Мир
00:30, 6 августа 2011

Ох уж эти дети Германия оказалась на последнем месте по уровню рождаемости в ЕС

В конце июля - начале августа этого года появилось несколько статистических исследований, которые послужили поводом для острой критики политики правительства Германии в области развития семьи. По данным доклада статистической службы ЕС (Eurostat), Германия оказалась на последнем месте по уровню рождаемости в Евросоюзе. Кроме того, как со своей стороны сообщило немецкое статистическое ведомство, доля детского населения в ФРГ оказалась самой низкой в Европе. Согласно прогнозам, к 2060 году Германия может потерять статус наиболее населенной страны Европы, и это далеко не самые драматичные последствия демографического кризиса.

По данным Eurostat, в 2010 году в целом по ЕС был отмечен рост численности населения на 1,4 миллиона до 502,5 миллиона человек (по состоянию на 1 января 2011 года). Но не везде: в семи странах - членах ЕС наблюдалась прямо противоположная динамика. Среди них Латвия, Литва, Венгрия, Болгария, Португалия, Румыния, а также самая богатая и экономически сильная страна Евросоюза - Германия. За 2010 год население ФРГ сократилось на 50700 человек с 81 миллиона 802 тысяч до 81 миллиона 752 тысяч. На самом деле оно сократилось еще больше - на 181 тысячу человек, однако показатели удалось улучшить за счет 130 тысяч прибывших в страну мигрантов.

Немецкая мама с ребенком на джоггинг-прогулке. Фото (c)AFP
Lenta.ru

Так или иначе в 2010 году на 1000 жителей Германии пришлось 8,3 новорожденных. Это ниже среднестатистического показателя по ЕС, который составляет 10,7 новорожденных на тысячу. И хотя по сравнению с предыдущим годом ситуация улучшилась, она не выглядит обнадеживающей - прежде всего потому, что 2009 год для Германии стал рекордно низким по уровню рождаемости (7,9 новорожденных на 1000 человек). В ряде земель, впрочем, был отмечен своеобразный бэби-бум, как, например, в Гамбурге, однако демографы говорят, скорее, о колебаниях, а не об устойчивой тенденции: на следующий год уровень рождаемости опять может упасть.

Доля детей в возрасте до 18 лет по отношению к общему населению страны в Германии также оказалась самой низкой в ЕС - 16,5 процента. С 2000 года число детей в ФРГ сократилось на 14 процентов - с 15,2 до 13,1 миллиона. Кроме того, отмечается, что по своему социально-экономическому положению 15 процентов немецких детей, или каждый шестой ребенок, считаются бедными. Росту детской бедности, по словам президента Немецкого союза по защите детей Хайнца Хильгерса (Heinz Hilgers), способствует также тот фактор, что у безработных и мигрантов больше детей. Отчасти это объясняется тем, что для многих бедных семей выплачиваемое государством пособие на ребенка является источником стабильного дохода.

Параллельно сокращается число женщин репродуктивного возраста (официально таковыми считаются женщины в возрасте от 15 до 49 лет). По данным Федерального статистического ведомства, в 2006 году их насчитывалось 19,3 миллиона, что на 404 тысячи меньше, чем в 1997 году, когда это показатель, если считать с момента объединения Германии, достиг наибольшей величины. Наиболее резко сокращение численности потенциальных матерей произошло с 2005 по 2006 год (минус 133 тысячи). По прогнозам, к 2050 году их число уменьшится до 14 миллионов. При этом современные немки рожают позже, чем их матери, а это значит, что у них остается меньше времени на рождение второго или третьего ребенка.

