Экономика
21:43, 23 августа 2011

По непонятным причинам Президент Standard & Poor's уйдет в отставку

Одно из крупнейших мировых рейтинговых агентств - Standard & Poor's - в сентябре текущего года сменит своего президента. Преемником Девена Шармы, возглавлявшего S&P с 2007 года, станет Дуглас Петерсон, один из нынешних топ-менеджеров Citigroup. В деловых СМИ отставку руководителя S&P объясняют действиями агентства по снижению кредитного рейтинга США в начале августа. В самом агентстве заявили, что решение о смене главы обсуждалось задолго до снижения рейтинга США.

22 августа на PRNewswire был опубликован пресс-релиз холдинга McGraw-Hill, дочерней компаний которого является Standard & Poor's. В сообщении говорилось, что президент S&P Девен Шарма (Deven Sharma) покинет свой пост с 12 сентября. До конца 2011 года он будет работать специальным советником в McGraw-Hill, а затем покинет компанию "для реализации других возможностей".

В S&P Девен Шарма перешел в 2006 году, где занял пост исполнительного вице-президента. До этого он в течение пяти лет занимал аналогичную должность в McGraw-Hill, а еще раньше (до 2002 года) - являлся партнером в консалтинговой компании Booz Allen Hamilton. В 2007 году Шарма был назначен президентом S&P, сменив на этом посту Кэтлин Корбе (Kathleen Corbet).

Самого Шарму на посту президента рейтингового агентства сменит Дуглас Петерсон (Douglas Peterson), сейчас занимающий должность главного операционного директора Citibank N.A. - подразделения Citigroup, действующего более чем в сотне стран. До этого Петерсон работал исполнительным директором Citigroup Japan, отмечает Associated Press.

Причины отставки Шармы в McGraw-Hill не пояснили. Однако в деловых СМИ изменения в руководстве S&P напрямую связали с недавним понижением высшего рейтинга США, которое вызвало шквал критики в адрес агентства. К примеру, некоторые аналитики, опрошенные Bloomberg, отметили, что если бы отставка Шармы была запланирована заранее, то ее обставили бы по-другому, и больше похоже, что президенту S&P "помогли уйти".

Однако источники The New York Times утверждают, что Шарма начал готовиться к уходу с поста президента S&P с ноября прошлого года. Именно тогда в McGraw-Hill решили разделить агентство на два подразделения, после чего полномочия Шармы существенно сократились.

Девен Шарма. Фото (c)AFP
Lenta.ru

Еще в апреле S&P изменило прогноз по рейтингу США со "стабильного" на "негативный". Аналитики агентства дали понять, что рейтинг страны, в течение 70 лет находившийся на высшей ступени "AAA", может быть снижен по причине громадного госдолга и постоянно растущего дефицита бюджета. Кроме того, вплоть до начала августа американские политики не могли договориться о повышении лимита госдолга страны, без чего США пришлось бы объявить о техническом дефолте.

5 августа 2011 года S&P выполнило озвученную ранее угрозу и понизило рейтинг США с "AAA" до "AA+", даже несмотря на то, что планка госдолга была повышена и угроза дефолта (как минимум в ближайшей перспективе) исчезла. Более того, специалисты агентства предупредили, что прогноз по рейтингу - "отрицательный", что означает его возможное дальнейшее понижение в ближайшие год-полтора. При этом другие два рейтинговых агентства из "большой тройки" - Fitch Ratings и Moody's - трогать первоклассный рейтинг Соединенных Штатов не стали.

Решение S&P пересмотреть рейтинг США привело к обвалу на американском фондовом рынке, который затем распространился и на европейские, азиатские и российский рынки. Как напомнила The Financial Times, спад биржевых показателей в США 8 августа стал сильнейшим с момента обострения глобального кризиса в 2008 году, а в целом снижение рейтинга страны привело к продолжающейся до сих пор нестабильности на мировых биржах. В то же время защитники позиции S&P считают, что агентство действовало правильно, поскольку долг США нарастает, а власти страны оказались в результате неспособны разработать долгосрочные меры для решения этого вопроса.

Ошибки и просчеты

Власти США получили отчет S&P днем 5 августа. Как сообщило министерство финансов страны, в расчетах агентства была допущена неточность на общую сумму до двух триллионов долларов, что в конечном итоге сказалось на решении о понижении рейтинга. Как писала газета The Washington Post, представитель министерства финансов заявил: "Ошибка в расчетах на два триллиона долларов говорит сама за себя".

Тем не менее, S&P не только опубликовало отчет о снижении рейтинга, но и отдельно пояснило, что плюс-минус два триллиона на решении о пересмотре рейтинга не сказались. Вопрос о расхождениях сумм в результате замялся, но после сообщения об отставке главы S&P всплыл вновь.

Вспомнили деловые издания и о расследовании в отношении S&P, начатом Комиссией США по ценным бумагам и биржам (SEC) 12 августа. В SEC заподозрили, что сотрудники агентства разгласили информацию о снижении рейтинга страны еще до официального объявления об этом. Пока никаких доказательств инсайда у чиновников нет, однако, как указывало MarketWatch, если факт утечки будет доказан, S&P может лишиться лицензии.

Еще через несколько дней давление властей на S&P еще больше усилилось. 18 августа газета The New York Times написала, что министерство юстиции США начало проверку деятельности агентства в области присвоения рейтингов ипотечным облигациям. Чиновники заподозрили, что аналитики S&P присваивали ненадежным ипотечным бумагам более высокие рейтинги, чем планировали изначально, "откликнувшись" на требования руководства агентства и изменив, таким образом, своей независимости от начальства.

Надо думать, что в ближайшее время критики S&P обратят повышенное внимание и на другие агентства - Fitch и Moody's. В 2008 году Конгресс США признал, что завышенные рейтинги всех трех агентств стали одной из причин мирового финансового кризиса. В ЕС давно "точат зуб" на эту "большую тройку" из-за снижения рейтингов Греции, Португалии и Ирландии во время долгового кризиса последних лет. Также в Евросоюзе считают, что Fitch, Moody's и S&P пользуются своим доминирующим положением на рынке.

< Назад в рубрику