Рокировка, в ходе которой президент Дмитрий Медведев и премьер Владимир Путин поменяются местами, лишит нынешней работы вице-премьера, министра финансов России Алексея Кудрина. Финансист, чьи заслуги перед бюджетом сложно переоценить, заявил, что расходится во взглядах и не будет работать с Медведевым, но готов занять любую должность, чтобы поспособствовать реформам в стране. Демарш министра, который является воплощением макроэкономической стабильности России, пришелся не ко двору: мировая экономика все глубже погружается в кризис, а значит новому правительству придется несладко.
Правительство, в отличие от Госдумы, в последние годы было местом для дискуссий и Алексей Кудрин, верный сторонник и давний знакомый Владимира Путина, играл в нем если не первую, то уж точно вторую скрипку. Глава Минфина, признанный в 2010 году лучшим министром финансов года журналом Euromoney, неоднократно позволял себе вступать в полемику с коллегами, Думой и президентом. Склонность Кудрина к жесткой бюджетной политике всегда болезненно воспринималась критиками. В результате министр, Стабфонд которого помог России относительно уверенно пройти кризис 2008-2009 годов, нажил себе целую армию врагов среди политиков и чиновников разного ранга, включая президента Медведева, которого Кудрин не стесняясь критиковал за бюджетный популизм.
В феврале 2011 года Кудрин, чьей основной заботой в год выборов стало удержание расползающегося во все стороны бюджета, обрушился на коллег с критикой с трибуны Красноярского форума, за которым в России закрепился ярлычок "самого либерального" в России. Министр финансов предупредил делегатов, что вертикаль власти постоянно путается в приоритетах, что чревато стагнацией экономики. Кудрин не забыл "пнуть" коллег и за три сотни утвержденных и готовящихся концепций и стратегических программ, которыми одновременно должны руководствоваться чиновники, и которые толком не обеспечены рублем.
С трибуны, с которой за три года до него свою экономическую программу зачитывал кандидат в президенты Дмитрий Медведев, Кудрин заявил, что для него было шоком услышать обещание Медведева потратить на модернизацию армии сумму в 20 триллионов рублей за 10 лет. Данные траты неприемлемы в то время, когда ради балансировки пенсионной системы государство вынуждено повышать налоги. В итоге министр, известный как ярый сторонник снижения дефицита бюджета, прошелся по обещаниям Медведева, щедрость которого явно вызывает у Кудрина раздражение, заодно поставив под сомнение и эффективность экономической политики в условиях действующей конфигурации власти.
Владимир Путин, который сконцентрировался на экономической политике после 2008 года, неоднократно публично хвалил Кудрина за бюджетное скупердяйство, часто солидаризируясь с фрондерствующим Минфином в моменты, когда финансисты входили в жесткий клинч с коллегами из Минэкономразвития и администрацией Медведева. Недаром перед объявлением о рокировке тандема именно Кудрин считался одним из основных претендентов на премьерский пост в случае возвращения Путина в Кремль.
Источники газеты "Коммерсантъ" уверяют, что Кудрин "очень хотел возглавить правую партию и как идейный, авторитетный человек теоретически мог сделать хороший проект". Но главу Минфина в Думу якобы не пустили, пообещав пост премьера при следующем президенте.
То, что этого не случилось, видимо, было неожиданностью и для Кудрина. В сентябре 2011 года Кудрин на саммите Reuters заявил, что правительство России, обновленное после выборов президента, вернется к экономическим реформам, а на вопрос, готов ли он участвовать лично в этом процессе, Кудрин ответил, что ему было бы не скучно заняться преобразованиями в любой должности.
"Если проводить реформы активно - то это не скучно. И если мы готовы их проводить, то я готов работать на любых позициях, которые этому бы способствовали. Если же активных преобразований не будет, то да, это будет менее интересно. Поэтому - посмотрим", - заявил министр, добавив, что многое из задуманного реформаторами в правительстве реализовать не удалось, но движение к реформам необратимо. "Можно ли уповать на группу лиц, которые придут и сделают (после выборов)? И да, и нет - это как (фишка) ляжет", - отметил Кудрин, чтобы через 10 дней признать, что фишка легла не так, как он ожидал.
Сейчас министр говорит, что готов биться за реформы на любой другой позиции в структуре власти, но только не под началом Медведева. Похоже, именно то, что премьер предпочел увидеть на посту главы правительства действующего президента, сделало уход Кудрина из Белого дома неминуемым. Ведь, согласно подсчетам газеты "Ведомости", именно Медведев в последнее время является главной причиной роста бюджетных расходов, тогда как Путин занимает более скромное второе место.
"Игра в предвыборные решения, которые существенно изменяют баланс бюджета, оказалась больше, чем я ожидал. Даже я в такой степени это не прогнозировал. При том, что они иногда идут вразрез со среднесрочной и долгосрочной устойчивостью как макроэкономики, так и бюджета", - среди прочего заявил на саммите Reuters Кудрин в начале сентября. Тогда же министр перечислил и наиболее раздражающие его решения, вспомнив о повышении пенсии за счет увеличения страховых взносов, предвыборное снижение этих взносов для части бизнеса на два года, увеличивающее дефицит пенсионной системы, а также вновь упомянул перевооружение армии за 20 триллионов рублей, которое "сейчас источниками в принципе не обеспечено вообще".
С приближением выборов бюджетная политика стала "более рискованной", что никогда не нравилось Кудрину, который по мере возможностей сдерживал курс на крупные инфраструктурные госинвестиции. С позиции чиновника, который вынужден постоянно бороться против бюджетного популизма, Кудрин в основном и выступал с критикой в адрес начальства. Министр пояснял, что принятые тандемом решения неизбежно приведут либо к повышению налогов, либо – к резкому сокращению расходов за счет проведения пенсионной реформы, которая предусматривает повышение пенсионного возраста. При этом министр отмечал, что "решения нужно принимать не в момент кризиса, когда денег уже нет", а немедленно.
Сейчас России нужно правительство "камикадзе", которое после ухода нацлидера в Кремль сможет взяться за реформы. В случае, если Кудрин прав, и от реформ действительно не будут бежать, то следующий глава правительства рискует заработать невиданную со времен Гайдара "популярность" в народе. До сих пор именно Кудрин в России сильнее других горел желанием проводить эти реформы, поэтому его "бегство" с передовой может напугать кого угодно. Особенно сейчас, когда мировую экономику, по словам главы Минфина, ждет "потерянное десятилетие", и далеко не факт, что российскую ждет "десятилетие приобретений", как этого желает Кудрин.
Пресс-секретари президента и премьера призывают не делать преждевременных выводов и прекратить спекуляции на тему будущего формирования правительства, однако в условиях, когда главной интригой весны 2012 года неожиданно оказалось пустое кресло министра финансов, данные просьбы, похоже, будут проигнорированы. К сожалению, съезд "Единой России" 24 сентября показал, что обсуждать, кто займет пост главы Минфина, сейчас столь же бессмысленно, как и то, будет ли выбор министра для следующего правительства делать Путин или Медведев. Или они оба.