Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон выступил в понедельник, 15 августа, с программной речью, посвященной беспорядкам, охватившим ряд английских городов на прошлой неделе. По мнению премьера, английская молодежь разучилась различать "добро и зло", и политикам следует на своем примере объяснить английскому обществу основы моральных ценностей.
Беспорядки в ряде крупнейших английских городов начались 6 августа, когда несколько десятков человек потребовали от полиции лондонского района Тоттенхэм объяснить им обстоятельства гибели в перестрелке с полицией местного чернокожего жителя Марка Даггана. Полиция успокоить собравшихся не смогла, и в районе начались погромы.
Если в первый день бунтовщики громили полицейские машины, как и все, что попадалось им на пути, в память о Марке Даггане (кстати, предполагаемом гангстере), то начиная с воскресенья, 7 августа, "благой" повод был забыт, и улицы бедных районов Лондона заполонили жаждущие легкой наживы мародеры. Вскоре примеру британской столицы последовали погромщики в Бирмингеме, Бристоле, Манчестере, Ливерпуле, Солфорде, Ноттингеме, Милтон-Кинсе и Борнмуте.
Погромщиков удалось обуздать только к 11 августа - за время беспорядков сотрудники полиции арестовали более полутора тысяч человек, предъявив им обвинения в мародерстве, организации беспорядков и грабежах.
Пока многочисленные добровольцы, в числе которых были и владельцы имущества, пострадавшего в ходе беспорядков, разбирали последствия погромов, не оставались в стороне и политики, которым предстояло ответить на ряд важных вопросов. Кто виноват в анархии, охватившей Соединенное Королевство? Как так вышло, что полиция не смогла дать отпор погромщикам и позволила хулиганам разгромить и разграбить, а порой и сжечь десятки магазинов? Как сделать так, чтобы подобное в будущем не повторилось?
Среди этих и других высказываний наиболее остро звучала критика в адрес недееспособной полиции, финансирование которой коалиционное правительство во главе с Дэвидом Кэмероном к тому же планирует сократить на целых 20 процентов. Это сокращение, намеченное на ближайшее время, проводится в рамках общего сокращения дефицита бюджета. Более того, в ходе запланированной реформы министерство внутренних дел Великобритании собирается сокращать и собственно штат полицейских.
На фоне событий прошлой недели, ущерб от которых еще только предстоит подсчитать, подобные планы правительства прозвучали довольно абсурдно. Но Кэмерон, по его собственным словам, безусловно, не собирается оставить страну без работоспособной полиции. Как раз наоборот, премьер заявляет о необходимости сделать работу служб правопорядка более эффективной - урезать бюрократическую составляющую и сократить объем "бумажной работы" сотрудников.
По мнению Кэмерона, основной упор необходимо сделать на качестве профессиональной подготовки полицейских и их готовности моментально реагировать на угрозы, подобные августовским погромам.
Однако позиция главы правительства, как оказалось, вызвала недоумение не только его у политических оппонентов в лице лидера лейбористов Эда Милибэнда. Среди противников реформы полиции оказался и соратник Кэмерона по Консервативной партии - мэр подвергшегося разгромам Лондона Борис Джонсон. Так, Джонсон заявил, что в сложившихся обстоятельствах сокращение числа полицейских ставит под угрозу безопасность общества.
При этом стоит отметить, что "излишне бюрократизированная" и "избыточно финансируемая" британская полиция после того, как ей все-таки разрешили разгонять участников беспорядков, вполне оперативно перешла от невмешательства к массовым, а в последствии и адресным арестам погромщиков и мародеров.
Так что можно предположить, что если излишняя "бюрократизация" действительно имеет место, то скорее не столько в самой полиции, сколько среди тех, кто ею руководит и не дает своевременно бороться с возникающими угрозами. Подобного мнения придерживается и лидер лейбористов, назвавший программное заявление Кэмерона "набором уловок".
Выступая с речью 15 августа, практически одновременно со своим главным политическим оппонентом, Эд Милибэнд подчеркнул, что в сложившейся обстановке правительству необходимо немедленно переходить от слов к делу и налаживать обстановку в социальной сфере. В частности, он предложил соратникам Кэмерона последовать примеру членов Лейбористской партии и обратиться за содействием в решении социальных проблем, приведших к погромам, не только к пострадавшим в ходе беспорядков, но и к самим задержанным хулиганам (впрочем, по данным The Independent, во вторник, 16 августа, вице-премьер Ник Клегг заявил, что специальная комиссия обязательно учтет мнение пострадавших в погромах при расследовании причин беспорядков).
Продолжая тему проблемной молодежи, Милибэнд заявил, что правительству Кэмерона необходимо больше внимания уделять контролю родителей за подростками, которые поддаются дурному влиянию и идут громить магазины. По словам лидера лейбористов, в сложившейся тяжелой социальной обстановке виноваты сами политики и чиновники, которые должны подавать хороший пример британскому обществу.
Любопытно, что объект критики Милибэнда, сам Дэвид Кэмерон, в своей речи говорил примерно о том же. Выступая в одном из финансируемых по его собственной инициативе социальных центров для молодежи в Оксфордшире, британский премьер значительную часть своей программной речи посвятил как раз воспитанию подрастающего поколения.
Кэмерон заявил, что у современных молодых людей в головах "стерлось" различие между понятиями "хорошо" и "плохо" и что в обществе необходимо воскресить базовые моральные ценности. По словам премьера, которые опять же перекликаются с мнением его политического соперника, молодым британцам нужен правильный пример для подражания, как в лице родителей, так и в лице влиятельных людей Великобритании.
Здесь нужно пояснить, что глава британского правительства находится у власти всего год - с прошлой весны. Расставляя такие приоритеты на фоне обострения социальных противоречий, которые усугубляются ожиданиями очередного экономического кризиса, политик должен понимать, что в нынешних обстоятельствах все взоры в стране обращены именно в его сторону и что под вопросом находится его политическая репутация и, по большому счету, премьерское кресло.
При этом Кэмерон смело идет на непопулярные меры по сокращению финансирования полиции, ссылаясь на дефицит бюджета, а социальные проблемы предлагает решить перевоспитанием отчаявшейся найти работу молодежи из бедных кварталов. С другой стороны премьер, очевидно, получит поддержку общества в решении последовать примеру Нью-Йорка и объявить в стране войну уличным бандам. Так, борьбу с организованной преступностью Кэмерон назвал "национальным приоритетом" внутренней политики Великобритании.
Как сообщает The Guardian, ссылаясь на комментарии юных британцев, присутствовавших в социальном центре на выступлении Кэмерона, речь премьера, как впрочем и Милибэнда, вызвала у молодежи довольно скептическую реакцию. Все это "перевоспитание" и "научение добру", безусловно, прекрасно, но денег на учебу малообеспеченным британцам никто не выделяет и на работу в родном районе берут почему-то приезжих из Польши.
"Я бы рад пойти в университет, но разве я могу себе это позволить?", - пожаловался журналистам один из молодых людей, приглашенных на выступление Кэмерона. По его словам, он с детства мечтал стать военным, но в британской армии, как и в остальной бюджетной сфере, сейчас тоже идут сокращения.
Впрочем, остается надеяться, что премьер не ограничится словами и, как обещал, наведет порядок в социальной среде. А, если судить по его заявлениям в понедельник, правительству в условиях нестабильной финансовой ситуации предстоит немало дел - не только победить в войне, объявленной многочисленным уличным бандам, но и спасти от безысходности более ста тысяч проблемных семей, восстановить социальные программы для молодежи и научить погромщиков добру, отправив их на исправительные работы по уборке пострадавших улиц.