В Эстонии установлена личность человека, который 11 августа открыл огонь в здании министерства обороны, а затем был застрелен полицией (по другим данным - покончил с собой). Им оказался юрист 1954 года рождения Карен Драмбян. Он состоял в Объединенной левой партии Эстонии и был автором критических статей, касавшихся руководства республики. Драмбян имел эстонское гражданство и проживал в одном из районов Таллина.
Каких-либо политических требований при нападении на министерство Драмбян, по данным силовых структур, не выдвигал. По словам министра обороны Эстонии Марта Лаара, нападавший вообще ничего не требовал.
Знавшие Драмбяна люди рассказали, что жилось ему нелегко: карьера складывалась не слишком удачно, из-за долгов он лишился квартиры. "Никого он не собирался убивать, - уверен один из его знакомых, комментировавший произошедшее. - Это был шаг отчаяния, выпад против несправедливости, которая, по его мнению, происходила с его жизнью".
В здание министерства Драмбян ворвался примерно в 15:00 по местному времени. Как стало известно позднее, мужчина был вооружен двумя пистолетами, имел при себе сумку со взрывпакетами, дымовые шашки и противогаз. Из сообщений местных СМИ и рассказов очевидцев следует, что он бросил в фойе дымовую шашку и произвел один или несколько выстрелов. По словам одного из сотрудников министерства, нападавший взял в заложники охранника, однако вскоре его отпустил.
Очевидец произошедшего рассказал, что, ворвавшись в здание, нападавший кричал по-русски, что "не будет стрелять в тех, кто не вооружен". Тот же источник утверждал, что стрелок является членом Кайтселийта (эстонского добровольческого военизированного формирования), но эта информация позднее не подтвердилась.
Когда раздались выстрелы, сотрудники министерства стали спешно покидать здание. Один из чиновников рассказал, что около 15:00 персонал получил электронные сообщения от руководства, в которых рекомендовалось "оставаться в кабинетах и никуда не выходить". Затем в здании была включена сирена. "В начале мы предположили, что начались учения или что-то похожее. Они здесь иногда проходят. И в этот момент мы услышали три выстрела, после чего, конечно же, начали покидать кабинеты и продвигаться в сторону аварийного выхода", - рассказывает источник.
Некоторые из сотрудников, работавших на первом этаже, выпрыгивали из окон. Видеоролики очевидцев, запечатлевших полицию возле министерства обороны и людей, покидавших здание, можно посмотреть здесь.
В здании министерства Драмбян находился около двух часов. Ясной картины того, что происходило в течение этого времени, нет. Один из чиновников министерства утверждает, что нападавший "перемещался по зданию", кричал что-то по-русски и угрожал оружием персоналу. Корреспондент DELFI (спустя примерно час после того, как в здании прозвучали выстрелы) сообщал, что стрелявший, возможно, направляется на крышу. По утверждению журналиста, "через окна было видно, что стрелявший двигается вверх".
Однако в Полиции безопасности (эстонской спецслужбе) заявили позднее, что Драмбян не продвинулся дальше фойе. То есть, согласно источнику, "весь инцидент" происходил именно там. В ПБ заявили также, что никаких заложников стрелок не брал: по версии спецслужбы, "в течение нескольких часов в одном помещении со стрелявшим находились охранники, однако в заложники они взяты не были".
Операция по нейтрализации нападавшего началась около 16:45 по местному времени (персонал министерства к тому времени, как сообщалось, был эвакуирован). В здание ворвались полицейские в бронежилетах, после этого вновь началась стрельба. Очевидцы также слышали взрывы (очевидно, это были взрывпакеты, принесенные Драмбяном, или, возможно, шумовые гранаты, примененные полицией).
Операция закончилась гибелью нападавшего. Сначала, правда, журналисты, ссылаясь на полицию, сообщили, что стрелок задержан. Однако вскоре после этого стало известно, что он мертв. Правда, и по поводу его гибели версии разошлись: одни источники в силовых структурах утверждают, что он покончил с собой, другие - что он был убит в ходе перестрелки с полицией. Тело Драмбяна вынесли из здания министерства около полуночи.
Единственной жертвой перестрелки оказался сам нападавший. Полицейские, по информации прокуратуры, "отделались царапинами".
Карен Драмбян (в прессе можно также встретить другое написание его имени - Карэн, сам он, как отмечалось, настаивал именно на таком варианте) родился в Ереване. Получил юридическое образование. Позднее переехал в Эстонию, гражданство республики, по данным Полиции безопасности, получил в 1993 году. Работал в юридической конторе. Драмбян был членом Объединенной левой партии, которая представляет интересы части русскоязычного населения Эстонии. С армянской общиной, как рассказал председатель Таллинского армянского общества Размик Иванян, он пересекался мало. "Если приходил на наши мероприятия, в церковь, то был сам по себе, - вспоминает Иванян. - Наши ребята, насколько я знаю, тоже не поддерживали с ним отношения. "Здравствуй", "до свидания" - и все".
