. Затем под стражу были взяты еще несколько человек - 31-летний Андрей Быков, 24-летний Сергей Карпенко (он же "Рис-младший") 46-летний Игорь Черных (он же "Амур"). Объявили в розыск Вячеслава Рябцева ("Буба") и Владимира Алексеева ("Вова-беспредел"). Позднее их задержали на Украине и экстрадировали в РФ.

Параллельно возбуждались и возобновлялись другие уголовные дела. Их фигурантами становились как предполагаемые участники убийства 12 человек, так и другие люди. В частности, Николая Цапка - старшего задержали по подозрению в покушении на убийство ростовского криминального авторитета. Сам авторитет при покушении выжил, но погибли его внук и водитель. Вячеслава Цеповяза заподозрили в покушении на убийство, угоне машины, хищении оружия и краже. Надежду Цапок - в экономических преступлениях (под арест ее не поместили). По правоохранительным органам прокатилась волна увольнений (в отставку был отправлен даже глава краевого ГУВД). В отношении некоторых сотрудников правоохранительных органов возбудили дела.

Некоторые СМИ сообщали, что после ликвидации "цапков" криминальную власть в Кущевской попытались захватить уроженцы Кавказа. В беседе с журналистами некие неназванные представители кавказской диаспоры в какой-то степени подтвердили эту информацию. Однако они подчеркнули, что это не полноценный криминальный передел власти, а разрозненные действия отдельных юных кавказцев, у которых нет каких-либо шансов на успех.

В феврале 2011 года Надежда Цапок выдвинула собственную версию событий. Она заявила, что из всей истории, появившейся в СМИ, верна только одна деталь - в перестроечные и пост-перестроечные времена ее семья занялась продажей наклеек-молдингов. Однако при этом Цапки, по словам Надежды, не создали банду, а сами стали жертвами рэкетиров. Вымогателям якобы покровительствовал Павел Корниенко, тогда возглавлявший РУВД. Также Надежда обвинила в причастности к рэкету главу района Валерия Палкина. Письмо студентов с жалобой на изнасилования мать подозреваемых объявила спектаклем, организованным по заказу преступников. Наконец, Цапок добавила, что ее семья никогда не враждовала с Аметовым, и у ее сына Сергея не было причин организовывать убийство фермера (между тем, следователи предположили, что Сергей подозревал Аметова в убийстве Николая Цапка - младшего).

Особого ажиотажа в СМИ версия матери главного подозреваемого не вызвала. Может быть, потому, что к февралю версия про банду "цапков" была расписана уже слишком подробно и непротиворечиво. А может быть, потому, что журналисты и общественность просто устали от этой истории и начали путаться в многочисленных подозреваемых и уголовных делах. Новые версии уже никого не интересовали.

В последующие месяцы интерес к "цапкам" продолжал угасать. Перестал обновляться, а потом и вовсе закрылся специальный сайт, на котором публиковали новости о разгроме банды в Кущевской. Тем временем потихоньку изменялся состав подозреваемых в главном преступлении, убийстве 12 человек. Не всех "цапков", первоначально задержанных в рамках этого дела, в итоге обвинили именно в этом убийстве. До сих пор окончательный состав обвиняемых не оглашается. Видимо, список фигурантов дела будет опубликован перед отправкой в суд.

Пока же внимание стоит заострить разве что на одном наиболее заметном событии - в начале июля 2011 года из СИЗО под подписку о невыезде был освобожден Сергей Цеповяз. Следователи пришли к выводу, что к убийству в доме Аметова влиятельный член группировки причастен не был. Его обвинили лишь в сокрытии этого преступления. При изменении меры пресечения суд учел плохое состояние здоровья Цеповяза - он сейчас передвигается на инвалидной коляске.

