Рождение из пустоты

"Лента.Ру" поговорила с лидером Deftones Чино Морено

3 сентября в Москве в клубе Arena Moscow выступит легендарная группа Deftones, последние, пожалуй, сохранившие к себе уважение герои когда-то могучей волны ню-металла. Концерт станет завершающим в мировом турне группы, сразу после которого Deftones отправятся писать материал для нового альбома. Что вдохновляет группу на творчество и как рождаются хиты? Об этом и многом другом "Лента.Ру" поговорила с лидером группы Чино Морено.

"Лента.Ру": Что запомнилось вам в России во время вашего прошлого приезда?

Чино: О, мне очень понравилась публика, пожалуй, одна из лучших перед которой нам доводилось выступать и по энергетике и по подготовке (Смеется). Народ буквально наизусть знал весь наш плейлист. Это же всегда приятно, когда зал тебе хором подпевает.

Я, кстати, был на вашем последнем концерте в Москве.... Было очень круто. Меня вот только разочаровало немного, что не было стейдждайвинга - охрана не позволяла. Я очень хотел прыгнуть со сцены под "You've seen a Butcher".

(Смеется.). Насчет дайвинга не помню. Мне запомнилось другое - у нас не было разогрева. Это для нас необычная ситуация. Очень интересное было ощущение - огромная тихая толпа, мы выходим, начинаем играть, и народ будто взрывается. И так два часа. Такое не забудешь, да.

Ну а чего нам ждать в этот раз? Чего-то особенного?

Конечно. В Москве ведь будет наше последнее выступление в туре. Сразу после концерта мы отправляемся на каникулы - поедем домой, отдыхать. А потом начнем, так сказать, новый цикл, сядем писать новый материал, записывать альбом. Поэтому, я уверен, вечер будет отличный. Главное, чтобы нам дали поиграть подольше - мы, ясное дело, попытаемся запихнуть в программу как можно больше песен со всех альбомов. Чтобы, так сказать, помощнее завершить турне.

А когда примерно по времени планируете начать писать новый материал?

Где-то в начале октября. Тур у нас заканчивается в сентябре, потом две-три недели отдохнем, а сразу после этого засядем в студию. Точнее не в студию, а на репетиционную базу - мы обычно там сочиняем весь материал.

Что-нибудь может уже набросали, пока в туре-то были?

Нет, никакого материала пока нет. У нас процесс по-другому устроен - мы садимся все вместе в одной комнате и начинаем играть, импровизировать, ловим момент, настроение. Мы когда-то давно уже решили, что у нас так лучше выходит. Если слышишь хорошую нашу песню, прямо вот чувствуется, что Deftones, то, скорее всего, мы ее сочиняли именно так, все вместе.

К такому процессу мы не сразу пришли. В некоторых альбомах, которые были записаны раньше, - например, "Deftones" и "Saturday Night Wrist", - каждый что-то сочинял дома, а на репетиции приносил уже конкретные риффы, идеи, из которых мы и собирали потом песни. Я не говорю, что это были плохие альбомы, нет, просто мне кажется, что, когда мы начинаем фактически с нуля и все вместе, дружно выстраиваем альбом, то полученный материал гораздо лучше дает представление о нас. Он более гармоничный что ли. Тут все дело во взаимодействии сразу всех элементов, которые нашу группу составляют.

То есть не бывает так, что прямо посреди ночи просыпаешься и что-то записываешь там на бумажку или диктофон? В смысле текст или гитарный рифф?

Да нет, бывает - какая-то идея придет в голову в дороге или дома, мелодия, например, какая-нибудь - сразу промычишь ее в телефон. Или строчку текста запишешь. Конечно, так происходит иногда. Просто такие моменты у меня случаются, когда мы уже вовсю сочиняем. Поэтому с этой свежей мелодией с утра идешь в студию, и там уже доводишь задумку до ума.

Что, и "Knife Party" именно так написали?

