Культура
23:01, 19 сентября 2011

Не совпадая ритмами Московская публика не поняла авангардный балет канадца Эдуарда Лока

В выходные 17-18 сентября в столице в Государственном Кремлевском дворце прошли два гала-концерта "Kremlin Gala. Звезды балета XXI века", которые должны были познакомить публику с авангардными течениями в балете. И хотя в заявленной программе были имена хореографов и солистов сплошь первого ряда, организаторам не удалось создать цельного впечатления от представления. Зрители же явно не смогли оценить главную премьеру - сложный балет канадского хореографа "Новая работа Эдуарда Лока".

Первое отделение обоих вечеров было отведено под постановку Лока, которую вместе с его труппой La La Human Steps представляла классическая балерина, прима Мариинского театра Диана Вишнева, в очередной раз продемонстрировавшая свой редкий дар. Эдуард Лок, яркий авангардист и обладатель многих престижных балетных премий, включая награду "Бесси" и Benois de la Dance, в своей "Новой работе" смешал несколько искусств - танец, музыку и даже кино. Во время одноактного балета три раза на сцену опускались экраны, транслировавшие видео. Не менее важную роль в балете сыграл свет - артисты танцевали в конусах и кругах света на темной сцене, перепрыгивая и перебегая из одного яркого пятна в другое.

Как таковой сюжет в балете Лока отсутствует, несмотря на то что он основан на двух операх эпохи барокко - "Дидона и Эней" Генри Перселла и "Орфей и Эвридика" Глюка, и соответственно, двух историях любви. В нем осталась главным образом любовная тема. Музыку для балета, которая по сути является самостоятельным произведением, оторванным от танцевального действия, деконструировал композитор Гэвин Брайерс. Хореограф хотел понять, могут ли танец и музыкальное сопровождение существовать параллельно, независимо друг от друга: именно поэтому в балете иногда звучит музыка, а на сцене ничего не происходит; иногда, наоборот, артисты танцуют в тишине.

Главное же отличие балета Лока, которое в действительности повлияло как на сложность его восприятия, так и на ощущение от других номеров, стала его резкость, сложность и скорость. Артисты выполняют различные танцевальные па с молниеносной быстротой, постоянно перемещаясь по сцене. Из-за этого их движения трудно разделить на фрагменты, и порой кажется, что на сцене постоянно что-то мельтешит. Кроме того, в хореографии Лока особое значение отводится рукам: балерины их вскидывают, заламывают, напоминая то раненых птиц, то летучих мышей.

Зрителю, ожидавшему от концерта более понятных дуэтов и получивших их во втором отделении, было сложно оценить постановку Лока и с хореографической и с культурной точек зрения. Несмотря на то что мастерство хореографа и танцоров не поддается сомнению, реакция на балет канадца должна была быть куда более яркой. Не в последнюю очередь неадекватной оценке способствовала площадка - Кремлевский дворец не подходит для такого рода постановок, которые хочется, несмотря на экраны, лучи света и даже музыкантов на сцене, поместить в более камерную обстановку.

Программа дивертисментов в оба дня отличалась, повторялись лишь несколько номеров: Transparante хореографа Рональда Савковича в исполнении артистки балета Большого театра Анастасии Винокур и солиста Американского балетного театра Даниила Симкина. Также оба вечера на сцене Кремля исполнялась миниатюра Начо Дуато, прославленного испанца и художественного руководителя балетной труппы Михайловского театра, которого в России уже успели полюбить. "Потерянное сердце" Дуато танцевали Светлана Лунькина из Большого и Леонид Сарафанов из Михайловского театра. Первый же номер, отличающийся незамысловатостью и мелодичностью, своим повторением, видимо, обязан официальному организатору проекта - фонду в поддержку культуры и искусства Владимира Винокура.

В Кремле показали дуэты в хореографии Уильяма Форсайта, Мориса Бежара, Джона Крэнко, Джона Ноймайера - последний был специальным гостем гала-концертов. Во второй день солисты Баварского государственного балета танцевали дуэт из самого известного и "танцевального" балета Ноймайера "Дама с камелиями". Дивертисменты публика принимала более воодушевленно, особенно ритмичные и полуакробатичные номера; лирические и классические сюжеты сдержаннее.

Тем не менее, многие постановки на фоне танца вывернувшихся наизнанку артистов Лока в действительности получились где-то наивными, а где-то устаревшими, хотя хореографию лучших балетмейстеров второй половины XX и начала XXI веков "древней" назвать никак нельзя. Просто любое искусство теряет свою остроту и актуальность быстро. Современный авангардный балет и физически, и концептуально намного сложнее, однако столичная публика, которая, только попав в зал, уже стремится в буфет и гардероб, до него еще не доросла.

< Назад в рубрику