Долгое время Драмбян жил в Маарду (городе на северо-востоке Эстонии, где большинство населения составляют представители русской общины). Он открыто выступал в качестве сторонника местного мэра Георгия Быстрова, занимающего этот пост с середины 1990-х годов. Комментируя некоторое время назад слухи об отставке Быстрова, юрист заявлял, что уход нынешнего мэра грозит городу "хаосом". В 2009 году Драмбян помогал мэру на местных выборах. Тогда, по информации "БалтИнфо", он выпустил листовку якобы от имени конкурента Быстрова - Владимира Архипова. В листовку были включены обещания, которые могли отпугнуть русскоязычных избирателей (например, обещание перевести на эстонский язык местную гимназию). Сам юрист тогда подтвердил, что выпустил эту листовку и оплатил ее распространение из собственных средств.
После того как Драмбян ворвался с пистолетами в министерство обороны, журналисты вспомнили, что он был автором публикаций, в которых в довольно резкой форме критиковал эстонское руководство и выступал в защиту русской общины. Например, статью 2009 года, в которой он заявлял, что эстонское правительство "выбрало гражданскую войну", и призывал "проснуться и доказать, что мы здесь хозяева". Или другую публикацию (того же года), в которой автор сетовал на пассивность русской общины в Эстонии.
При желании эти призывы можно считать своего рода "манифестом" и трактовать в пользу версии о том, что нападение на министерство Драмбян совершил из идейных соображений. Такая трактовка, правда, выглядит не слишком обоснованной. Дело не только в том, что с момента появления упомянутых публикаций прошло довольно много времени. Драмбян, ворвавшись в министерство обороны, не повел себя как террорист или политический экстремист. Он не стремился убить как можно больше людей (в отличие от, например, норвежского террориста Андерса Брейвика, с которым некоторые уже сравнивают эстонского стрелка), не выдвигал политических требований, не пытался добиться встречи с прессой, чтобы изложить свои взгляды.
В партии, в которой состоял Драмбян, версию о политической подоплеке его действий не поддержали. Лидер ОЛПЭ Сергей Юргенс высказал мнение, что причиной стали, скорее, социальные трудности, с которыми столкнулся его соратник. "Да, он был членом нашей партии, но проблемы у него были совсем другого плана. Человек остался в общем-то без крыши над головой, без семьи, - отметил Юргенс. - А увязывать это с его политической деятельностью - ну, это, по меньшей мере, некорректно, потому что человек, доведенный до отчаяния, вряд ли помнит, член какой он партии".
По словам знакомых Драмбяна, в последнее время его жизнь была отмечена материальными неудачами, неурядицами в семье, пошатнувшимся здоровьем. Один из приятелей погибшего рассказал, что тот не знал эстонского языка - а это существенно мешало его профессиональной деятельности. "Он пытался, он рвался работать, он нанимал переводчиков, каких-то пару дел у него может быть было. Но все шло под откос", - вспоминает источник.
Соратник погибшего по партии, Анатолий Егоров, рассказал, что серьезным ударом для Драмбяна была история с его зятем. Он взял для зятя большой кредит на покупку дачи. Зять вскоре после этого погиб в аварии, кредит оказался "повешен" на Драмбяна, и тот оказался не в состоянии вносить платежи. За это его квартиру в Маарду (она также была куплена за кредит) забрали и продали с торгов. Последнее время, по словам Егорова, Драмбян жил где-то у друзей в Таллине.
Приятель юриста рассказал, что жил он "очень плохо, бывало голодал". "Мне кажется, что последней каплей для него стало то, что он оказался не у дел, оказался невостребованным, что у него отобрали даже квартиру, которую он купил в кредит", - считает знакомый Драмбяна.
Остается еще вопрос о системе безопасности в министерстве обороны. С одной стороны, стрелявший усилиями полиции был нейтрализован и при этом обошлось без жертв (хотя последнее можно считать не столько успехом силовиков, сколько следствием того, что на убийства Драмбян настроен не был). С другой стороны, оказалось, что работе министерства обороны смог помешать один-единственный человек, а охрана (службу при министерстве несут эстонские ополченцы из Кайтселийта) не смогла с ним справиться.
Премьер-министр Эстонии Андрус Ансип в связи с этим уже заявил, что военному ведомству необходимо новое здание. Нынешнее, по его словам, сложно охранять из-за его местоположения (здание находится в центре города). К охране у главы правительства, очевидно, претензий нет: премьер, как сообщается, похвалил ополченцев "за самоотверженную и профессиональную работу".