15 августа "Коммерсантъ" раскрыл подробности сорванного силовиками теракта, о предотвращении которого стало известно еще месяц назад. Как удалось выяснить журналистам, злоумышленники планировали подорвать скоростной поезд "Сапсан" на пути между Москвой и Санкт-Петербургом бомбой мощностью в 10 килограммов тротила.
О том, что в столичном регионе раскрыт и предотвращен крупный теракт, директор ФСБ Александр Бортников рассказал своему непосредственному начальнику Дмитрию Медведеву 18 июля 2011 года. Как это принято в подобных случаях, никаких деталей о теракте Бортников не раскрыл, упомянув лишь, что предполагаемыми террористами являются четверо жителей Северного Кавказа, которых к тому моменту уже поймали и арестовали.
Через пару дней после встречи Бортникова с президентом в прессу просочились подробности о задержанных. Ими оказались уроженец Кабардино-Балкарии Ислам Хамужев, Мурад Эдильбиев и Мурад Умаев ("Коммерсантъ" в статье от 20 июля приводил другое имя задержанных - Мансур) из Чечни и Ингушетии, а также приехавший из Мордовии Фярит Невлютов (по другим данным - Фаиль).
По одной из версий, поводом для знакомства будущих террористов стал футбол. Оба Мурада занимались футболом и были знакомы задолго до того, как решились на теракт. По сведениям "Коммерсанта", Эдильбиев играл в любительской команде "Даруль-Аркам" одноименной общины мусульман и мечети в Москве, а Умаев выступал за клуб чеченской диаспоры "Даймокх". Впрочем, в "Даруль-Аркаме" сведения о том, что за команду выступал террорист, опровергли. По данным сайта chechensport.com, в составе команды "Даймокх" в 2008 году действительно играл мужчина по фамилии Умаев, а в запасных на одном из матчей числился некто М. Эдельбиев.
Идеологом и организатором теракта следствие называет 22-летнего Хамужева. В 2009 году он под предлогом поездки в Москву на заработки оказался в Дагестане, где прошел подготовку в лесном лагере боевиков. Затем Хамужев все же оказался в столице, где и познакомился в одной из мечетей с Эдильбиевым и Умаевым - как утверждается в "Коммерсанте", на почве любви к футболу. В какой-то момент Хамужеву удалось убедить своих новоявленных друзей стать его сообщниками в организации теракта. В той же мечети почти сформировавшейся террористической ячейке удалось найти еще одного единомышленника - Невлютова. По другим данным, все четверо познакомились через интернет и первое время обсуждали только футбол.
Своей целью террористы выбрали скоростной поезд "Сапсан", курсирующий между Москвой и Петербургом. Скоростные пассажирские поезда на этом направлении взрывали уже дважды, и теракт группы Хамужева должен был стать третьим ударом в одно и то же место. Идеолог подрыва поезда снял квартиру в районе станции Лосиноостровская на окраине Москвы и поручил Эдильбиеву купить и привезти туда удобрения на основе аммиачной селитры, необходимые для изготовления бомбы. Эдильбиев объяснил свое желание участвовать в подготовке теракта тем, что в 1999 году во времена второй чеченской кампании видел, как "гибли его товарищи". По данным "Коммерсанта", в тот момент ему было около десяти лет. Частые отлучки на конспиративную квартиру он выдавал родителям за постоянные тренировки.
По каким мотивам на незаконные деяния пошли Умаев и Невлютов, неясно. Умаев, по данным ФСБ, никаких конкретных задач при подготовке к теракту не выполнял, но активно участвовал в обсуждении, а Невлютову досталась роль водителя.
К концу июня бомба была готова. Также Хамужев определился и с местом теракта - для этого подошел перелесок у станции Фирсановка в районе подмосковных Химок.
Когда все приготовления были завершены, диверсионную группу неожиданно подвел ее лидер Ислам Хамужев, которому по каким-то причинам понадобилось вернуться на родину. Хамужев поручил руководство операцией Мураду Эдильбиеву и передал ему бомбу. Тот спрятал взрывное устройство у себя дома, сказав удивившимся незнакомому предмету родителям, что друг отдал ему на время разобранный компьютер. Вместе со взрывчаткой Хамужев отдал своему напарнику карабин "Сайга".
Собственно, шансов осуществить теракт у группы Хамужева не было - за ними давно наблюдали оперативники ФСБ и держали ситуацию под контролем. Уйти Хамужеву они не дали, мужчина был задержан 2 июля, не попав в Кабардино-Балкарию.
Несостоявшиеся диверсанты сами, еще до ареста, отказались от идеи устраивать взрыв. Новоявленный лидер террористической ячейки не сумел справиться с эмоциями - вечером 5 июля он пошел в парк Покровское-Стрешнево неподалеку от своего дома и выкинул компоненты взрывного устройства вместе с карабином, испугавшись, что его могут обвинить в подготовке теракта. Избежать преследования Эдильбиеву не удалось - его задержали прямо в парке. Мужчина выдал и местонахождение своего друга-футболиста Мурада Умаева, который снимал квартиру в Балашихе. Еще через несколько дней был арестован и водитель Невлютов, который в преступной группировке имел кличку Абдулла-татарин.
Адвокат Эдильбиева утверждает, что его клиент стал жертвой обстоятельств и попал под дурное влияние, а также во всем раскаялся. Стоит отметить, что впечатлительность Эдильбиева уже мешала ему в жизни - во время одного из матчей за свой клуб он настолько разволновался, что тренер не стал выпускать его на поле, и в итоге в команду футболист-диверсант не вписался.
Кто именно стоял за несостоявшимися террористами, неизвестно. Легко предположить, что этим кем-то мог быть вездесущий Доку Умаров, и на то есть все основания - ведь именно он брал на себя ответственность за взрывы 2007 и 2009 года на пути следования поезда "Невский экспресс". Оба теракта считаются раскрытыми, и версия следствия подтверждает заявления самого Умарова. Организатором первого называется так и не пойманный Павел Косолапов, действовавший по заказу самопровозглашенного лидера имарата Кавказ, а второй взрыв, в результате которого погибли 28 человек, организовывал хорошо известный идеолог боевиков Саид Бурятский, ликвидация которого весной 2010 года стала одним из наиболее серьезных достижений федеральных властей в борьбе с кавказским подпольем.
Тем не менее, пока Умаров, равно как и другие возможные заказчики, в показаниях задержанных террористов не фигурировали. Но заказчики все же были. 15 августа источник РИА Новости в силовых кругах рассказал, что выйти на группу Хамужева удалось благодаря информатору в северокавказском подполье. Он сообщил силовым органам, что лидеры бандподполья Дагестана выбрали Хамужева для организации теракта на пути следования "Сапсана". Он прошел обучение на подрывника и в одиночку был отправлен в Москву, где ему предстояло найти себе сообщников.
Следили за Хамужевым с момента прибытия в столицу, а покинуть Москву он по всей видимости решил, заподозрив, что попал на крючок. Собранные данные, утверждают в спецслужбах, доказывают стопроцентную нацеленность террористов на подрыв "Сапсана" и идут вразрез с заявлениями некоторых из них о раскаянии и "дурном влиянии". В случае, если деятельность группы Хамужева не удалось бы пресечь, теракт бы состоялся.