Поход Михаила Прохорова в политику прервался почти так же неожиданно, как и начался. Вместо миллиардера предвыборный съезд "Правого дела" провели старые партийцы во главе с Андреем Богдановым. Прохоров же собрал сторонников и журналистов и объявил об уходе из партии, обвинив в давлении "кукловода" Владислава Суркова и потребовав его отставки. Корреспондент "Ленты.ру" побывал на обоих съездах и пообщался с бывшими и нынешними партийцами.
- Владислав Юрьевич, только что проголосовали против Прохорова, он больше не лидер партии.
- Хорошо. Бовт с нами?
- Да, Бовт полностью с нами.
- Ок.
Смс-переписку такого содержания сотрудника администрации Радия Хабирова с неким Владиславом Юрьевичем исподтишка сфотографировал и показал мне один из участников съезда "Правого дела" в Центре международной торговли (ЦМТ).
Именно там 15 сентября бизнесмен Михаил Прохоров перестал быть лидером партии. В этом непривычном для себя качестве он пробыл менее трех месяцев, после чего вместе со своей командой был отправлен в отставку проверенными бойцами "Правого дела".
Изначально предвыборный съезд "Правого дела" планировалось провести 14-15 сентября в Большом зале Академии наук. Однако 14 сентября, воспользовавшись отсутствием Прохорова, власть на съезде (сформировав счетную и мандатную комиссии) захватила группа Андрея Богданова - экс-лидера Демократической партии России (одна из трех партий, которые в 2008 году слились в "Правое дело").
Прохоров пытался бороться, обвинил администрацию президента в лице Хабирова в давлении на партию, распустил исполком "Правого дела", выгнал из него Богданова и еще нескольких его соратников. Бизнесмен пообещал не уходить и сражаться до конца. Но уже утром 15 сентября, еще до начала съезда пришедший в партию вместе с Прохоровым телеведущий Александр Любимов написал в своем "Твиттере", что все кончено.
Однако Прохорову удалось громко хлопнуть дверью (или, что менее вероятно, наоборот, начать карьеру публичного политика). В 11 часов он вышел на сцену Большого зала Академии наук, где все было готово к проведению съезда. В фойе стояли кабинки для голосования, журналистам раздавали блокноты и ручки с символикой уже чужой Прохорову партии, а по бокам сцены на желтых колоннах то и дело сменяли друг друга слова "Лидер", "Жизнь", "Развитие", "Динамика" и т.п.
Прохоров внезапно взял и рассказал о деятельности первого замглавы администрации президента РФ Владислава Суркова во внутренней политике страны.
"В стране есть кукловод, который давно приватизировал политическую систему, давно дезинформирует руководство страны, давит на СМИ, расставляет людей и пытается манипулировать мнением людей. Зовут его Владислав Сурков", - сказал Прохоров, выступая перед 50 членами партии "Правое дело", которые должны были быть делегатами предвыборного съезда партии. Реальный съезд ПД в этот момент начинался в ЦМТ, куда отправились все остальные делегаты.
"Я буду делать все возможное, чтобы отправить Суркова в отставку", - добавил Прохоров, раздались сдержанные апплодисменты, несколько человек даже закричали от восторга. На лицах переглядывавшихся журналистов был написан шок. Никто из них такого не ожидал. У некоторых загорелись глаза, ведь услышать такое в России со сцены (и при этом не из уст Гарри Каспарова или Эдуарда Лимонова) невозможно.
- Что он делает? Кто же это покажет в эфире? - в ужасе шепнула мне знакомая тележурналистка. Тем не менее, обернувшемуся к ней с немым вопросом оператору она махнула рукой, чтобы тот продолжал снимать.
Члена Общественной палаты Вячеслава Глазычева (был министром регионального развития в "теневом правительстве" ПД) выступление Прохорова так напугало, что он стремительно покинул здание РАН, сказав мне на бегу, что сейчас не 37-й или 48-й год и репрессий он не ожидает.
После того, как о Суркове со сцены сказал Прохоров, барьеры рухнули, и критиковать всесильного чиновника (конечно, очень осторожно) принялись все. Телеведущий Александр Любимов ударился в воспоминания: "Я благодарен моему товарищу молодости Владиславу Суркову за то, что он омолодил мою жизнь на 25 лет и вернул во времена "Взгляда". У меня есть еще товарищ - Михаил Прохоров, и с ним мы пойдем дальше".
Последней выступила примадонна, по привычке всенародно любимая певица Алла Пугачева. Не зря же в фойе съезда, кроме партийной газеты "Кто прав, тот и сильнее", в промышленных масштабах лежала "Комсомолка" с портретом Пугачевой на первой полосе.
Она вышла на сцену в своем любимом коротком черном платье и грустно вздохнула. Алла Борисовна едва не плакала, рассказывая историю о "простой женщине", которая просила передать Медведеву и Путину, чтобы те не забывали о людях, которым страшнее всего равнодушие и безразличие.