В 2009 году средний возраст женщины в ФРГ при рождении первого ребенка составил 30,4 года. В 1970 году для ФРГ он составлял 24,3 года, а для ГДР - 21,9 года. Если в 1970 году наибольшее число рождений приходилось на женщин в возрастной группе от 20 до 24 лет, то в период с 1974 по 2001 год больше всего детей рождалось у женщин от 25 до 29 лет, а с 2001 года основной "родящей" группой стали женщины от 30 до 34 лет. В среднем на одну женщину в ФРГ приходится 1,4 ребенка, тогда как для поддержания численности населения требуется 2,1 ребенка. При этом распространенное убеждение, что вместо немок рожать будут "понаехавшие" мигранты, на самом деле далеко не соответствует действительности. Хотя рождаемость у мигрантов в Германии выше, но не намного (1,6 ребенка), и при этом продолжает падать (в начале 90-х на одну эмигрантку приходилось 2 ребенка).

Фото (c)AFP
Lenta.ru

В итоге, по прогнозам Eurostat, к 2060 году население Германии может сократиться на 16 миллионов до 66 миллионов человек. В принципе, сокращение населения - общая тенденция, характерная для большинства экономически развитых стран. А для Германии подобное развитие событий тем более не является неожиданностью. Германии вообще принадлежит своеобразный антирекорд: в 1973 году ФРГ стала первой страной, где уровень смертности превысил уровень рождаемости, а затем и первой страной, в которой уровень рождаемости упал до самого низкого значения в 1,4 ребенка на женщину. С учетом сохраняющейся динамики, по некоторым прогнозам, через 40-50 лет на одного новорожденного в ФРГ будут приходиться два умерших.

Не меньшую озабоченность вызывает изменение возрастной структуры населения, которое стремительно стареет. К 2050 году средний возраст жителей ФРГ возрастет с сегодняшних 42 до 50 лет. Число 60-летних к этому времени достигнет миллиона и будет в два раза превышать число новорожденных, а число 80-летних и старше увеличится на 6 миллионов до 10 миллионов человек. "Ни у кого из соседей нет такого высокого среднего возраста и такой низкой рождаемости. ФРГ постепенно становится домом престарелых ЕС", - резюмирует Stuttgarter Zeitung. Подобные изменения грозят обрушить систему социального обеспечения Германии, до недавнего времени считавшуюся чуть ли не образцовой, и лечь тяжкой ношей на экономику, которая уже сейчас испытывает нехватку квалифицированных специалистов. Пенсионный возраст придется повысить до 74-75 лет.

Нельзя сказать, что немецкие власти игнорируют демографическую проблему. Напротив, по сравнению с остальными странами богатая Германия тратит на поддержание рождаемости и семей колоссальные средства. На каждого ребенка, пока он растет, государство выделяет в среднем 150 тысяч евро. Сумма пособия, которое по закону можно получать на каждого ребенка до 18 лет (а в ряде случаев и старше 18-ти), увеличивается. Родители получают тем больше налоговых послаблений, чем больше у них детей. Основной задачей немецкие политики считают устранение противоречий между работой и семьей.

В 2007 году были введены родительские пособия для ухода за ребенком (Elterngeld). После рождения ребенка молодым родителям предоставляется 14 свободных месяцев. Они сами могут решать, сколько времени каждый из них будет сидеть с малышом (минимум два максимум 12 месяцев). Изначально им выплачивалось 67 процентов от размера последней зарплаты за вычетом всех налогов, что составляло минимум 300 максимум 1800 евро. В 2010 году, однако, правительство приняло масштабную программу по экономии средств, в итоге размер пособия был снижен до 65 процентов от зарплаты, а получатели социального пособия по безработице Hartz-IV вообще лишились своих "родительских денег" в размере 300 евро.

Малолетний посетитель Октоберфеста. Фото (c)AFP
Lenta.ru

В любом случае государство оказывает помощь, тем не менее парадоксальным образом это никак не влияет на улучшение демографической ситуации. Почему? Одно из объяснений состоит в том, что предпринимаемые правительством меры просто еще не успели оказать должного воздействия. Однако ряд немецких экспертов отмечают, что сами эти меры не совсем верны и направлены не туда. Немецкое правительство традиционно тратит средства для облегчения финансовой нагрузки на родителей. Между тем сосредоточиться следует, по примеру Франции и скандинавских стран, на развитии инфраструктуры по уходу за детьми: яслей, детских садов и других дошкольных учреждений. В этой связи предлагается довольно неожиданное решение: обратиться к опыту ГДР.

