Наверняка почти каждый человек на планете хоть раз, но помог какому-нибудь зверьку на улице, в лесу, в поле и в других подобных местах, где водятся животные. Забота о существах с перьями, иголками, чешуей или мехом - естественное проявление любви к природе. Однако эта любовь не всегда находит понимание у представителей закона.
Недавно жительница шведского города Евле подобрала на улице ежика. Как пишут шведские газеты, ей стало жаль животное (почему вдруг, не указывается) и она решила отнести его к себе домой, чтобы там всячески о нем заботиться.
Женщина, имя которой не называется, устроила ежу настоящий курорт - кормила его кошачьим кормом, подсушенным хлебом и другими явно не лесными деликатесами, а иногда даже выпускала его погулять на балконе. Там-то его и заметили соседи шведки, которые, видимо, и сообщили о наличии дикого животного в городской квартире в полицию. Иначе объяснить то, что произошло вскоре после "переезда" ежика к шведке, очень трудно.
А случилось вот что: домой к жительнице Евле нагрянули полицейские. По словам сотрудников правоохранительных органов, некий информатор сообщил им о присутствии ежа в доме. Стражи порядка провели рейд, в ходе которого нашли в квартире женщины лежавшие на полу маленькие сосиски, служившие угощением ежу, а также самого виновника всего этого переполоха - он как раз был на прогулке на балконе.
Ежа забрали и передали специалистам. Те должны были установить, к какому виду принадлежит конфискованное млекопитающее. Оказалось, что отобранный у шведки питомец был самым обычным местным ежом. Это обстоятельство оказалось фатальным. Если бы еж был привозной, его скорее всего признали бы домашним питомцем и вернули хозяйке, но поскольку он оказался шведским животным, за заботу о нем женщине придется понести ответственность.
Дело в том, что ежики, равно как и другие дикие животные, обитающие в Швеции, защищены законом об охране природы. В нем говорится, что зверей нельзя забирать домой или куда-либо перевозить, даже если животные, например, ранены или больны. Оказывать им помощь или превращать в домашних любимцев - значит нарушать закон.
Теперь шведке грозит не только крупный штраф, но и даже год лишения свободы. Пока суд не приступил к рассмотрению дела, но очевидно, что отвечать за любовь к ежику ей все-таки придется. Что касается самого животного, то его было решено отпустить обратно в дикую природу.
Подобным образом сложилась судьба маленького дятла, который попал в руки американки Элис Кэйпо и ее 11-летней дочери Скайлар. История с птенцом, обернувшаяся для семейства Кэйпо неприятностями административного характера, произошла в городе Фредериксберг, штат Виргиния, где закон о защите животных так же строг, как и в шведском Евле.
Правда, Скайлар ничего не знала о суровости виргинского законодательства, когда спасала птенца дятла от лап кота, решившего полакомиться маленькой птицей. Девочка отбила дятла и решила забрать его домой, где бы он денек-другой отдохнул от перенесенного потрясения.
Мать девочки, Элис Кэйпо, возражать не стала и позволила ребенку ненадолго приютить птенца. Дятла посадили в клетку и отправились с ним домой. По дороге семье Кэйпо повстречалась сотрудница природоохранного ведомства, которая предупредила Скайлар о противозаконности ее доброты.
Когда Кэйпо дошли до дома, они тут же выпустили птенца в саду, а затем позвонили в службу охраны природы и рассказали о своем поступке. На этом, как считали Скайлар и ее мама, и сказочке конец, но не тут-то было. Через две недели после возвращения дятла в лоно природы Элис Кэйпо получила квитанцию на оплату штрафа в размере 535 долларов. А вслед за этой бумагой и другую - повестку в суд.
Оказалось, что женщина из природоохранного ведомства не забыла свою встречу с семьей Кэйпо и инициировала расследование по факту возможного нарушения законодательства об окружающей среде. Согласно этим нормам, дятлы являются охраняемыми птицами, и извлечение их птенцов из естественной среды обитания, транспортировка и другие подобные действия считаются нарушением закона.
Вскоре повестку в суд отозвали, но штраф Элис Кэйпо заплатить все же пришлось. По словам женщины, она была чрезвычайно раздосадована тем, что забота о дятле обошлась ее семье так дорого. Скайлар в свою очередь заметила, что было бы неплохо, если бы дети все-таки могли помогать животным, а не плакать оттого, что их родителей наказывают за это. "Это просто безумие какое-то", - резюмировала девочка.
Со Скайлар наверняка согласятся и жители Свердловской области, где в начале лета лесничий Юрий Викторкин спас лосенка, пострадавшего при пожаре. Лесничий забрал молодую самку из леса, чего, конечно же, не должен был делать (и он наверняка об этом знал), и принес к себе в хозяйство.
Лосиху поселили в сарае, где за ней ухаживала супруга Викторкина - она залечивала ожоги животного народными средствами и выкармливала малышку коровьим молоком. Когда юная самка, названная Дымкой, окрепла и поправилась, ее нужно было отпустить в лес, однако она так привыкла к людям, что отказалась уходить.
Судьбой лосихи заинтересовались руководители центрального парка культуры и отдыха Екатеринбурга. Для Дымки был нанят вертолет, и в середине июля лосенок поселился в контактном зоопарке, расположенном в ЦПКиО имени Маяковского. Дымку по-прежнему кормили молоком из бутылочки, так как маленькие лоси в течение первых месяцев своей жизни не могут дотянуться до корма на земле из-за того, что у них слишком длинные ноги.
Лосенок довольно быстро освоился на новом месте, и казалось, что его судьба сложилась как нельзя лучше. Однако через несколько дней пребывания в ЦПКиО Дымка умерла. По какой причине это произошло, не ясно. Высказывается версия о том, что самка скончалась от отказа системы пищеварения.
Пока вину за смерть Дымки не успели возложить на кого-либо. Но, как заметили в департаменте по охране, контролю и регулированию использования животного мира Свердловской области, по закону за лосенка был ответственен лесничий. "Если следовать букве закона, виноват лесничий. Он не имел права забирать из леса животное. Причем ни при каких обстоятельствах!" - заявила в беседе с "Областной газетой" сотрудница ведомства Евгения Шуляпина. С ней согласен и ее коллега Юрий Староверов: "Животный мир - государственная собственность. Подобрал в лесу зайчонка - все, ты по сути браконьер! Но, к сожалению, люди этого не понимают. А чаще всего не знают. И невольно становятся нарушителями".
Так что, по совету департамента по охране животного мира, следует неоднократно подумать, прежде чем бросаться на помощь лосятам, зайчатам, ежатам и другим представителям дикой фауны. Потому что даже в законах об охране природы четко сказано, куда именно ведет дорога, вымощенная благими намерениями.