"Наверное, кто-то там наверху, а именно Сурков, сошел с ума. Я думала, мы создаем дело, чтобы власть опомнилась, но они решили нам мешать. Я верю в Михаила Прохорова", - сказала Пугачева.
Петь примадонна не стала, хотя на сцене и стоял черный рояль. Возможно, таким образом Прохоров намекал на то, что его вроде бы сенсационные слова о "кукловоде Суркове" - это не откровение и даже не "рояль в кустах", так как все о Суркове и его делах знают, но молчат.
Агентство "Интерфакс" фамилию Суркова из слов певицы вырезало, федеральные телеканалы откровенную речь Прохорова про Суркова также, естественно, не показали.
Зато вечером первый замглавы АП РФ ответил Прохорову и Пугачевой. Не своими, конечно, устами, а, как это водится, с помощью анонимного источника того же "Интерфакса" в Кремле. "Пока в отставку отправился он сам (т.е. Прохоров - "Лента.ру"). Видимо, его странные заявления связаны с душевными переживаниями из-за собственных ошибок и неудач. Прохоров перепутал управление частной компанией с политической работой, а съезд - с корпоративом, на котором выступают проплаченные артистки", - сказали в администрации.
Артистов, кстати, на "высоком собрании" "настоящих людей", как сам бизнесмен охарактеризовал происходящее (с сожалением подчеркнув, что тут все-таки не съезд), было много. В фойе раздавали интервью актеры Евгений Миронов и Леонид Ярмольник, певец Андрей Макаревич, режиссер Павел Лунгин. В сторонке держался его более молодой коллега Павел Бардин, прославившийся "запретной" картиной про скинхедов "Россия-88" (говорили, что именно Сурков запретил показывать фильм в российских кинотеатрах). Рядом с ним сидела экономист Ирина Ясина, которая, по ее словам, решила поддержать Прохорова именно 14 сентября.
После небольшого кофебрейка Прохоров ответил на вопросы журналистов, которых в зале собралось более сотни. Бизнесмен упорно отказывался называть себя "оппозиционером" и связывать действия Суркова с позицией Дмитрия Медведева или Владимира Путина. "Я не раз уже заявлял, что курс на стабилизацию, который проводил Путин, сейчас уже неактуален, сейчас нужно двигаться в другом направлении", - вот самое жесткое заявление Прохорова в адрес руководителей страны.
Бизнесмен выразил надежду, что в ближайшую неделю встретится с Медведевым и/или Путиным. К вечеру стало понятно, что премьера Прохоров увидит нескоро. Пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков заявил, что Путин "в курсе" событий вокруг раскола в "Правом деле", но встречаться с его бывшим лидером не планирует. Президент пока хранит молчание.
Открестился Прохоров как от сотрудничества с несистемной оппозицией, так и от участия в политических митингах. "Я не оппозиционер, а альтернативная власть", - сказал Прохоров.
"Он не экстремист и в "Стратегию-31" не пойдет", - подтвердил Бардин. При этом режиссер готов поддерживать Прохорова во всех его начинаниях и вступить в его новое движение, когда и если оно будет создано. О соответствующих планах говорили и сам Прохоров, и его сторонники, однако сначала бизнесмен хочет отправить в отставку Суркова (при нем прохоровскому проекту партией никогда не стать).
Кроме журналистов Прохорову задал вопрос и бывший мэр Троицка (будущая Москва) Виктор Сиднев. Он задал бизнесмену вопрос, почему тот не стал бороться за партию. "Когда происходит рейдерский захват предприятия, вы же будете за него бороться, а не строить рядом новый завод?" - спросил Сиднев.
Прохоров не очень внятно ответил, что "Правое дело" как партия себя дискредитировала и не может идти на выборы. Судиться с Богдановым и компанией Прохоров тоже не будет, так как "не имеет на руках никаких доказательств". "Все сфальсифицированные документы у мандатной комиссии", - сказал бизнесмен.
Миллиардер вообще с каждым ответом все меньше производил впечатление пламенного борца с режимом. Становилось понятно, что он до последнего старался договориться с Сурковым, в результате просто "сдав" партию. Вечером 15 сентября он фактически дезавуировал свой выпад против Суркова. "Если я окажусь не прав, я готов извиняться (перед Сурковым - "Лента.ру")", - сказал он в эфире "Дождя".
Под занавес грустного мероприятия в РАН к микрофону пустили известного некогда под псевдонимом Моська Рунета интернет-провокатора Ярослава Грекова. Он заявил, что сбежал из команды Богданова и приехал с съезда в ЦМТ, чтобы поддержать Прохорова. "Уже завтра начнутся массовые акции "Наших" по всему городу с требованием посадить Прохорова в тюрьму", - поделился инсайдом Греков.
В "Наших" его слова назвали "бредом". Пока судьбу Михаила Ходорковского его тезке всерьез не предрекают, но про начавшийся ремонт в соседней камере шутят все.
