Первая половина 2011 года стала для мирового валютного рынка во многом уникальной. Со времени введения евро трейдеры уже привыкли, что все изменения в мировой политике тут же отражаются на паре евро/доллар - самой популярной валютной паре мира. Однако сейчас США с еврозоной как будто бы начали соревноваться в том, кто из них доставит мировой экономике больше проблем. В результате инвесторы начали вкладывать деньги в менее популярные валюты. "Лента.Ру" решила посмотреть, какие валюты мира из числа надежных больше всего выросли за последний год.
Доллар и евро можно назвать главными неудачниками валютного рынка последних месяцев: они подешевели практически ко всем основным валютам мира. В то же время очевидно, что их значение для рынка остается чрезвычайно высоким: и если в глобальной экономике снова появятся признаки глобальной рецессии, именно в долларе инвесторы в массовом порядке будут искать защиты от кризиса - просто потому что надежнее инструмента на рынке нет.
Но это не означает, что сейчас инвесторы не экспериментируют с валютами и не пытаются найти "тихой гавани", в которой можно было бы переждать шторм.
Очевидно, что шторм невозможно будет переждать в развивающихся странах, поэтому данный текст будет посвящен исключительно валютам развитых государств. При этом следует отметить, что в последний год валюты развивающихся стран также росли в цене. Например, российский рубль за год (с 5 августа 2010 года по 5 августа 2011 года) подорожал сразу на 7,78 процента по отношению к доллару. Это означает, что фактически вложения в российские рубли для американцев были выгоднее среднерыночных депозитов. Правда, к евро рубль даже незначительно подешевел - в пределах 0,5 процента.
В Бразилии местный реал подорожал к доллару сразу на 11 процентов, а к евро — на 2,86 процента. Именно Бразилия в сентябре 2009 года объявила о том, что в мире происходит "война валют", и периодически напоминает основным игрокам на валютном рынке, что нехорошо так увеличивать стоимость валют в развивающихся странах.
Тем не менее, в условиях реального кризиса на рубль или реал рассчитывать не приходится. Всем памятна "мягкая девальвация" в России, которая длилась с осени 2008 года по конец января 2009-го, когда доллар на ММВБ вырос с 24 до 36 рублей. В Бразилии девальвация была не такой серьезной, но все же реал с сентября 2008-го по конец февраля 2009-го упал в цене более чем на 30 процентов.
Из-за таких вот резких изменений развивающиеся валюты рассматриваются инвесторами по всему миру не как "тихие гавани", а как инструменты для спекулятивной игры. Более стабильные валюты находятся в государствах Западной Европы и Азии.
В Азии есть одна валюта, объемы торгов по которой можно сравнить с объемами торгов по паре евро/доллар. Высокая стоимость иены - давно не новость ни для глобального рынка, ни для местных экономистов: страна с третьей по величине экономикой мира все 2000-е годы с переменным успехом боролась с дефляцией. На этом фоне иена постепенно дорожала: если в 2007 году доллар оценивался более чем в 120 иен, то к 2010-му - уже меньше чем в 90.
Неожиданный эффект на валютный рынок оказало землетрясение в марте 2011 года. Обычно при таких событиях инвесторы выходят из валюты той страны, где произошла катастрофа, но в этот раз случилось все равно наоборот. Дело в том, что японцы начали в массовом порядке продавать свои валютные активы, чтобы восстановить экономику страны. В результате на рынке возник дефицит валюты, из-за которого иена снова начала дорожать. Это, в свою очередь, ударило по экспортерам - в начале 2011 года они все как один отчитались либо о падении прибылей, либо вообще об убытках.
Через неделю после землетрясения местным властям стало понятно, что если и дальше допустить укрепление курса иены, то экономика страны может столкнуться с угрозой возобновления рецессии. В результате Япония смогла пролоббировать совместную с другими странами "большой семерки" валютную интервенцию иены. Это дало краткосрочный эффект: если 17 марта за доллар давали 76,25 иены (что является историческим минимумом), то 18 марта - больше 81 иены.
