Шимпанзе атакуют

В прокат вышел фильм "Восстание планеты обезьян"

“Планета обезьян" была придумана французским писателем Пьером Булем почти полвека назад. За прошедшие годы по мотивам оригинального фантастического романа были сняты в общей сложности семь фильмов. Причем создатели каждой картины все дальше уходили от литературного первоисточника. (Своего рода возвращением к корням стала разве что лента Тима Бертона 2001 года - впрочем, и в ней с первоисточником обращались не вполне аккуратно.) Новая картина "Восстание планеты обезьян" традицию продолжает.

В книге Буля речь шла об ученом, который отправился в космическое путешествие и оказался на пригодной для жизни планете, населенной разумными обезьянами. Со временем исследователь выяснял, что когда-то на этом двойнике Земли имелась и человеческая цивилизация. Однако люди дегенерировали, а обезьяны, напротив, развивались. В конечном итоге гориллы, орангутанги и шимпанзе захватили власть и стали пользоваться человеческими достижениями в области науки и техники. Людей же выселили в джунгли. В самом конце романа ученый возвращался на Землю - правда, через 700 лет после начала путешествия. Там главного героя ждал неприятный сюрприз: его родная планета также оказывалась захваченной разумными шимпанзе.

Сюжет первого фильма "Планета обезьян", вышедшего в 1968 году, более-менее соответствовал истории, рассказанной в книге. Картина оказалась успешной с финансовой точки зрения и собрала хорошие отзывы. Компания 20th Century Fox решила воспользоваться ситуацией и уже в 1970 году выпустила сиквел - "Под планетой обезьян". Вторая серия вроде бы являлась непосредственным продолжением первого фильма, однако в этот раз сценаристы разошлись не на шутку. В результате в фильме, в частности, появились люди-мутанты с телепатическими способностями, поклонявшиеся ядерной бомбе. Объект же поклонения в конце уничтожал все живое на планете. Фильм оказался гораздо менее успешным, чем первая лента. Так, кассовые сборы упали почти в два раза.

Однако компания 20th Century Fox продолжала считать, что потенциал франшизы еще не исчерпан, и выпустила третью серию в 1971 году. Картина получила название "Бегство с планеты обезьян". На этот раз авторы решили перевернуть сюжет с ног на голову: речь в фильме шла о сверхразвитых обезьянах, переместившихся в прошлое и попавших на Землю. Критикам такой подход вновь пришелся по душе. А вот зрители, похоже, от серии уже устали: сборы фильма оказались еще ниже, чем в случае с предыдущей лентой.

Следующие два фильма ("Завоевание планеты обезьян" 1972 года и "Битва за планету обезьян" 1973 года) рассказывали о том, как горстка приматов, прилетевших из будущего, установила на Земле новый порядок. Таким образом, авторы фильмов закольцевали сюжет: последние две серии объясняли финал первого фильма и книги. Тем не менее, франшиза весьма далеко ушла от романа Буля. В фильмах выстроилась собственная мифология. Впрочем, зрителям, судя по сборам, становилось все скучнее и скучнее, и в результате о "Планете обезьян" забыли на несколько десятилетий.

В 2000-е настала эпоха римейков и перезапусков, и кинематографисты решили вновь посетить многострадальную планету. О фильме 2001 года даже вспоминать не хочется - несмотря на то, что сборы его оказались достаточно высокими, он точно не входит в список самых удачных работ Тима Бертона.

Сюжет же самой новой (седьмой по счету) картины, только что вышедшей на экраны, более-менее соответствует четвертому фильму. Речь вновь идет о восстании обезьян. Правда, на этот раз сценаристы решили обойтись без перемещений во времени, да и полет в космос упоминается только мельком (видимо, так авторы сюжета готовят почву для сиквела). В "Восстании планеты обезьян" все гораздо прозаичней: катастрофа происходит по вине ученого (Джеймс Франко), слишком озабоченного личными проблемами, и владельца корпорации (Дэвид Ойелоу), помешанного на идее обогащения.

В результате деятельности двух вышеупомянутых персонажей на свет появляется Цезарь, шимпанзе-интеллектуал. (В фильме его играет, если так можно сказать, Энди Серкис. Движения и мимика актера были зафиксированы с помощью технологии motion capture.) К трем годам Цезарь обгоняет по умственному развитию восьмилетних человеческих детей. В восемь лет он начинает задаваться вопросом, почему ему приходится носить ошейник.

В результате стечения обстоятельств Цезарь оказывается в обезьяньем приюте среди заметно менее развитых сородичей. Надсмотрщиком там работает некто Додж, довольно агрессивный и тупой молодой человек. (Эту роль исполняет Том Фелтон - те зрители, которые помнят актера по серии о Гарри Поттере, сразу поймут, что ничего хорошего от такого персонажа ждать не приходится.) Насмотревшись на человеческую жестокость, Цезарь делает выводы и переходит к действиям: крадет химические препараты, делающие обезьян умными, и устраивает восстание.

В общем, о сюжете сказать больше нечего. Дело тут даже не в нежелании давать спойлеры - просто в фильме нет никаких неожиданных сюжетных поворотов. В сущности, поворотов вообще нет, история проста и прямолинейна. Поскольку главными героями фильма являются шимпанзе, диалоги по большей части состоят из визга и гугуканья. Когда же ближе к финалу Цезарь обучается-таки говорить на английском русском - это выглядит просто смешно.

С визуальной составляющей у новой "Планеты обезьян" тоже не все в порядке. То есть с технической точки зрения вроде бы придраться не к чему - бюджет в 90 миллионов долларов освоен, компьютерных шимпанзе и горилл рисовала созданная Питером Джексоном компания Weta Digital. Ранее ее специалисты работали над "Властелином колец" и "Кинг Конгом". Понятно, что у них за плечами огромный опыт. При этом запоминающихся сцен на сто минут фильма - от силы две-три. Скажем, неплохо выглядит эпизод, в котором Цезарь скачет по веткам секвой и постепенно превращается из подростка во взрослого шимпанзе.

В целом же "Восстание планеты обезьян" - абсолютно проходной фильм, лишенный бертоновской иронии и социального подтекста ранних картин серии. Новая лента - не о путешествиях во времени и/или в космосе и не о борьбе за свободу. Она о том, как обезьяны - дикие, в общем-то, животные - ломают клетки и убегают в лес, ни больше, ни меньше.