В подмосковном Жуковском завершился крупнейший российский авиасалон - МАКС-2011. В этом году он был действительно крупнейшим по целому ряду параметров, например, по количеству посетителей или объему заключенных контрактов. Впервые за всю историю проведения мероприятия был реконструирован аэродром Великой отечественной войны. МАКС-2011 стал и салоном премьер: публике в Жуковском показали прототипы российского истребителя Т-50, кабину пассажирского лайнера МС-21, самолет-гигант А380 и Dreamliner от Boeing.
Участниками подмосковного авиасалона стали 842 компании из 30 стран мира, которые представили 241 летательный аппарат. Деловая часть МАКСа, продолжавшаяся с 16 по 18 августа, была не сказать чтобы очень насыщенной, однако компаниям, преимущественно российским, удалось заключить несколько крупных сделок. В частности, Объединенной авиастроительной корпорации удалось продать в общей сложности около ста самолетов МС-21, Sukhoi Superjet 100 и Sukhoi Business Jet. А вот гиганты самолетостроения - американский Boeing и европейский Airbus - на МАКС-2011 крупными контрактами похвастаться не смогли. Однако и для них авиасалон не прошел зря: Airbus договорился с "Трансаэро" о поставках 8 A320neo и о создании рабочей группы с "Аэрофлотом" по А380. Boeing контрактов не подписал, зато его Dreamliner посетил вице-премьер Сергей Иванов.
С 19 августа началась открытая часть авиасалона в Жуковском, когда мероприятие могли посетить все желающие - из числа тех, кого не остановили цены на билеты (от 600 до 15000 рублей) и погода (на выходные заметно похолодало и шел дождь). Для публики в небе различные самолеты и вертолеты выполняли показательные полеты. Демонстрационные программы на авиасалоне представили пилотажные группы "Стрижи", "Русские витязи", "Соколы России", "Русь" и латвийская Baltic Bees. Одним словом, программа МАКС-2011 была насыщенной. "Лента.ру" подвела итоги работы авиасалона и предлагает своим читателям рейтинг десяти самых значимых событий авиасалона в Жуковском.
Самым ожидаемым событием подмосковного авиасалона стала публичная демонстрация прототипа российского перспективного истребителя пятого поколения Т-50 (ПАК ФА). Изначально первый полет истребителя в рамках авиасалона был запланирован на 16 августа, первый день работы МАКСа, но это событие было перенесено. ПАК ФА поднялся в небо Жуковского 17 августа, и не один: полеты в рамках МАКС-2011 выполняли сразу два прототипа: Т-50-1 и Т-50-2. Правда, завершить свою летную программу ПАК ФА не смог - 21 августа во время взлета произошел помпаж правого двигателя, из-за чего взлет самолета и его дальнейшее участие в летной программе последнего дня авиасалона были отменены.
МАКС-2011 превзошел предыдущий авиасалон в Жуковском по объему заключенных контрактов. Точный подсчет стоимости подписанных сделок еще ведется и будет назван через неделю-две, но уже сейчас стало известно, что сумма контрактов превысила десять миллиардов долларов. В ходе МАКС-2009 было заключено сделок на десять миллиардов долларов ровно. Большая часть стоимости заключенных на МАКС-2011 контрактов пришлась на Объединенную авиастроительную корпорацию - 7,5 миллиарда долларов. В частности, ОАК продала пассажирских самолетов МС-21 на шесть миллиардов долларов и Sukhoi Superjet 100 - на 1,5 миллиарда долларов. Кроме того, стоимость соглашений о намерениях и дополнительных опционов на поставку самолетов, подписанных ОАК, составила около пяти миллиардов долларов.
Президент украинского Авиационного научно-технического комплекса имени Антонова Дмитрий Кива объявил на МАКС-2011, что предприятие получило заказ Министерства обороны России на формирование предложений по достройке и модернизации второго транспортного самолета Ан-225 "Мрия", крупнейшего грузового летательного аппарата в мире. "Поскольку у нас есть один недостроенный самолет Ан-225, Минобороны России попросило нас подготовить предложения по его достройке с целью возможного приобретения", - пояснил Кива. На авиастроительном предприятии "Антонова" в настоящее время хранятся фюзеляж, центроплан и крылья "Мрии". Ранее украинское предприятие оценивало достройку самолета в сто миллионов долларов, из которых 25 миллионов необходимы на покупку шести двигателей.
В рамках авиасалона на статической стоянке и во время демонстрационных полетов зрители могли увидеть А380, лайнер-гигант от Airbus. Для России прилет такого самолета - сенсация. Дело в том, что российские авиакомпании пока не купили ни одного А380, так как принимать его могут только "Домодедово" и "Толмачево". Так что прилет А380 можно было воспринимать как наглядную агитацию, направленную не только на авиакомпании, но и на сотрудников аэропортов и чиновников - с тем, чтобы они побыстрее сделали Россию доступной для А380.