В отличие от ФРГ, где воспитание ребенка традиционно возлагалось на семью, в ГДР система дошкольных детских учреждений была развита намного лучше. Это, кстати, нашло свое отражение в том, что в социалистической ГДР женщины были намного более самостоятельны в профессиональном плане, так как могли отвести ребенка в детский сад и пойти на работу, в то время как западные немки были сильнее привязаны к семейному очагу. Как бы странно это ни звучало, но в Германии, особенно на Западе, не хватает детских садов и яслей, а начатая властями перестройка государственной системы ухода за детьми продвигается слишком медленно. Не хватает персонала: ежегодно появляются 50 тысяч новых воспитателей, но этого недостаточно.

Начиная с 2013 года каждый ребенок в ФРГ после своего первого дня рождения получит гарантированное законом право на место в яслях. Однако это право надо еще суметь реализовать. В Баден-Вюртемберге, одной из самых богатых федеральных земель ФРГ, в детских садах и яслях насчитывается 50 тысяч мест - при том, что требуется 91 тысяча. "Посчитать легко, нам не хватает 40 тысяч мест, - заявил в этой связи президент совета общин Баден-Вюртемберга Рогер Келе (Roger Kehle). - Иными словами мы должны увеличить уже имеющееся число вдвое. Однако сегодняшними темпами перестройки системы ухода за детьми сделать это в срок нам не удастся. Я вообще сомневаюсь в том, что нам это когда-либо удастся".

Между тем инициированная правительством программа по выплате родительских пособий без яслей и детских садов фактически не целесообразна. Куда деть ребенка после 14 месяцев, когда родители выходят работать на полный день? При этом многие из детских учреждений работают с 10 или до 17 часов. А если работа начинается в шесть или заканчивается в восемь? Яслей и детских садов, таким образом, должно не просто стать больше - еще и их расписание должно быть более гибким. В настоящее время, как отметил пресс-секретарь немецкого Объединения помощи детям (Deutschen Kinderhilfswerk) Кристоф Хайнеманн (Christoph Heinemann), Германия не является страной, "дружественной детям". Однако даже если изменятся внешние обстоятельства, придется еще менять менталитет.

Семья и дети не являются больше безусловным приоритетом в современном западном обществе, и Германия здесь не исключение. Истоки подобного отношения многие видят в молодежной и сексуальной революции 60-х годов, которая в 80-х докатилась до стран бывшего соцлагеря. Она сделала доступными другие жизненные модели, которые не предусматривают ни обязательного брака, ни детей. Определенную роль сыграло развитие системы социального обеспечения: дети перестали рассматриваться как залог безбедной старости. "Современное общество склонно к гедонизму", - отмечает в этой связи Штефан Фухс (Stefan Fuchs) из немецкого Института демографии, благополучия и семьи (IDAF). Для многих профессиональная самореализация и потребление стоят на первом месте. Детей отодвигают на потом и зачастую вспоминают про них, когда уже становится слишком поздно.

В Германии, как со своей стороны отмечает эксперт из Института демоскопии в Алленсбахе Штеффен де Сомбр (Steffen de Sombre), к этому добавляется свойственный немцам перфекционизм. Так, по сравнению с французами немцы называют гораздо больше условий, необходимых, по их мнению, для создания семьи и рождения ребенка: законченное образование, стабильная работа, достаточный доход, по крайней мере у одного из родителей. Не удивительно, что современные немцы вступают в брак после 30 лет, как показало исследование Федерального статистического ведомства Германии. "Французы относятся ко всему намного спокойнее и попутно заводят детей", - отметил де Сомбр. К слову сказать, в 2010 году во Франции был зафиксирован один из самых высоких по ЕС уровней рождаемости - 12,8 новорожденных на 1000 жителей. Так что французский пример не так уж и плох.

< Назад в рубрику