Экономика
22:28, 31 августа 2011

Без рубля в голове Лукашенко вернет валюту в обменные пункты

С середины сентября Белоруссия отпускает национальную валюту в свободное плавание. Для выявления реального курса на бирже будет введена дополнительная торговая сессия. Такой шаг может повысить доверие к белорусской валюте, курс которой на черном рынке продолжает активно расти в последние дни на фоне слухов о дальнейшей девальвации рубля.

Праздник к ним приходит

Неделю назад президент Белоруссии Александр Лукашенко, услышав "писк" народа, пообещал представить план стабилизации валютного рынка страны, которая с марта переживает тяжелейший финансовый кризис. Свое слово белорусский лидер сдержал, обнародовав 30 августа ряд мер, которые, по мнению Минска, помогут нормализовать ситуацию в стране. В сентябре граждане могут столкнуться с тем, что доллар стал доступен, но уже по другому курсу.

"Курс белорусского рубля будет определяться спросом и предложением, как любого товара. Мы искусственно поддерживать курс не планируем...", - заявил Лукашенко, чье правительство с марта ищет способы заткнуть дыру в платежном балансе, из-за чего власти Белоруссии вынуждены были в мае девальвировать рубль более чем на 50 процентов. Административные ограничения, введенные одновременно с девальвацией, привели к появлению в стране нескольких валютных курсов, жестокому дефициту валюты и расцвету черного рынка.

При официальном курсе Нацбанка страны на уровне 5000 рублей за 1 доллар на черном рынке курс за последнее время превысил 9000 рублей за доллар и продолжает расти в последние дни на фоне слухов о новой девальвации рубля. Еще в марте единица американской валюты стоила 3000 рублей. В результате средняя зарплата в стране рухнула с 500 долларов до 170 долларов.

Различные эксперты и кредиторы Белоруссии неоднократно указывали Минску на необходимость полной либерализации валютного рынка. Решиться на это Лукашенко, однако, не сумел. На встрече с правительством президент Белоруссии заявил, что курс рубля будет определяться на дополнительной торговой сессии на бирже, после чего все обменные пункты банков будут обязаны проводить свободную продажу валюты населению по установившемуся курсу. Но и после либерализации Минск не намерен отказываться от административного регулирования цен. По словам Лукашенко, льготный курс рубля сохранится на основной торговой сессии биржи для продажи валюты на неотложные нужды.

Белорусские власти, прежде всего, заинтересованы в сохранении социальной стабильности, которая уже подверглась испытанию из-за резкого ослабления белорусского рубля и роста цен. Поэтому свободное курсообразование на всех сегментах валютного рынка, которое рекомендует МВФ, Минск устроить не может. Ценой такой стабилизации рубля, которая, возможно, запустит естественное оздоровление экономики Белоруссии, будет еще более резкое снижение жизненного уровня населения, чем то, что предстоит пережить белорусам в ближайшие месяцы.

Другими словами, в качестве рецепта экономике предложено псевдорыночное, но максимально удовлетворяющее все стороны решение, пускай и узаконивающее систему множественности валютных курсов в стране. На каком уровне стабилизируется рубль после очередной девальвации, пока непонятно, однако большинство экспертов склоняются к тому, что частичная либерализация курса рубля – шаг, если и правильный, но недостаточный.

Лукашенко обещает, что рубль начнет укрепляться, однако не говорит, способен ли Нацбанк провести валютные интервенции для коррекции курса, которые были прекращены с весны из-за истощения золотовалютных резервов. В условиях огромной инфляции (потребительские цены за январь–июль выросли более чем на 40 процентов) правительство для выполнения своих социальных обязательств будет вынуждено включить печатный станок, спровоцировав дальнейшее ослабление рубля, что, в свою очередь, катализирует новый всплеск инфляции.

Помогите финансово

Пообещав отправить рубль в полусвободное плавание, президент Белоруссии дал поручение комитету государственного контроля поставить жесткий заслон тем, кто будет пытаться искусственно нагнетать обстановку. В том числе и СМИ. "Не дай Бог, вы не стабилизируете ситуацию в финансовой сфере", – грозил Лукашенко правительству и банкирам, требуя, чтобы чиновники отражали атаки спекулянтов.

Герб Белоруссии на здании Нацбанка.
Открыть фотогалерею "Очереди и пустота"
Lenta.ru

Деньги Минску нужны. Недаром одновременно с частичной либерализацией рынка Минск отменил все льготы, которые были предусмотрены в рамках распоряжения об обязательной продаже экспортерами части выручки Нацбанку по заниженному курсу. Дело в том, что в Белоруссии действует правило, по которому экспортеры обязаны продавать по официальному курсу Нацбанка 30 процентов валютной выручки. С мая 2011 года купить валюту на бирже, впрочем, можно было лишь по специальному разрешению Нацбанка для оплаты энергоносителей, медикаментов и погашения валютных кредитов.

До конца года Белоруссии необходимо привлекать по миллиарду долларов в месяц, иначе стране, скорее всего, не удастся избежать новой девальвации и, возможно, экономического краха. Вариантов у Минска немного: в августе британский Royal Bank of Scotland решил отказаться от работы с Минском по привлечению средств для Белоруссии на рынках, указав на политическую ситуацию в стране. Это был серьезнейший удар, ведь RBS и другие крупнейшие банки в течение всего последнего года искали деньги для Минска. Ранее из-за подавления политической оппозиции ряд стран, таких как США, уже ввели санкции против режима Лукашенко.

Президент Белоруссии, однако, уверен, что до конца года Минск получит не меньше 5 миллиардов долларов от стратегических инвесторов. Пока же в июне Белоруссия получила лишь 800 миллионов долларов первого транша 3-миллиардного кредита из контролируемого Россией антикризисного фонда ЕврАзЭС и ожидает в ноябре второй транш на 400 миллионов. Минск также просит кредит у Международного валютного фонда на 3,5-8 миллиардов долларов и обсуждает с российским Сбербанком и Deutsche Bank кредит на 2 миллиарда долларов под залог 35 процентов "Беларуськалия".

Переговоры по этим сделкам идут сложно, ведь в качестве условия кредитования ЕврАзЭС и МВФ требовали от Минска структурных реформ и отказа от административных методов регулирования валютного курса. Однако Минск зашевелился лишь после того, как появилась информация о возможной задержке со вторым траншем кредита ЕврАзЭС. Выполнил ли Минск частичной либерализацией рубля условия кредитора, неизвестно.

Недостающую валюту Лукашенко уже предложил поискать в резервах работающих в Белоруссии частных банков, пообещав навести порядок в "алчной" банковской системе. "Мы знаем, что там происходит, знаем куда уходит валюта по дешевке", - метал молнии белорусский президент, хотя не так давно сам отмечал, что в первом полугодии кризисного 2011 года поступление валютной выручки достигло рекордного максимума и составило свыше 20 миллиардов долларов. Закончил он требованием, чтобы банкиры - государственные и частные - помогли Нацбанку "не только советом, но и финансово".

Еще одним вероятным кредитором банковской системы Минск видит население Белоруссии. Лукашенко даже пообещал рассмотреть возможность амнистии капиталов для белорусов, которые понесут валюту в банки. По его данным, сейчас у населения на руках находится более 7 миллиардов долларов. Впрочем, добиться этого Нацбанку страны будет сложно, ведь высокая инфляция не побеждена. Да и доверия у населения к власти не слишком много, недаром же центробанк страны был вынужден в августе оправдываться перед вкладчиками, напуганными слухами о заморозке депозитов.

< Назад в рубрику