Беспилотные летательные аппараты давно и с успехом применяются войсками НАТО, Израиля и ряда других стран для проведения разведки с воздуха и нанесения точечных ударов по позициям противника. Но часто получается так, что вместо боевиков и террористов под ударами БПЛА гибнут мирные жители. Чтобы избежать ненужных жертв, оборонные компании «научили» свои беспилотники оперативно отменять полученное задание на уничтожение.
В конце августа Армия США подписала с компанией AeroVironment крупный контракт на поставку беспилотных летательных аппаратов Switchblade стоимостью почти пять миллионов долларов. По словам старшего вице-президента AeroVironment Тома Херринга (Tom Herring), Switchblade позволит улучшить не только разведывательную составляющую сухопутных войск, но и сможет стать эффективным средством защиты в условиях боевых действий.
По своей сути Switchblade (дословно «Выкидной нож») является самолетом-камикадзе, рассчитанным на обнаружение и уничтожение цели «ценой собственной жизни». Видимо, по аналогии с карманным ножом, БПЛА Switchblade выполняется в сверхлегком и сверхкомпактном корпусе, который можно уместить в рюкзак. Для запуска самолета также не требуется посторонней помощи или стартовой площадки. Достаточно установить аппарат на пусковую трубку и включить электромотор — взлетит самолет самостоятельно.
Беспилотник может работать в двух режимах — дистанционно управляемом и полностью автономном (роботизированном). Аппарат состоит из трех основных модулей — фюзеляжа, боевой части (несущей взрывной заряд) и вычислительного модуля. Компьютерная начинка американского беспилотника позволяет передавать на контрольный пункт (в лице одного военнослужащего с пультом дистанционного управления) видеосигнал в реальном времени, после чего оператор задает аппарату цель на уничтожение.
После обнаружения вражеского объекта Switchblade способен выполнить полученное задание самым разнообразным образом. Он может самоуничтожиться, врезавшись в обозначенную цель в автономном режиме, а может выполнить задание в ручном режиме с применением тактических навыков оператора. Подлет к цели может проводиться опять же по-разному — как на электромоторе (который, к слову, практически не создает шума при работе), так и в режиме планера, что делает «Выкидной нож» по-настоящему бесшумным убийцей.
Согласно информации компании-производителя, Switchblade позволяет поражать заданные цели с высокой точностью и даже может использоваться военнослужащими для уничтожения объектов и живой силы противника в отсутствие артиллерийской поддержки. Благодаря высокой скорости, относительной бесшумности и мощному боевому заряду, самолет-камикадзе представляет серьезную угрозу для противника.
Однако, пожалуй, самым важным достоинством нового беспилотника является возможность быстрой отмены задания. По словам представителей AeroVironment, это дает самолету целый ряд преимуществ. Во-первых, беспилотник-камикадзе «одноразовый» и после выполнения задания от него ничего не остается. Так что своевременная отмена задания позволяет избежать «холостого» использования дорогостоящего оборудования. Во-вторых, заданный для уничтожения объект (например транспортное средство противника) может быстро переместиться и тогда у оператора есть возможность перенаправить Switchblade по другим координатам.
И, наконец, в-третьих, возможность своевременно снять задачу может спасти жизни мирных жителей. К примеру, по данным The Bureau of Investigative Journalism, с 2004 года на территории одного только Пакистана беспилотники ЦРУ уничтожили 2292 человек. По разным оценкам, среди погибших было от 400 до 800 мирных жителей, в том числе 160 детей. И несмотря на то, что между Вашингтоном и Исламабадом якобы существует неофициальная договоренность, снимающая с американцев ответственность за «сопутствующий урон», США все же стремятся лишних жертв избежать.
О безопасности мирных жителей задумались не только производители Switchblade. В настоящее время немецкая компания Rheinmetall Defence и израильская Israel Aerospace Industries (IAI) совместно испытывают похожую «интеллектуальную» беспилотную систему. Их проект называется WABEP (Система удаленного поражения индивидуальных и точечных целей) и по сути является скорее не беспилотником, а объединенным разведывательно-боевым модулем.
Беспилотный разведывательный модуль KZO производства Rheinmetall и высокоточный боевой модуль Harop компании Israel Aerospace Industries размещаются на борту небольшого самолета. В ходе последних испытаний, к примеру, за основу для беспилотника специалисты взяли OPALE (Optional Piloted Aircraft Long Endurance) — модификацию гражданского двухмоторного самолета Diamond DA42 Twin Star. Безусловно, речь о компактности и незаметности американского Switchblade здесь уже не идет, но у WABEP все же несколько другие цели и возможности.
По сути, WABEP является комплексным средством разведки боем, а кроме того, в отличие от американского самолета-камикадзе, не является «одноразовым». Работа беспилотного комплекса строится на взаимодействии двух модулей: разведывательный модуль KZO обнаруживает объекты на местности, затем израильский боевой модуль Harop обрабатывает полученные данные и сообщает на контрольную станцию о готовности поразить цель.
Разработчики WABEP также как и американцы предусмотрели возможность передачи беспилотником видеосигнала оператору. И одним из важнейших достоинств объединенного комплекса, по мнению Rheinmetall Defence и Israel Aerospace Industries, также является возможность оперативной отмены боевого задания. Оператор сможет заблаговременно оценить заданную цель при подлете беспилотника и развернуть аппарат, если объект окажется безопасным.
Использование беспилотных летательных аппаратов в последние годы фактически вывело вооруженные конфликты на новый уровень. Пусть беспилотники стоят немалых денег и не обладают пока что функционалом и боевыми качествами бомбардировщиков, истребителей и подразделений спецназа, их применение по меньшей мере позволяет выполнять сложнейшие операции по точечному уничтожению террористов в том же Афганистане или Пакистане. Основным же преимуществом БПЛА, безусловно, является то, что с их использованием военнослужащим приходится меньше рисковать собственной жизнью. Теперь меньше беспокоиться о собственной безопасности смогут и мирные жители.