Примерно так, да. Мы просто сидели вместе, и тут Стефан (гитарист Deftones Стефан Карпентер - Прим. "Ленты.Ру") стал наигрывать рифф. Я стал подпевать, появилась мелодия. Все начинается с риффа и барабанов, которые к нему хорошо подходят. Потом мы обычно собираем несколько частей - куплет, припев - вместе. Последним ложится вокал, мелодия которую я пою. И только после этого я уже начинаю придумывать конкретные слова текста... Ну и все, песня готова, все довольно просто.

То есть это Стефан придумал рифф в "Knife Party"?

Да, он. Он вообще придумывает большую часть музыки. Иногда, конечно, песня получается в результате нашей совместной работы, когда я тоже играю на гитаре, но обычно играет только он. Мне гораздо больше нравится держать в руках микрофон - ребята что-то играют, а я подпеваю. Как мне кажется, таким образом у нас получаются самые наши лучшие песни. Когда я слышу, как они играют, я вдохновляюсь. Они слышат, как я пою, и тоже вдохновляются. Получается, что мы помогаем друг другу творить.

Что, помимо совместного джема, тебя еще вдохновляет? Кино, фильмы, новости...

Все это, конечно, меня подталкивает к творчеству, но не напрямую, подсознательно, скорее. Триггером может служить только живая музыка. Я же никогда не сижу просто так и не придумываю к музыке текст, чтобы потом принести его и сказать: "Вот я написал актуальный, острый хороший текст, давайте-ка на него напишем музыку и сделаем песню". Я знаю, кто-то работает именно так, но у меня так просто не получается. Все начинается, как я уже говорил, с идеи, но с идеи музыкальной. Да что там, иногда достаточно просто хорошего барабанного бита. Но главным источником вдохновения все равно является момент творения, создания чего-то из пустоты. Это совершенно трансцендентное чувство, его не опишешь словами - а мелодия, слова, все приходит потом. Хотя, конечно, на сам текст влияет и кино, которое я, например, только что посмотрел, или произведение искусства, или что-то еще, что в данной момент осело в моей голове. Но в целом, когда я начинаю что-то сочинять, у меня нет какого-то предварительного плана. Все должно происходить естественно.

Давно ты играешь на гитаре?

Я начал играть на гитаре, когда мне было лет 15, но в Deftones я не играл вплоть до "White Pony"...

А на гитаре, наверное, начал играть, чтобы с девчонками сподручнее было знакомиться?

(Смеется.) Нет, не из-за девчонок. Я просто очень люблю музыку и всегда был фанатом этого инструмента. В каком-то смысле игра на гитаре приносит мне такое же удовлетворение, как и пение - когда поешь, то создаешь настроение словом, мелодией голоса, а когда играешь на гитаре (петь я в этот момент не особо люблю), делаешь то же самое, но только при помощи одного инструмента. Играть на гитаре я начал просто потому, что моя любимая на тот момент музыка была именно гитарной. Это был как раз конец 1980-х - начало 1990-х.

И какую песню разучил первой?

Сейчас я уже и не вспомню - это было что-то из Jane's Addiction. Или, может быть, The Smashing Pumpkins. Обе группы оказали на меня большое влияние и в гитарном плане, в смысле, как я играю, и в мелодическом - у них всегда были какие-то (быть может чисто по ощущению) испанские или восточные мотивы... В общем, я научился играть на инструменте просто подыгрывая тому, что слышал на записи. Первый альбом Pumpkins и пара ранних работ Jane's Addiction я выучил почти полностью. Да что там, до сих пор моя манера игры на гитаре напоминает стиль обеих этих групп.

Какая у The Smashing Pumpkins любимая композиция?

Конечно, мне весь первый альбом нравится, но там есть одна прекрасная песня, "Snail' называется. Есть еще какие-то вещи со второго альбома.

А более поздние вещи? Например, "Bullet with the butterfly wings"?