Куда меньше повезло двум другим "цапкам", 28-летнему Виталию Иванову и вышеупомянутому "Рису-младшему", Сергею Карпенко. Летом оба они покончили с собой в СИЗО. Как утверждают в правоохранительных органах, Иванов, которого обвиняли в трех убийствах (не тех, что были совершены в доме Аметова), предпринял первую попытку суицида сразу после задержания в декабре 2010 года. Он порезал себе шею осколками стекла, но его спасли. Через месяц Иванов снова порезал себя, на этот раз бритвой, и снова выжил. Ну а в конце июня 2011 года его нашли в камере повешенным. Тело заключенного обнаружили врачи-психиатры, проводившие обход - Иванов состоял на учете в психдиспансере и содержался в соответствующих условиях.

Карпенко обвиняли в убийстве шести из 12 человек, погибших в доме Аметова (а также еще в двух убийствах и разбойном нападении). Ранее в СМИ просачивалась информация, что в убийстве троих детей в доме Аметова обвинили Игоря Черных. Еще одна девочка задохнулась, то есть непосредственно ее никто не убивал. Таким образом, "бесхозными" остаются двое убитых. Возможно, как минимум в одном из убийств обвиняют Сергея Цапка: в СМИ просачивалась информация о том, что лидер банды якобы специально приехал на место преступления, чтобы лично расправиться с главой семейства. Впрочем, официально эта информация пока не подтверждалась.

Так вот, 1 августа было объявлено, что Карпенко скончался в больнице. Оказалось, что он еще в конце июля попытался повеситься, но его вынули из петли. Мужчина впал в кому, и спасти его так и не смогли. Интересно, что Карпенко, как и Иванов, на момент самоубийства находился под присмотром психиатров - он проходил психиатрическую экспертизу и содержался в спецкамере СИЗО Краснодара.

2 августа издание Life News опубликовало заметку о странных обстоятельствах гибели Карпенко. Врач скорой помощи Диана Габуева рассказала журналистам, что ее вызвали в СИЗО в связи с попыткой суицида и указали на находящегося без сознания молодого человека, у которого изо рта и носа текла кровь. Габуева утверждает, что, хотя ей сказали, что пострадавший пытался повеситься, она не увидела у него на шее странгуляционной борозды. Кроме того, у него было нехарактерное для повешенных высокое давление. Врачу сообщили, что пострадавшего зовут Сергей Карпенко. Однако, по словам Габуевой, позднее при регистрации в больнице молодого человека назвали Сергеем Севастьяновым.

Когда через пару дней было объявлено о смерти Карпенко, журналисты позвонили в больницу в надежде получить комментарии. Но им сказали, что такой пациент в больницу не поступал, а поступал лишь Севастьянов, который жив и находится в стабильном состоянии. И лишь вечером 1 августа врачи объявили, что Севастьянов скончался.

Интересно, как все это объяснят следователи по окончании проверки обстоятельств гибели заключенного. Адвокат Надежды Цапок, Александр Куюмжи, свои выводы уже сделал. "Можно предположить, что до суда разными способами могут быть устранены наиболее информированные и активные члены предполагаемой ОПГ, на которых в ходе процесса можно будет повесить самые тяжкие преступления, остальным будет отведена роль статистов", - сказал адвокат газете "Коммерсантъ". Настаивает ли его клиентка по-прежнему, что на самом деле банды "цапков" никогда не существовало, Куюмжи не уточнил.

Остается отметить лишь один любопытный факт - в июле прокурор Краснодарского края Леонид Коржинек сообщил агентству "Интерфакс", что в первом полугодии количество тяжких и особо тяжких преступлений в Кущевском районе выросло на 72 процента, а раскрываемость при этом снизилась на 11 процентов. И остается неясным - то ли преступления стали чаще регистрировать, а расследования стали реже фальсифицировать, то ли громкая ликвидация "цапков" по каким-то причинам не так уж и хорошо повлияла на жизнь кущевцев. Жалуются местные жители и на бытовые сложности - воду в Кущевской подают по графику, порой за ней приходится ходить на реку.

Зато недавно в станице построили ледовый дворец, а также возводят бассейн. Эти достопримечательности, а также возведенный несколько лет назад светомузыкальный фонтан и местный частный зоопарк показывают журналистам во время пресс-туров. По мнению местных властей, фонтан, дворец, бассейн и зоопарк должны исправить репутацию населенного пункта.

< Назад в рубрику