Интернет и СМИ
22:49, 8 сентября 2011

Конспирология против кармы Гибель "Локомотива" в блогосфере

В авиакатастрофе под Ярославлем 7 сентября погибла почти вся хоккейная команда "Локомотив". По старому обычаю, это дало блогерам обильную пищу для конспирологии, информационных вбросов, ругани и требований немедленно расправиться с неугодными начальниками и вообще наконец обустроить Россию.

Впрочем, подавляющее большинство сообщений в блогах об авиакатастрофе в Ярославле - это, конечно, соболезнования. "Локомотив" действительно очень любили в городе и очень уважали во всей стране. Звезда НХЛ и сборной России Александр Овечкин написал в своем твиттере: "Очень тяжело терять близких и друзей! Пусть земля будет им пухом! Навсегда в нашей памяти!", а потом еще добавил: "Сашка Галимов, ты должен жить! Держись! Мы все с тобой!! Молимся за тебя!". Другой знаменитый российский хоккеист, играющий в НХЛ, вратарь Илья Брызгалов, написал: "Я не могу поверить, шок, хочется проснуться".

Акция памяти "Локомотива" в Ярославле

Но блогосфера не была бы блогосферой, если бы ограничилась соболезнованиями.

Катастрофа произошла, во-первых, как раз в тот момент, когда в Уфе начинался матч открытия очередного сезона Континентальной хоккейной лиги, а во-вторых, в тот день, когда на "Арене-2000" (домашней арене "Локомотива") проходил Мировой политический форум. Какой простор для конспирологов!

Акция памяти в Минске. Фото РИА Новости, Андрей Александров.
Открыть фотогалерею "'Локомотив' навсегда"
Lenta.ru

Версию, что это был теракт, организованный ЦРУ по заказу НХЛ, которая боится конкуренции со стороны КХЛ, отнесем к категории идиотизма, который при других обстоятельствах мог бы быть даже забавным.

Гораздо больше распространились утверждения, что причиной аварии стала перегруженность аэропорта "Туношна". Якобы самолеты гостей форума запрудили взлетно-посадочную полосу, и "Яку", на котором летел "Локомотив", не хватило места, чтобы разогнаться. "Канонический" текст с изложением этой версии (начинается со слов "Самолёт взлетал с половины полосы-из-за этого скорость не набрал и как следствие высоту") был "вброшен" сразу на нескольких площадках, например на форуме "Смотра.ру", во многих аккаунтах в сети "ВКонтакте". Автор сообщения ссылается на "своих одногруппников, журналистов телеканала НТМ" (такой телеканал в Ярославле действительно существует) и - очень путано - на некую девушку, которая "написала с работы", и подругу, которая "написала в контакте". Ну в общем, помните про "теракты в виде звезды" после взрывов в московском метро в марте 2010 года? Вот и тут та же фигня.

В том, что аэропортовые и какие угодно другие российские службы готовы пойти на какое угодно нарушение, чтобы угодить начальству, к сожалению, ничего невероятного нет. Например, торопить летчиков со взлетом, чтобы освободить полосу (а она в "Туношне" одна) и не заставлять ждать какого-нибудь "большого человека". Журналист и политолог Виталий Третьяков, участвующий в политическом форуме в Ярославле, сообщил в своем ЖЖ, что вслед за самолетом "Локомотива" должен был взлетать мэр Москвы Сергей Собянин - его самолет уже стоял на полосе.

Однако эксперты тем и отличаются от блогеров, что у них выводы о причинах катастрофы следуют за анализом всех обстоятельств, а не предшествуют ему.

Еще одна большая тема, обсуждаемая блогерами в связи с авиакатастрофой в Ярославле, - это, конечно, общее состояние авиационного хозяйства в России. Дескать, "даже такие крутые спортсмены летают на такой рухляди!" (хотя самолет в эксплуатации лишь с 1993 года и налетал гораздо меньше, чем мог бы выдержать). Вопросы есть ко всем. И к клубу, который платит огромные деньги суперигрокам вроде Павола Демитры и Стефана Лива, но при этом (видимо, из экономии) нанимает самолет у компании, которая ранее была официально признана небезопасной (получала соответствующие предупреждения от российских и европейских надзорных органов). И к структурам Минтранса, которые допускают существование подобных авиакомпаний.

С подачи нескольких журналистов (в частности, Андрея Козенко из "Коммерсанта" и спортивного обозревателя и комментатора Василия Уткина) отдельного внимания в блогосфере удостоилась проблема обслуживания самолетов Як-42, на которых летают многие спортивные команды, в том числе сборная России по хоккею. Производитель этой модели, Саратовский авиазавод, уже два года не обслуживает эти самолеты и не производит для них запчастей. Комментаторы Уткина по этому поводу заметили, что есть еще Смоленский авиазавод, который был первым производителем Як-42.

Глава Минтранса Игорь Левитин после этой истории, кажется, окончательно и бесповоротно опередил главу Минобрнауки Андрея Фурсенко в рейтинге самых непопулярных российских министров. Призывы в диапазоне от "Левитин, уйди сам" до "на кол!" в блогосфере не поддаются подсчету. Опять же, нет пока достаточных сведений о том, насколько в случившемся виноват Левитин и его подчиненные. Однако, учитывая (вслед за разъяренными блогерами) прежние происшествия в левитинском хозяйстве (несколько авиакатастроф, "Булгария", новогодний коллапс московского авиаузла и так далее, и тому подобное), следует, пожалуй, признать, что у нашего министра транспорта, как минимум, неважная карма. Вопрос в том, можно ли это считать основанием для отставки.

< Назад в рубрику