То, о чем так много говорили и писали с момента ухода с поста мэра Москвы Юрия Лужкова, случилось. Супруга бывшего градоначальника, Елена Батурина, продала свой главный актив - один из крупнейших строительных холдингов России, компанию "Интеко". Немалые средства для покупки строительной империи нашлись у миллиардера Микаила Шишханова и Сбербанка. Можно предположить, что расставание с преуспевающей компанией, созданной "с нуля" более 20 лет назад, далось ее экс-владелице непросто. Вместе с тем, Елена Батурина всегда отличалась умением принимать своевременные и эффективные бизнес-решения. Наверное, поэтому она и является самой богатой женщиной России, которая теперь, вероятно, сосредоточится на инвестициях в зарубежный рынок недвижимости.
Бомба
Сообщение о продаже "Интеко" возымело эффект информационной бомбы, поскольку о сделке стало известно не со страниц ведущих деловых изданий страны, славящихся умением разузнать все детали у своих источников, а из официального сообщения холдинга. И это при том, что, как стало известно только сейчас, переговоры начались еще в марте этого года, а окончательно стороны договорились 2 сентября, подписав соответствующее соглашение. Однако утечки сведений о крупнейшей за последние годы сделки на российском рынке недвижимости удалось избежать.
Сама Батурина в интервью немецкому изданию BZ в начале сентября говорила о грядущих изменениях в организационной и инвестиционной деятельности "Интеко". Однако сложно было предположить, что речь идет о продаже компании.
В сделку вошли 100 процентов акций "Интеко", ее дочернее предприятие "Патриот", которое занимается возведением жилья эконом-класса в регионах, а также все принадлежащие холдингу производственные и проектные структуры (два домостроительных комбината в Москве и один в Ростове-на-Дону). Основным приобретателем активов Батуриной стал глава Бинбанка Микаил Шишханов (ему достанутся 95 процентов акций "Интеко") в партнерстве с компанией "Сбербанк Инвестиции". "Дочка" Сбербанка получает 5 процентов.
Сумму сделки, которую планируется закрыть до конца этого месяца, стороны не раскрыли. Однако в пресс-релизе отмечается, что, по оценкам экспертов, участвовавших в ее подготовке, рыночная стоимость реализуемых активов составляет около 1,2 миллиарда долларов. По данным "Коммерсанта", именно такая сумма и будет заплачена Батуриной. При этом не учитываются долговые обязательства холдинга. Участие в сделке Сбербанка объясняется именно долгами "Интеко", которые в настоящее время оцениваются в миллиард долларов. Учитывая, что почти половину из них девелопер должен Сбербанку, покупка символической доли выглядит логично, так как позволит кредитору следить за ситуацией в компании.
В сделку не вошли цементные активы Батуриной. При этом в скором времени могут быть проданы и они - в июле текущего года "Коммерсантъ" писал, что предложение о покупке Верхнебаканского и Атакайского заводов получил от Батуриной владелец "Новоросцемента" Лев Кветной.
Новый основной собственник "Интеко" заявил, что все текущие обязательства компании (как долговые, так и связанные со строительством жилья) будут выполняться. По данным "Интерфакса", Шишханов уже рассматривает возможность ребрендинга "Интеко" и ее структур.
По словам Батуриной, полученные от продажи средства пойдут на реализацию девелоперских проектов в России и за границей. Раскрыть свои строительные планы она пообещала в ближайшее время. Известно, что в настоящее время в различной стадии реализации (строительство или проектирование) находятся проекты Батуриной в Австрии, Чехии и Казахстане. По мнению экспертов, основной упор экс-владелица "Интеко" сделает на проекте в Марокко, где предполагается построить гигантский курорт общей площадью миллион квадратных метров.