В ЦМТ к этому времени уже низложили Прохорова, выбрав ему на замену адвоката Андрея Дунаева (как говорили, в руководство ПД его давным-давно делегировала "смотрящим" администрация президента). Калининградский оппозиционер Константин Дорошок назвал его "полным нолем" и, чтобы мне было понятнее, соединил большой и указательные пальцы.
Делегаты съезда бодро голосовали за новый список Федерального политсовета "Правого дела", в котором были, например, фамилии журналиста Георгия Бовта, политолога Владислава Иноземцева и главы подмосковного отделения ПД Бориса Надеждина (его Прохоров едва не исключил из партии за национализм).
"Надеждин всем рассказывал, какой он пацан, а на стрелку не приехал", - посетовал на прохоровском собрании бывший коммунист Петр Милосердов. Он также придерживается националистических взглядов, но в Академию наук приехал. Прохорову, по его мнению, бояться нечего, так как это Сурков нарушил правила игры, а не сам миллиардер.
В отличие от собрания Прохорова, в ЦМТ "приглашенных звезд" практически не было. Приезжали разве что одиозные журналисты Владимир Соловьев, Сергей Доренко и Максим Шевченко, певица Жанна Фриске и писатель Сергей Минаев. О последнем даже начали говорить как о возможном новом лидере партии.
Кто им будет на самом деле, партийцы пока не рассказывают. По словам Богданова, экс-лидер СПС, а ныне губернатор Кировской области Никита Белых возглавить партию отказался (во всяком случае, пока). При этом партийцы говорят, что лидером станет достаточно известный человек, сейчас не состоящий в партии.
Светившийся от самодовольства Богданов, чьими опытными мозолистыми руками и был отстранен от руководства партией Прохоров, стоял у входа на съезд и охотно раздавал интервью. О своей роли бывший кандидат в президенты России Богданов говорит скромно: "Я рядовой член партии. Я защитник таких же рядовых членов партии от зажравшихся топ-менеджеров, которые не умеют работать. Прохоров поставил нас перед выбором: или Ройзман, или почти 50 тысяч членов партии. Что нам оставалось делать? Мы ведь против криминальных элементов", - объяснил мне Богданов.
У Ройзмана, действительно, есть погашенная, но судимость, которую он не скрывает, а даже немного ею гордится. Накануне глава екатеринбургского фонда "Город без наркотиков" рассказывал, что именно его кандидатура вызвала решительное неприятие у Суркова.
- Я умею общаться с улицей, за мной миллионы людей, - хвастался он мне 14 сентября перед зданием "Онэксима".
Калининградский оппозиционер Константин Дорошок, которого в партию привел Прохоров, считает, что реальная проблема, конечно, не в Ройзмане. Сам Прохоров в эфире "Дождя" вечером 15 сентября сказал, что "Ройзман - это просто предлог".
"На самом деле это конфликт Прохорова и Медведева. Президент дал Прохорову карт-бланш, но когда началось движение, Медведеву это не понравилось. И карт-бланш почти сразу забрали назад", - объяснил мне Дорошок. После этого начались переговоры, и вроде как Прохоров даже согласился "сдать" Ройзмана.
Один из делегатов прохоровского съезда рассказал, что Прохоров общался с Сурковым при участии Анатолия Чубайса и бывшего сопредседателя ПД Леонида Гозмана (который пришел на собрание к Прохорову, а не на съезд к Дунаеву) до четырех часов утра 15 сентября. В итоге вышло как вышло.
Члены "Правого дела", которые выступили против Прохорова, суть проблемы рассказывают немного иначе. По их словам, бизнесмен пришел в партию и начал действовать так, будто в ней состоят не люди, а активы. Люди взбунтовались и при помощи Богданова скинули немилого им (хоть и избранного ранее ими же на съезде) лидера.
Бывший министр экономики Андрей Нечаев в беседе со мной назвал Прохорова "незаурядным человеком", а Богданова сравнил с "уборщицей", но приехал при этом в ЦМТ. "Для меня главное, чтобы бывшие спсовцы получили должности. А окружение Прохорова вело себя возмутительно", -
сказал Нечаев. Он тоже объясняет смену лидера в партии "внутрипартийным конфликтом".
Очевидно, что Прохоровым старые партийцы, которых он не успел выдавить, были недовольны, но без администрации президента, конечно, ничего в изначально кремлевском проекте "Правое дело" не происходит. Вот и от сравнения нынешней ситуации с перехватом власти в Демократической партии России у Михаила Касьянова (с помощью альтернативного съезда) Богданов яростно открещивается, но тут же хохочет над тем, что у Прохорова и Касьянова одинаковое имя.
После того, как делегаты съезда проголосовали за новый политсовет (урну контролировал улыбавшийся во весь рот депутат парламента Дагестана Магомед Шабанов - гордость "Правого дела" как единственный региональный депутат партии), а в фойе кончился коньяк, делегаты партии спешно разъехались по домам. Зал пришлось освободить для айтишников, участвующих в конференции Сisco Expo 2011.