Тем не менее, к лету эффект от этой меры полностью исчерпал себя. 1 августа доллар закрылся на отметке ниже 77 иен. В результате ЦБ Японии вновь вынужден был прибегнуть к интервенциям: правда, на сей раз не вместе с "семеркой", а в одиночку. По данным Reuters, на рынок был выброшен триллион иен, то есть 12,6 миллиарда долларов. Это позволило доллару вновь отскочить в район 79 иен.
Тем не менее, за год с 5 августа 2010 года по 4 августа 2011 года иена по отношению к доллару подорожала на 9,3 процента. Вполне вероятно, что поступательное движение иены вверх продолжится, а интервенции Центробанка Японии будут влиять на рынок все меньше и меньше - тем более что на постоянное вмешательство в жизнь инвесторов ЦБ вряд ли пойдет.
В Азии, однако, есть и другие валюты, которые могут посоревноваться с иеной по доходности. Так, сингапурский доллар и южнокорейская вона за год выросли по отношению к американской валюте более чем на 11 процентов.
Об этих двух экономиках - Сингапуре и Южной Корее - в России традиционно пишется и говорится не очень много. Тем не менее, большинство экономистов давно уже включает их в число развитых, а не развивающихся стран. Их экономики строятся не на экспорте сырья, а на производстве высокотехнологичной продукции, на принципах открытого рынка, и это привлекает большое количество инвестиций.
Сингапур в этом смысле выглядит немного сильнее Южной Кореи. За последнее десятилетие он стал настоящим финансовым центром Азии. Местная валюта, сингапурские доллары, оказались крайне устойчивы к финансовому кризису 2008 года - за полгода с сентября-2008 они просели только на семь процентов.
В Европе, помимо евро, есть две основных валюты: британский фунт и швейцарский франк. При этом стоимость фунта в значительной степени связана и с долларом (Великобритания стала главной жертвой финансового кризиса в ЕС именно из-за экономической близости с США), и с евро, поскольку в еврозоне находится целый ряд торговых партнеров страны.
В результате Великобритания испытывает все те же трудности, что и США с Европой. Это не дает британскому фунту укрепиться: за последний год он подорожал к доллару менее чем на четыре процента, а к евро - упал на 4,13 процента.
Совсем другое дело - швейцарский франк. Одна из самых надежных европейских валют за год подросла по отношению к евро почти на четверть, а к доллару - и вовсе на 35 процентов. К началу августа франк обновил исторические максимумы к обеим мировым валютам. После этого местные власти решили, что с них достаточно, и принялись искать способ снижения давления на франк. Меры были придуманы традиционные: Центробанк Швейцарии вышел на рынок с интервенциями, а базовые ставки в местной экономике были снижены почти до нуля. Как и в случае с иеной, скорее всего это будет иметь лишь временный эффект: развитость финансовых институтов Швейцарии и налоговое законодательство, привлекающее в страну сотни зарубежных компаний, не позволяют усомниться в надежности вложений в франки.
Есть в Европе и менее заметные валюты, в которые, однако, вкладываться едва ли менее безопасно, чем во франк. Так, в посткризисной Европе одним из локомотивов всей экономики ЕС неожиданно для многих стала Швеция. В конце июля эта страна вновь удивила аналитиков, показав рост ВВП от квартала к кварталу на 1 процент. В 2010 году экономика Швеции выросла на 5,7 процента, что стало рекордным результатом для всего ЕС - хотя в этом альянсе полно развивающихся стран, которые при другом стечении обстоятельств могли бы показывать гораздо более бурный рост.
При таком увеличении ВВП Швеция остается одной из самых надежных стран в Евросоюзе. В свое время шведы на референдуме решили, что им не надо вступать в еврозону, и вот теперь они фактически освобождены от необходимости вкладывать деньги в спасение Греции, Португалии и других государств Южной Европы.
За год шведская крона подорожала к доллару более чем на 11 процентов, к евро - на 2,5 процента. Аналогичная ситуация сложилась и в Норвегии - местная крона укрепилась к евро на 2,2 процента, к доллару - на 10,8 процента. При этом вложения в Швецию выглядят более перспективными, просто потому что ее экономика больше норвежской.
Если обобщить все вышесказанное, то получится, что сейчас практически все валюты "второго эшелона" выглядят гораздо более выгодными для вложения, чем доллары и евро. Кроме того, ряд этих валют с большой долей вероятности еще долгое время не будет отклоняться от намеченного курса.