История успеха
Первые шаги Елены Батуриной в бизнесе были связаны с переработкой пластмассы. С 1989 года "Интеко" начала производить самые разнообразные изделия, начиная от стаканчиков и заканчивая креслами для многих российских спортивных арен (в частности, для "Лужников"). Довольно быстро компания стала монополистом на этом рынке. Возможно, успеху способствовал муж бизнес-леди, Юрий Лужков, а может, Батурина просто заняла правильную нишу на рынке. В дальнейшем, кстати, Батурина не раз демонстрировала умение принимать верные для развития своего бизнеса решения. Однако тень супруга следовала за владелицей "Интеко" на протяжении всей ее столичной карьеры.
Заработав солидный капитал на стаканчиках, в конце 1990-х годов Батурина решила выйти на девелоперский рынок, который на тот момент находился в стадии зарождения. Изначально компания сосредоточилась на строительстве дорогостоящего жилья. И хотя позднее, когда риелторы начали разделять дома по классам, первые проекты "Интеко" отнесли к бизнес-классу, на момент их реализации они безусловно считались элитными.
Следующим шагом стал выход "Интеко" на рынок коммерческой недвижимости, в которой тогда ощущался достаточно острый дефицит. Здесь компания также преуспела, реализовав ряд крупных проектов. Позднее "Интеко" вышла и на рынок производства строительных материалов. К 2005 году холдинг приобрел и модернизировал пять цементных заводов, которые затем были проданы "Евроцемент Груп" примерно за 800 миллионов долларов.
На следующем этапе Батурина вывела свой холдинг на региональный уровень. В 2008 году была создана компания "Патриот", которая занялась комплексным освоением территорий с упором на возведение жилья эконом-класса. В мае прошлого года газета "Ведомости" писала о масштабном проекте, в рамках которого "Патриот" при поддержке Внешэкономбанка планировал застроить массовым жильем ни много ни мало 35 регионов страны. В рамках проекта планировалось построить в субъектах РФ сеть домостроительных комбинатов. Эта программа, однако, не получила своего развития.
Неприятности
Одним словом, компания активно развивалась, и ничто не предвещало неприятностей ровно до тех пор, пока с поста столичного градоначальника не "ушли" Юрия Лужкова. Сразу после этого аналитики стали говорить о том, что скоро у "Интеко" возникнут сложности с развитием, особенно в столице. И сложности действительно начались. Глава ВЭБа Владимир Дмитриев заявил о неготовности банка участвовать в проекте по строительству ДСК, а временно исполняющий обязанности мэра Москвы Владимир Ресин заморозил строительство в столице гольф-клубов, любовью к которым была известна семья экс-мэра.
Дальше - больше. В ноябре сменщик Лужкова Сергей Собянин отменил проект "Интеко" по строительству на западе столицы многофункционального комплекса (МФК) "Сетунь-Хиллс". На пересечении Староволынской и Минской улиц планировалось возвести 729 тысяч квадратных метров недвижимости, в частности, несколько жилых зданий и комплекс "Космо парк". Однако выяснилось, что земли, на которых предполагалось реализовать проект, предназначались под здания посольств и дипломатических миссий. В настоящее время Росимущество пытается в суде доказать незаконность получения данных участков.
Вскоре Батурина вышла из, пожалуй, самого знакового московского проекта - делового центра "Москва-Сити", где "Интеко" принадлежало 50 процентов в МФК City Palace (ныне - "Эволюция", также известна как "танцующая" башня). Покупателем доли выступил владелец Магнитогорского металлургического комбината Виктор Рашников. В рамках запущенной Собяниным ревизии инвестконтрактов был отменен еще ряд проектов "Интеко" - строительство микрорайона бизнес-класса на Дмитровском шоссе, элитного жилого дома в Кривоарбатском переулке, жилья в Резервном проезде и многоквартирных домов на Федеративном проспекте и улице Металлургов. Кроме того, были приостановлены масштабный проект застройки в Молжаниново и возведение жилого комплекса для Союза кинематографистов.
