В начале сентября инвестор Нуриэль Рубини, который считается главным предсказателем глобальных кризисов в мире, заявил, что риск повторения рецессии в экономике США составляет 60 процентов. Через неделю нобелевский лауреат Пол Кругман на форуме в Ярославле оценил вероятность глобального экономического спада в 50 процентов. Пока все эти заявления еще не означают, что новый мировой кризис на подходе. Тем не менее, очевидно, что за последние несколько месяцев настроения на рынке сильно изменились.
С конца июля 2011 года, когда статистические ведомства во всем мире начали отчитываться об экономических итогах первых двух кварталов, мировые рынки, кажется, не получили ни одной хорошей новости. Так, ВВП США по итогам второго квартала вырос всего на 1,3 процента, хотя аналитики ожидали 1,8 процента. В Греции, главной "болевой точке" Европы, обвал экономики в том же квартале составил 7,3 процента, причем ВВП страны не рос с первого квартала 2010 года.
Список разочарований можно было бы продолжать и далее: в Японии ВВП (по отношению к предыдущему периоду) снизился уже в третий раз подряд, в Германии он подрос только на 2,8 процента в годовом исчислении и всего на 0,1 процента - в квартальном. В общем, результаты первых шести месяцев 2011 года оказались вовсе не такими, какими их ожидали увидеть оптимисты.
Но, по всей видимости, результаты второй половины года окажутся еще хуже. Еще в июне Федеральная резервная система США объявила, что снижает прогноз по росту ВВП за год с 3,1-3,3 процента до 2,7-2,9 процента. Кажется, что изменение прогноза было незначительным, однако если учитывать, что США являются крупнейшей экономикой мира, на деле эти десятые доли процента означают несоздание тысяч рабочих мест и недополучение бизнесом миллиардов долларов.
В сентябре прогноз по росту экономики ухудшила Организация экономического сотрудничества и развития ("клуб развитых стран"): теперь считается, что ВВП "большой семерки" в третьем квартале вырастет на 1,6 процента, а в четвертом - на 0,2 процента. В Германии ВВП увеличится сначала на 2,6 процента, а потом - на скромные 1,4 процента.
Наконец, не скрывают своего пессимизма и в Европе. По данным Европейского ЦБ, которые были опубликованы в начале сентября, в 2011 году ВВП еврозоны вырастет на 1,4-1,8 процента, а в 2012-м - на 0,4-2,2 процента. Таким образом, многие страны монетарного союза окажутся в состоянии рецессии или, по крайней мере, в стадии стагнации.
Инвесторы на фондовых рынках в последние месяцы следят в основном за двумя регионами: еврозоной, которой никак не удается справиться с долговым кризисом и разделением на условно богатых (Германия) и безусловно нищих (Греция), и США, где рост ВВП после всплеска в 2010 году начал замедляться. Это дало повод говорить, что на самом деле экономика после кризиса так и не заработала, а рост ВВП был связан с "отскоком" и вложением в нее триллионов долларов по линии ФРС.
Ничего хорошего не происходит и в Японии, которая и без мартовского землетрясения находилась в стагнации, а после него и вовсе соскочила в рецессию, причем выхода из нее пока не видно. Особенно учитывая, что инвесторы на мировых рынках вовсю скупают иены, что укрепляет национальную валюту и не дает заработать экспортерам.
Схожие проблемы испытывает и Швейцария, которая пошла на привязку максимальной стоимости местного франка к евро. Но даже это, по мнению швейцарских статистиков, может не уберечь страну от рецессии и дефляции: франк все еще слишком дорог, а государство, находящееся в центре Европы, слишком сильно зависит от экспорта в еврозону.
Между тем, Нуриэль Рубини, объясняя свой прогноз по рецессии в США, заявил, что дело не только в Соединенных Штатах, еврозоне и Японии: забуксовать могут и другие экономики мира. Особое внимание он уделил Китаю, который едва ли не в одиночку вытащил мир из глобальной рецессии после банкротства Lehman Brothers в 2008 году.
Рубини заявил, что в ближайшие годы Китай ждет "жесткое приземление", которое связано с тем, что местные банки набрали огромное количество долгов от региональных правительств. Эти долги, считает Рубини (а вместе с ним и ряд рейтинговых агентств, которые ухудшили прогнозы по кредитному рейтингу Китая), могут быть в ближайшее время списаны как безнадежные. Кругман, поддерживая инвестора, заявил, что усилий Китая может быть недостаточно для того, чтобы повлиять на всю мировую экономику. Правда, в самом Китае ответили на это тем, что в начале сентября подняли прогноз по росту экономики в 2011 году до 10,4 процента.
Рынки реагируют на последние макроэкономические обзоры и прогнозы так, как и раньше: инвесторы скупают доллары, продавая валюты развивающихся стран и евро (европейская валюта уже опустилась до минимума с февраля 2011 года), покупают казначейские облигации США и золото (колеблется в районе 1800-1900 долларов за унцию).
В России о потенциальной рецессии пока много не говорят, а прогнозы по ряду макроэкономических показателей свидетельствуют, что с экономикой страны в ближайшее время все должно быть в порядке. Так, рост ВВП по итогам 2011 года в Минэкономразвития ожидают в районе 4,1-4,2 процента, причем скачок этого показателя должен произойти во второй половине года: за первое полугодие ВВП поднялся, согласно официальным данным, только на 3,7 процента.
Вовсю в России верстается и бюджет на 2012 год, в котором, в частности, говорится, что цены на нефть составят около 100 долларов за баррель, то есть практически сохранятся на том же уровне, что и сейчас. Таким образом, в правительстве либо считают, что риски глобальной рецессии малы, либо - что нефть сумеет противостоять этой рецессии.
Тем не менее, после слов Пола Кругмана, которые были произнесены на Ярославском политическом форуме, профильные чиновники не могли не дать своей оценки происходящего в мировой экономике. Отдуваться за всех пришлось министру финансов Алексею Кудрину, пожалуй, наиболее авторитетному экономисту в правительстве в глазах западных инвесторов. Кудрин обтекаемо заявил, что шансы на вторую волну мирового кризиса резко возросли по сравнению с июнем 2011 года. Тогда Кудрин заявлял, что оценивает вероятность кризиса в 25 процентов.
Для того чтобы о повторении глобальной рецессии в мировой экономике заговорили со стопроцентной уверенностью, в каком-то из "тонких мест" в глобальном ВВП должно "порваться". В качестве наиболее вероятного сценария рассматривается дефолт по долгам, о котором может объявить Греция. Если это произойдет, банки, накопившие на своих балансах ценные бумаги греческого правительства, вынуждены будут сообщить о значительных убытках. От объема этих убытков и будет зависеть высота второй волны кризиса.