Как сто блогеров одну табачную компанию победили

Посттабачный обзор блогосферы

Алексей Навальный. Фото РИА Новости, Михаил Фомичев

На одиннадцатый день борьбы с "детскими сигаретами" от "Донского Табака" Алексей Навальный с торжеством объявил в своем Живом Журнале о неполной, но все-таки победе над идейным противником. Сразу после этого в остальных блогах начались торжества и официальные приемы по поводу разгрома очередного врага. А пока обитатели ЖЖ, твиттера, фейсбука и прочих социальных сетей торжествуют, "Лента.ру" предлагает вспомнить, как развивался скандал.

Блогерская война с "Донским табаком" началась 23 августа, когда главный борец за справедливость всея Рунета Алексей Навальный разместил в своем блоге ссылку на статью Ксении Лукичевой, снабдив ее следующим комментарием: "Члену Партии Жуликов и Воров Саввиди мало денег, заработанных на раке легких взрослых. Он хочет, чтобы 13-ти летние девочки тоже покупали у него будущий рак легких - "жили в ритме PLAY".

Удачно сыграв на "ПЖиВ травит наших детей", Навальный очень быстро набрал более тысячи комментариев, а блоги пополнились многочисленными кросспостами его разоблачительной записи.

Уже на следующий день в ряды борцов с детским курением вступил еще один видный деятель - Дмитрий Соколов-Митрич. Он не стал писать отдельное разоблачение донского сеанса магии - просто дал в своем блоге ссылку на пост Навального, призвал своих читателей "шуметь" и понадеялся, что "видный деятель Единой России" (Иван Саввиди, фактический владелец Донского Табака) "должен теперь в лучшем случае разориться".

История вопроса
Недавно компания "Донской табак" провела рестайлинг одного из своих брендов - ароматизированных сигарет "Sweet Dreams". Новый имидж марки был неоднозначно воспринят российской общественностью: "ДТ" справедливо упрекнули в том, что их сигареты явно рассчитаны не на взрослых курильщиков, а на детей и подростков.

Это не первый случай, когда "Донской табак" попадается на подобном нарушении. В июне 2011 года Федеральная антимонопольная служба оштрафовала компанию на 100 тысяч рублей за рекламу сигарет Kiss. По мнению ФАС, "использованные образы молодых улыбающихся девушек с сосательной конфетой во рту и котенком в руках создают образ несовершеннолетнего".

Не остался в стороне и еще один видный борец с наркоманией и бандитизмом: свое веское неодобрение "Донского табака" высказал и Евгений Ройзман. Он, впрочем, сосредоточился не на ужасах самой рекламы, а на воспоминаниях о своем политическом прошлом и рассказал, как пытался провести в Госдуму закон, запрещающий "всем партиям пользоваться деньгами алкогольных и табачных производителей и оптовых торговцев".

И понеслась.

После высказываний Ройзмана и Навального стало ясно, что ни один уважающий себя блогер не сможет остаться в стороне от скандала. Пользователей Рунета можно понять: дети - дело святое, сигареты - дело спорное, а ЕдРо - дело вечное.

Тех, кто решил что-нибудь написать о страшном "Донском Табаке", можно разделить на три основных группы. К первой - и наиболее многочисленной - относятся сторонники Навального. Их реплики нельзя назвать оригинальными: освоенная кнопка кросспоста сильно снижает количество самостоятельно высказанных мыслей. Так что борцы с детским табакокурением предпочли просто нажать на эту кнопку. Самые оригинальные снабдили копию записи Навального комментарием в духе "когда же они все (единоросы, курильщики, производители табака) сдохнут-то".

Вторую группу составили "тролли", которые удачно подбрасывали угольки в топку обсуждения. Им кросспостить было некого, а потому высказывания "троллей" на общем фоне выглядели даже оригинально. Например, юзер solevator сначала восхитился креативной рекламой, а затем совершил переворот в научном мире, поведав, что "тяжёлые металлы в йогуртах не хуже никотина". Не обошлось и без обязательного для "троллей" упоминания концлагеря, куда по мнению блогера, борцы с рекламой отправят всех, кто с ними не согласен. Автор твиттера @EdinaRoss высказался лаконичней: "За подобную рекламу сигарет надо отрезать яйца, но Ваня Саввиди из "Донского табака" — мой коллега по ЕР. Ему можно".

Фрагмент рекламного плаката сигарет Kiss. Источник:  adme.ru
Фрагмент рекламного плаката сигарет Kiss. Источник: adme.ru

Третья группа появилась тогда, когда уже в разгар скандала кто-то поинтересовался личностью Ивана Саввиди, полез на его сайт и обнаружил, что он не просто единорос, но еще и столп РПЦ(МП). После этого пользователи, которые не интересовались ни единоросами, ни рекламой, внезапно обрели повод поучаствовать в общем обсуждении. Правда, это не столько поспособствовало усилению скандала, сколько увело его в сторону: пользователи начали обсуждать не рекламу, а личность Саввиди и его контакты с РПЦ.

Финальной точки история Ивана Саввиди, "Донского Табака", детей и РПЦ достигла 2 сентября, когда Алексей Навальный написал о победе над происками хитрых маркетологов. Борец с коррупцией дал ссылку на пресс-релиз компании, где было написано, что сомнительные "Sweet Dreams" будут сняты с производства, а кроме этого компания скорректирует "общую маркетинговую стратегию".

Как именно "Донской Табак" решил ее "корректировать", пока остается неизвестным. В конце концов, Sweet Dreams - далеко не единственный бренд, в рекламе которого используются довольно сомнительные образы, но ни Kiss, ни Play компания снимать с производства не собирается.

Впрочем, блогеров, которые сейчас ощущают сладость победы справедливых личностей над несправедливой капиталистической системой, этот вопрос уже интересует мало.

Обсудить
Брить или не брить
Поклонницы натуральной красоты массово отказываются от эпиляции
Красота момента
Самые популярные снимки Instagram за апрель
«Американцы — радостный народ»
Рассказ москвича, переехавшего в Сан-Франциско
CULVER CITY, CA - NOVEMBER 12: Founder, Snapchat Evan Spiegel (L) and model Miranda Kerr attend the Fifth Annual Baby2Baby Gala, Presented By John Paul Mitchell Systems at 3LABS on November 12, 2016 in Culver City, California. (Photo by Tommaso Boddi/Getty Images for Baby2Baby)Триумф ботана
Самый престижный жених современности — IT-магнат
Очеловеченный фургон
Длительный тест стильно-пассажирского VW Multivan
ОСАГО надо?
Автомобильные аварии, превращенные в искусство
Самые крутые локомобили
Машины, которые ездят по рельсам
Самые выдающиеся французские машины
10 автомобилей из Франции, ставших культовыми
Москва за нами
Какие квартиры можно купить в пределах МКАД по цене до трех миллионов рублей
Зависли на хате
Украинцы придумали дом, который может обойтись без российского газа
Чудеса селекции
Что получится, если скрестить квартиру с дачей: опыт россиян
Сносное настроение
Демонтаж жилых домов в Москве: что нужно знать
Вышка светит
Как выглядит частный особняк, побивший мировой рекорд этажности