Из жизни
21:04, 15 сентября 2011

Без племени Негров собрались лишить права быть индейцами

Недавно Верховный суд чероки (о существовании которого, надо думать, многие в этот момент узнали впервые) изгнал из племени чернокожих представителей коренного населения Америки. Произошло это в одностороннем порядке, что вызвало гнев негров, лишенных места в племени. Более того, решение суда чероки не устроило и Американское бюро по делам индейцев. Конфликт набирает обороты.

Появление негров в племени чероки на первый взгляд кажется чем-то весьма абсурдным. Однако если поподробнее ознакомиться с историей этого народа, то все встает на свои места.

Начать стоит с того, что чероки принадлежат к группе пяти так называемых цивилизованных индейских племен (помимо чероки, в нее также входят крики, семинолы, чикасо и чокто), еще в XIX столетии освоивших блага цивилизации и научившихся не только общаться с белым населением, но и перенявших у своих бледнолицых соседей разнообразные привычки и умения.

В 1800-х годах, когда чероки уже наладили связи с осевшими на их территории европейцами и приняли христианство, жизнь членов племени протекала по вполне типичному для того времени сценарию: некоторые из индейцев занимались фермерским хозяйством, другие преподавали в школах, а третьи обзавелись плантациями и, в подражание белым, черными рабами.

Когда закончилась Гражданская война, рабы богатых чероки получили свободу, а через год после этого, в 1866 году, был подписан документ, согласно которому чернокожие получили право стать членами племени. И жили индейцы в союзе с неграми вполне себе безбедно целых 145 лет, но в конце концов безоблачному сосуществованию так называемых вольноотпущенников рядом с чистокровными чероки пришел конец.

Чероки, Новый Орлеан, 1903 год. Источник: thomaslegion.net
Lenta.ru

В августе 2011 года Верховный суд чероки одобрил поправку в племенную конституцию (впервые поправка была предложена в 2007 году, а в январе 2011 года отклонена), где сказано, что все 2800 потомков вольноотпущенников лишаются гражданства чероки.

Таким образом, родственники невольников теряют право на участие в выборах вождя, а также лишаются возможности получать бесплатное медицинское обслуживание и поступать в университет без всяких трудностей (за образование студентов-индейцев платит племя). Не стоит забывать, что лишенные индейского гражданства люди также останутся без обширной финансовой поддержки со стороны чероки, которые держат казино и на правах коренного населения Штатов не облагаются налогами, а значит располагают значительными средствами.

Но, кажется, самих оставшихся без роду и племени экс-чероки больше всего беспокоит нарушение закрепленного за ними в 1866 году права ходить на выборы и в полной мере участвовать в жизни племени наряду с его краснокожими представителями.

Собственно в постановлении суда чероки сказано, что принимать участие в выборах вождя смогут лишь те потомки чернокожих рабов, которые сумеют доказать свою кровную принадлежность к племени. Иными словами, в роду новых "свободных людей" должен насчитываться хотя бы один полноценный чероки, чья кровь автоматически обеспечивает потомкам рабов принадлежность к народности.

Однако уже 14 сентября избирательная комиссия чероки провела консультацию, по итогам которой было решено, что в выборах вождя, назначенных на 24 сентября, должны принять участие все представители племени без исключения, в том числе потомки бывших невольников. Председатель комиссии Сьюзан Плам заявила, что племя заинтересовано в том, чтобы в предстоящем голосовании приняли участие как можно больше избирателей.

Решение избирательной комиссии всецело поддержало Американское бюро по делам индейцев. Ведомство потребовало, чтобы Верховный суд нации отменил решение об исключении потомков рабов из числа членов племени и дал им возможность участвовать в выборах.

Рабы чероки. Источник: loc.gov
Lenta.ru

Председатель бюро Ларри Эко Хоук направил руководству племени официальное письмо, в котором предупредил представителей чероки, что в том случае, если они не допустят нынешних "вольноотпущенников" к выборам вождя, то правительство США не признает голосование состоявшимся: мол, рабы, равно как и их потомки, обмену и возврату не подлежат.

Сотрудникам бюро вторит и министерство жилищного строительства и городского развития - на то время, пока разруливается ситуация с потомками рабов, ведомство приостановило выплаты индейцам в размере 33 миллионов долларов.

Но в племени, похоже, не особо интересуются мнением американских властей. Нынешний лидер чероки Джо Криттенден ответил чиновникам, что индейцы по праву считаются независимыми и свободными людьми, имеют собственный свод законов и никакое правительство слушать не желают. "Нация чероки не будет подчиняться Американскому бюро по делам индейцев", - заявил Криттенден, исполняющий обязанности вождя до выборов.

На фоне всего этого в Оклахоме и Северной Каролине идут акции протеста против решения Верховного суда чероки. Родственники вольноотпущенников требуют восстановить их в правах. Представители племени, оказавшиеся выброшенными за его пределы, назвали решение суда расистским и дискриминационным, что совершенно неприемлемо в XXI веке.

Чероки же (те, что остались в племени) утверждают, что ничего расистского, политически дискриминационного или просто по-человечески несправедливого в решении суда нет. Министр юстиции нации чероки Диана Хэммонс объяснила журналистам, что речь в принятом судом документе идет о том, что настоящим индейцем может считаться только тот, кто состоит в кровном родстве с представителем племени. Если нет, то простите-извините, до свидания.

В связи с этим товарищам чероки хочется задать такой вопрос: за прошедшие 145 лет они не успели заметить, что принятые в их племя рабы не имели никакого отношения к индейцам, а некоторые потомки вольноотпущенников так и не сумели обзавестись соответствующими корнями?

А пока группа из пары тысяч чернокожих вернулась в прошлое, в котором им и прежде приходилось активно бороться за свои права. Только теперь экс-чероки приходится доказывать не факт того, что они являются такими же полноценными людьми, как и белое население, а нечто еще более странное - право быть индейцами.

Так или иначе, точку в деле о расколе племени поставит суд - 2 сентября чернокожие обратились с иском с требованием запретить проведение выборов вождя до тех пор, пока им не вернут право быть индейскими избирателями. Рассмотрение иска назначено на 20 сентября.

< Назад в рубрику