На самом деле нет, мне эта песня не очень нравится. Если уж совсем быть честным, то "Mellon Collie and the Infinite Sadness" - это как раз тот альбом, с которого я перестал любить The Smashing Pumpkins. Не совсем, конечно, разлюбил, просто разочаровался в команде. Но "Gish" и "Siamese Dream", на мой взгляд, были просто идеальными дисками.

Многие ведь вас сравнивают именно с этой группой. То есть Deftones - это The Smashing Pumpkins для поколения ню-металла нулевых..

Доля истины в этом, как я уже говорил, конечно, есть - они повлияли на меня музыкально. Вообще, так получилось, что Билли Корган стал первым, кого я послушал из более или менее рок-музыки. До этого мои музыкальные вкусы лежали совершенно в другой плоскости - нью-вейв, быть может, некоторое количество ольдскульного хип-хопа, несколько классических панковских записей. В этом смысле именно The Smashing Pumpkins стали для меня таким пропуском в мир тяжелой музыки, который окончательно и привел меня в Deftones.

Мне очень нравится создавать хорошую мелодию поверх тяжелой музыки, чтобы они уравновешивали друг друга. С одной стороны песни выходят агрессивными, а с другой - мощными и красивыми, поскольку там есть отличная мелодическая составляющая. Мне всегда это очень нравилось, чтобы не просто был один рев, гроул. Мне вообще нравится, когда в музыке сочетаются противоположные в некотором смысле вещи. Например, Pantera - ее я тоже стал слушать примерно в то же время. С одной стороны в их музыке много агрессии, постоянный гроул, а с другой - очень яркие блюзовые мелодии и невероятный просто для тяжелой музыки грув. Для меня мелодия и агрессия всегда были противоположными началами и, как мне кажется, в музыке Deftones оба начала работают вместе, создают отличную музыку.

А из современного что нравится?

Ну я слушаю много разных команд...

Только чтобы прям очень понравилось.

Чтобы очень и что-то новенькое... хм... Нет, так ничего и не вспомню. Может по ходу интервью что-то в голову придет (Не пришло - прим. "Ленты.Ру").

Сложно было делать кавер на The Cure?

Нет, конечно, это было не сложно. Это же до какого-то момента была моя любимая группа - я, как уже говорил, очень любил нью-вейв. Я вообще их очень любил, пока они не стали петь всякие веселые песенки как из какой-нибудь рекламы кофе. Композиция, которую мы выбрали - "If only tonight we could sleep" с альбома "Kiss Me, Kiss Me, Kiss Me" - очень мрачная, атмосферная, и мне очень нравится. Как-то раз я просто разучил ее на гитаре, а потом, уже на репетиции, предложил сыграть. Все с энтузиазмом подключились, и все пошло как по маслу - мы разучили песню буквально за несколько часов. А потом нам довелось сыграть ее перед самими The Cure, на шоу MTV Icon в Лондоне. Это, если честно, было очень круто - мы играли перед ними их собственную песню, и им нравилось. Один из самых ярких концертов в моей жизни, если честно.

Такой вот вопрос: а зачем тебе сайд-проекты Team Sleep и Crosses? То есть откуда на них берется вдохновение, время, силы? Deftones не удовлетворяют?

Нет, конечно, Deftones меня полностью удовлетворяют. Но музыка для меня - это не только работа, это еще и хобби. Я когда прихожу домой, то не смотрю телевизор,не играю в компьютерные игры. Вместо этого я сажусь и сочиняю, играю, разучиваю, слушаю музыку. Мне нравятся самые разные жанры. Поэтому сайд-проектами я занимаюсь просто потому, что мне хочется. Я делаю их в свободное время, которого мне пока хватает, и делаю их, в первую очередь, для себя. Если они кому-то не нравятся, то я никого не заставляю их слушать. Мне лично, они очень нравятся.

На этом все, спасибо. Но хотел бы еще передать пожелания скорейшего выздоровления Чи Ченгу.

Конечно передам, спасибо.