Президент Белоруссии Александр Лукашенко пообещал до конца августа объявить план стабилизации валютного рынка за полтора-два месяца. Для Минска это действительно крайний срок, чтобы попытаться хоть как-то умаслить кредиторов, требовавших от Белоруссии реформ и приватизации, но так их и не получивших.
"Вы знаете, народ аж пищит, пусть он меня извинит за это, хочет единого курса и свободного доступа к валюте, особенно в Минске. Конечно, мы не имеем права не реагировать на настроения населения. Вы мою политику в этом отношении знаете. Все мы должны делать для населения, и мы это сделаем", - заявил Александр Лукашенко 25 августа на совещании с руководством правительства и Нацбанка.
"На будущей неделе я лично объявлю людям, как будут действовать правительство и Нацбанк в этой ситуации. Полтора-два месяца у нас на стабилизацию валютного рынка", - отметил Лукашенко, страна которого переживает финансовый кризис с весны 2011 года.
С марта Белоруссия ищет способы заткнуть дыру в платежном балансе, из-за которой власти вынуждены были девальвировать рубль. Доллар на белорусской бирже стоит около 5000 рублей, на "черном" наличном рынке - 8000 рублей, на безналичном - более 9000 рублей. По инфляции страна сейчас является едва ли не мировым рекордсменом.
Власти пытаются регулировать дефицит валюты административными методами. 24 августа Нацбанк страны, по неофициальной информации, предложил крупным банкам не продавать валюту через обменники, накапливая ее для продажи гражданам на социальные нужды - оплату лечения и учебы за границей, выезд из страны по случаю смерти близких родственников. Нацбанк наличие запрета, впрочем, отрицает.
Минск обещал обнародовать план унификации валютных курсов в августе. С приближением этого срока обесценение рубля ускорилось на фоне слухов о грядущем ужесточении регулирования и замораживании вкладов населения. Официальный Минск, впрочем, отрицает, что вклады будут заморожены, а президент страны увещевает избирателей потерпеть.
Оптимизм Лукашенко, конечно же, похвален, но вот только желающих кредитовать прожорливый, но неуступчивый и неповоротливый Минск, в его приемной как-то не наблюдается. В июне Белоруссия получила 800 миллионов долларов первого транша трехмиллиардного кредита из контролируемого Россией антикризисного фонда ЕврАзЭС. Предполагалось, что в ноябре Минск получит второй транш кредита в 400 миллионов долларов, однако сроки выделения денег могут быть перенесены из-за невыполнения Белоруссией условий проведения реформ.
"Точно сказать, когда будет предоставлен второй транш, сейчас никто не может... Текущее исполнение обязательств белорусской стороной свидетельствует, что никакого исполнения не произошло...", - утверждает управляющий директор по корпоративному финансированию Евразийского банка развития Дмитрий Красильников. По его словам, Минском "не проведена унификация курсов, не стабилизированы резервы, не восстановлено доверие к национальной валюте". Впрочем, Минфин РФ, чтобы сгладить впечатление от выступления Красильникова, уже попросил ЕАБР не лезть вперед батьки в пекло.
Добивается Минск денег и у Международного валютного фонда (МВФ), который может начать предварительное рассмотрение белорусской заявки уже на следующей неделе. Всего Белоруссия планирует занять 3,5-8 миллиарда долларов. Кроме того, Минск обсуждает с российским Сбербанком и Deutsche Bank кредит на 2 миллиарда долларов под залог 35 процентов "Беларуськалия".
Представитель МВФ в Белоруссии Наталия Колядина утверждает, что МВФ начнет переговоры с правительством Белоруссии о выдаче ему очередного антикризисного кредита только после того, как Минск предоставит общественности план по выходу из кризиса. По ее словам, МВФ предлагал Минску подготовить документ еще несколько месяцев назад, однако программа так и не появилась.
Бывший глава Нацбанка страны Станислав Богданкевич полагает, что "в настоящее время Беларусь имеет нулевые шансы на получение нового финансирования от МВФ". По его мнению, "у властей нет комплексной программы преодоления усиливающегося валютно-финансового кризиса, сокращения кредитной экспансии, ограничения галопирующей инфляции". В связи с этим Нацбанк страны "пытается решить сложные проблемы простым путем, вводя все новые и новые ограничения на валютном и финансовом рынке".
Со Сбербанком и Deutsche Bank переговоры также буксуют: руководство "Беларуськалия" публично выступило против передачи в залог акций компании. "На тех условиях, которые выставлены российской стороной, я уверен, что наше правительство не согласится на взятие кредита. Я имею ввиду залог 35 процентов акций 'Беларуськалия'", - заявил гендиректор на сто процентов принадлежащего государству предприятия Валерий Кириенко.
В случае, если Минск, рассорившийся с США и ЕС, и далее будет проводить выбранную им политику, то кредитором последней надежды для Белоруссии может стать только Россия. Москву Белоруссия интересует, прежде всего, как участник Таможенного союза и, в будущем, совместного экономического пространства с Россией и Казахстаном. Недаром Минску была обещана "интеграционная" скидка на топливо. В обмен Белоруссии также предложено продать "Газпрому" оставшуюся часть газотранспортной системы страны. Но Минск приватизировать свою трубу не спешит, как, впрочем, и другие предприятия.
Бардак в белорусской экономической политике уже привел к тому, что Минэкономики, Минфин и Нацбанк страны обратились в правительство с просьбой о переносе с сентября на более поздний срок подготовки прогноза на следующий год. Начальник управления Минэкономики страны Антон Долговечный пояснил, что основной проблемой при разработке прогноза развития экономики Белоруссии на 2012 год является сохраняющаяся множественность обменных курсов. "Мы реально не обладаем информацией, по какому курсу совершаются сделки и не можем оценивать в долларовом выражении объем ВВП, нет четких ориентиров", - сказал он.
Пока Лукашенко решает судьбу валютных курсов, жителям страны приходится несладко. Сдерживаемый Минском рост цен приводит к тому, что в стране стали наблюдаться перебои с некоторыми продуктами. Вслед за тем, как в СМИ появились сообщения о дефиците мяса в белорусских магазинах (фермеры стали продавать больше мяса перекупщикам из России), анонимные умельцы анонсировали создание "первого виртуального обменника мяса".