В МАКСе принял участие и Dreamliner - "Лайнер мечты" от Boeing, который еще даже не начал поставляться заказчикам. Он, в отличие от А380, в полетах участия не принимал. Кроме того, он улетел из Жуковского еще до того, как авиасалон открыли для всех желающих.
В ходе авиасалона в Жуковском президент холдинга "Вертолеты России" Дмитрий Петров объявил, что Министерство обороны России до конца 2011 года получит более 450 вертолетов. "В рамках гособоронзаказа на 2011 год Минобороны подписано семь долгосрочных контрактов, три краткосрочных и один контракт по поставкам вертолетов Ка-52 находится в стадии подписания", - пояснил он, добавив, что гособоронзаказ 2011 года в части поставки вертолетов будет выполнен. Любопытно, что названное Петровым число составляет почти половину заявленного госпрограммой вооружений объема покупки авиационной техники - 1,15 тысячи единиц различной вертолетной техники. Вероятно, число 450 включает в себя не только новые машины, но и модернизированные вертолеты, уже стоящие на вооружении России.
В первый день авиасалона гендиректор "Объединенной авиасатроительной корпорации" Михаил Погосян заявил, что в России будет создан дальнемагистральный самолет. Подробностей проекта он не привел, но новость все равно кажется очень важной.
В 2000-х годах Россия фактически отказалась от соперничества с западными странами по дальнемагистральным самолетам: технологии Airbus и Boeing ушли далеко вперед. Восстановить авиастроение ОАК попыталась за счет ближнемагистрального Superjet. Затем появился проект МС-21, ближне- и среднемагистрального лайнера. Контракты, заключенные на этот самолет на МАКСе-2011, позволяют говорить о том, что этот проект состоится, но поставки МС-21 начнутся как минимум в 2017 году.
Скорее всего, дальнемагистральный самолет Россия не сможет построить раньше этого же срока - а скорее всего, проект затянется на 2020-е. Каким к этому времени будет авиационный рынок, сказать сложно. У России есть два пути: либо делать самолет, который будет лучше А380, Dreamliner и А350, либо делать дешевый лайнер и заставлять местные авиакомпании заключать контракты с российскими авиапроизводителями. Скажем, повышением ввозных пошлин на иностранные самолеты.
Некоторые подробности действующей госпрограммы вооружений России на 2011-2020 годы раскрыл главком ВВС генерал-полковник Александр Зелин. В частности, выяснилось, что ВВС России намерены приобрести 120 фронтовых бомбардировщиков Су-34, из которых будут сформированы пять эскадрилий по 24 самолета каждая. До конца 2011 года российские военно-воздушные силы должны получить шесть Су-34, а в 2012-м - 12 таких самолетов. Бомбардировщики будут поставляться в модернизированном варианте - с обновленными двигателями, вспомогательными силовыми установками и расширенной номенклатурой вооружения. В перспективе, Су-34 должны составить основу фронтовой бомбардировочной авиации России.
Корпорация "Тактическое ракетное вооружение" начала исследовательские работы по проекту создания гиперзвуковой ракеты. Об этом в ходе МАКС-2011 заявил генеральный конструктор корпорации Борис Обносов. По его словам, новая ракета сможет развивать скорость, которая будет в 12-13 раз превышать скорость звука. "Надеюсь, что эта идея станет общенациональной, и мы откроем настоящий проект - создание гиперзвуковых изделий", - добавил генконструктор концерна ТРВ, не раскрыв дальнейшие подробности нового проекта
Обычно официальные делегации приезжают на первый день авиасалона. На этот раз премьер-министр России и добрая половина министров приехали во второй день, из-за чего сбилась программа и 16 августа, и 17 августа. Так, премьерные полеты ПАК ФА были перенесены с 16 на 17 августа, а 17 августа демонстрационная программа вообще была отменена: вместо нее специально для премьера показали полеты только самых последних российских новинок.
Сам Путин на авиасалоне не сказал ничего определяющего для отрасли - только в очередной раз заявил, что в Жуковском необходимо сделать Национальный центр авиастроения, а также одобрил идею создания музея истории авиации.
За всеми контрактами, заявлениями чиновников и планами авиастроителей не стоит забывать, что авиасалон - это крупнейшее в Подмосковье шоу. На этот раз оно стало незабываемым для тех, кто пришел на МАКС в пятницу: погода была солнечной, но нежаркой, людей было (по сравнению с субботой) не очень много. В общем, условия для осмотра экспозиции и наблюдения за демонстрационными полетами были идеальными.
Незабываемым МАКС станет и для тех, кто пришел на авиасалон в субботу и воскресенье, но уже по другой причине. В субботу на МАКСе была невероятная давка, да и дождь в начале дня не добавил радости посетителям. В воскресенье же он лил весь день, сократив летную программу и испортив впечатление от выставки десяткам тысяч зрителей.