СМИ долго гадали, кто же в результате купит "Интеко". В числе претендентов на актив назывались структуры совладельца банка "Россия" и "Сургутнефтегаза" Юрия Ковальчука, совладелец группы компании Gunvor Геннадий Тимченко, "Нафта Москва" Сулеймана Керимова, а также госбанки Сбербанк и ВТБ, интерес со стороны которых подтверждала сама Батурина. Еще одним кандидатом на "Интеко" считалась девелоперская компания Coalco Василия Анисимова, который оценил бизнес холдинга в 400 миллионов долларов. В компании такую оценку сравнили с "фактом рэкета, с чем, очевидно, любые уважаемые структуры связаны быть не могут". В мае 2010 года сама Батурина заявляла, что стоимость ее компании с учетом обязательств превышает 3 миллиарда долларов.
В итоге Шишханов и Сбербанк купили "Интеко" по цене, которую Батурина сочла "адекватной". И, учитывая сложившуюся вокруг холдинга ситуацию, это решение самой богатой женщины России также можно причислить к числу логичных и своевременных.
Не новичок
Новый владелец "Интеко", который в этом году занял 176 место в рейтинге богатейших бизнесменов России журнала Forbes с состоянием в 550 миллионов долларов, далеко не новичок на девелоперском рынке. Так, ему принадлежит 90 процентов проекта "Рублево-Архангельское", который подразумевает строительство на 319 гектарах земли около 3 миллионов квадратных метров жилья и коммерческих площадей. Часть этого участка планируется отдать под строительство Международного финансового центра. Шишханов, кстати, является племянником президента компании "РуссНефть" Михаила Гуцериева, который, в свою очередь, также контролирует ряд активов в сфере недвижимости.
Во многих своих проектах Шишханов шел в тесном тандеме со Сбербанком. В частности, по данным СМИ, именно госбанк владеет оставшимися 10 процентами в "Рублево-Архангельском", а для выкупа проекта у прежнего владельца Сулеймана Керимова Шишханов брал кредит в Сбербанке. Согласно официальному сообщению, "Интеко" Шишханов приобрел на собственные средства, однако нельзя исключать (особенно учитывая сумму сделки и оценку его состояния журналом Forbes), что банк помог ему с деньгами и на этот раз.
В июле этого года президент Бинбанка также стал владельцем 49 процентов реконструируемой гостиницы "Москва". Всего же, по данным Forbes, владельцам группы БИН (Михаил Гуцериев, Саит-Салам Гуцериев и Микаил Шишханов) принадлежит 700 тысяч "квадратов" коммерческой недвижимости в Москве, Петербурге и Калининграде. Ежегодный доход от сдачи этих объектов в аренду оценивается в 280 миллионов долларов.
Стратегия Шишханова в строительном бизнесе очень похожа на путь, проделанный на рынке недвижимости Сулейманом Керимовым. Сенатор также скупал активы и доли в крупных девелоперских проектах. В итоге же бизнесмен стал основным владельцем одного из крупнейших застройщиков - группы компаний ПИК.
Сделка по продаже "Интеко" укладывается в тенденцию передела рынка недвижимости, который аналитики прогнозировали еще во время экономического кризиса. До перемен в ГК ПИК поменялся собственник старейшего участника рынка, холдинга "Дон-Строй". Структура акционерного капитала поменялась и в некоторых более мелких компаниях. В августе стало известно, что владельцем "Москапстроя", одной из крупнейших инжиниринговых стройкомпаний России, может стать бывший глава департамента капитальных вложений Министерства регионального развития Владимир Коган. В свою очередь, Андрей Моносов, сын первого вице-президента госкорпорации "Олимпстрой" Леонида Моносова, уже получил разрешение Федеральной антимонопольной службы на покупку контрольного пакета акций московской группы компаний "МонАрх".
По сути, в настоящее время осталось лишь две достаточно долго работающие на рынке крупные строительные компании, не поменявших собственников за последние два года - "СУ-155" (основной владелец - Михаил Балакин) и группа ЛСР (сенатор от Ленинградской области Андрей Молчанов). Стоит отметить, что смена собственников не привела к негативным последствиям для самих компаний, они по-прежнему остались на вершине российского строительного Олимпа. Можно предположить, что и в случае с "Интеко" ситуация будет аналогичной, во многом благодаря прочному фундаменту, заложенному Еленой Батуриной.