Премьер-министр Владимир Путин 27 сентября назначил исполняющим обязанности министра финансов Антона Силуанова, бывшего зама Алексея Кудрина. Назначение, как подчеркнул Путин, "согласовано" с президентом Дмитрием Медведевым. Впрочем, вал слухов о том, кто будет настоящим сменщиком Кудрина в министерстве, решение тандема не остановило: в деловых СМИ и экспертных кругах Силуанова сочли фигурой временной.
По словам Владимира Путина, курировать финансовый блок правительства отныне будет Игорь Шувалов. В отличие от назначения Силуанова эта перестановка имеет шансы стать долговечной: вряд ли на посту министра финансов в правительстве Путина появится человек, который будет по авторитету сопоставим с Алексеем Кудриным и тем же Шуваловым.
Назначение Шувалова ответственным за экономический блок более или менее означает, что министром финансов он не станет. Впрочем, такое назначение, если бы оно состоялось, выглядело бы и без того весьма странно, особенно учитывая, что у Шувалова нет экономического образования, а вопросами бюджетной политики он в правительстве никогда плотно не занимался.
За последние несколько дней в прессе появилось с десяток имен, которые могут рассматриваться как потенциальные претенденты на пост министра финансов. Всех их условно можно разделить на три категории: заместители Кудрина, высшие чиновники правительства, Кремля и ЦБ и, наконец, менеджеры из бизнеса.
Согласно официальному сайту Минфина, у Кудрина было семеро заместителей: помимо уже упоминавшегося Силуанова, это Татьяна Нестеренко, Сергей Шаталов, Сергей Сторчак, Александр Новак, Алексей Саватюгин и Алексей Лавров.
В принципе, все они могли бы теоретически стать руководителями Минфина. Однако на самом деле из числа реальных претендентов стоит исключить Алексея Лаврова, который стал замом Кудрина только в июне 2011 года. Вряд ли кресло министра финансов достанется и Сергею Сторчаку. Судя по тому, как долго (с ноября 2007 по январь 2011 года) Сторчак находился за решеткой по делу, которое в итоге рассыпалось, у него есть недоброжелатели среди высшего руководства страны. Кроме того, Кудрин всегда активно поддерживал Сторчака, что в условиях критики бывшего главы Минфина Дмитрием Медведевым вряд ли может стать плюсом.
Из оставшихся заместителей Кудрина наиболее предпочтительные шансы у Татьяны Нестеренко, которая представляла Минфин на последнем заседании правительства, и Сергея Шаталова, которого наиболее вероятной кандидатурой считает инвестбанк Goldman Sachs. Источники "Интерфакса", в свою очередь, обращают внимание на Александра Новака. Он пришел в Минфин накануне кризиса 2008 года и ровно в то время, когда до СМИ дошли слухи о потенциальной отставке Кудрина.
Что касается самого Силуанова, то сразу после его назначения практически все, кто комментирует отставку Кудрина, сошлись на том, что он является опытным специалистом, но, скорее всего, временным министром. Кстати, по словам самого Кудрина, которые передавала газета "Ведомости" 28 сентября, бывший глава министерства финансов считает своего сменщика способным исполнять обязанности министра. Кудрин также назвал своего бывшего подчиненного "карьерным" назначенцем, объяснив, что Силуанов всю свою жизнь проработал в Минфине.
Занять должность министра финансов наверняка хотели бы не только сотрудники этого министерства, но и другие чиновники. Сразу же после отставки Кудрина научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин заявил, что одним из наиболее вероятных претендентов на пост руководителя Минфина считает помощника президента Аркадия Дворковича.
Кандидатура Дворковича кажется действительно сильной, особенно если учитывать, что Медведев с большой долей вероятности после 2012 года займет кресло премьера. Смущает только его относительная оппозиционность (это Дворкович после того, как Путин выдвинулся в президенты, написал в своем твиттере "Да уж, нет поводов для радости"). Кроме того, неизвестно, насколько бюджетное планирование будет интересно самому Дворковичу: он в 1990-х годах, конечно, работал в экономической экспертной группе (ЭЭГ) при Минфине, но ему, кажется, всегда была больше интересна макроэкономика, а не бухгалтерия.
Еще одним претендентом на пост главы Минфина в СМИ называют министра здравоохранения Татьяну Голикову. Она была заместителем министра финансов практически все 2000-е годы, после чего, в 2007 году, пошла на повышение и возглавила целое министерство. О том, как Минздрав работает под началом Голиковой, можно спорить, но это не отменяет того, что ее позиции в правительстве за последнее время только укрепились. Навыки же бюджетного планирования у жены министра промышленности Виктора Христенко должны были остаться.
В 2008 году, когда пошли первые слухи об отставке Кудрина, СМИ со ссылкой на анонимные источники сообщали, что кресло главы Минфина хотел бы занять министр обороны Анатолий Сердюков. Сейчас этот чиновник в "коротких списках" не значится, хотя его назначение (учитывая, что Медведев и Кудрин поссорились именно из-за военных расходов) выглядело бы сильно. Дополнительного веса Сердюкову придает то, что военные заботы для него всегда были относительно чужими: в начале 2000-х он работал в Федеральной налоговой службе, а в Минобороны перешел в феврале 2007 года, причем для многих это назначение стало полной неожиданностью.
Наконец, есть шансы на назначение в министерство финансов у двух представителей ЦБ: руководителя Банка России Сергея Игнатьева и его заместителя Алексея Улюкаева. Оба они в свое время успели поработать в должности заместителей министра финансов, а уж состояние резервов страны знают получше многих чиновников из правительства. Правда, у Минфина и ЦБ в последнее время не возникало конфликтов, так что назначение в Минфин человека из ЦБ может означать продолжение курса Кудрина. Нужно ли это тандему Путина с Медведевым, непонятно.
Не исключено, что в ближайшее время на посту министра финансов можно будет увидеть и какое-нибудь новое, непримелькавшееся лицо. Впрочем, СМИ, обсуждая кандидатуры потенциальных сменщиков Кудрина, обычно напирают на тех менеджеров, которые сейчас не работают в правительстве, но когда-то там занимали видные посты.
В частности, сразу же после отставки Кудрина в СМИ стала мелькать фамилия бывшего министра финансов Михаила Задорнова, который сейчас возглавляет "ВТБ 24". Он, впрочем, руководил Минфином не в самое удачное для российской экономики время - с 1997 по 1999 год. Для Путина назначение Задорнова означало бы возврат к чиновникам, которые ассоциируются еще с "ельцинской командой", что для него вряд ли приемлемо.
Поспешил заверить журналистов, что его в Минфин не звали, и руководитель ВЭБа Владимир Дмитриев. В список газеты "Коммерсантъ" также вошел глава ВТБ Андрей Костин. Его, кстати, Алексей Кудрин тоже активно поддерживал (долгое время Кудрин руководил наблюдательным советом госбанка). Особенно ярко это выразилось после дела с покупкой ВТБ Банка Москвы, когда финансовая организация попросила у государства сотни миллиардов рублей в качестве льготных кредитов, необходимых для исправления ситуации в Банке Москвы. Пролоббировать выделение средств без Кудрина было бы намного сложнее.
Среди глав госбанков есть и еще один человек, способный занять кресло министра - руководитель Сбербанка Герман Греф. Впрочем, сам Греф уже заявил, что у него действует контракт со Сбербанком на следующие четыре года. Да и не факт, что руководителю банка должность в правительстве может приглянуться: в конце концов, Греф уже работал министром экономического развития, снискав славу одного из самых непопулярных чиновников. В то же время в Сбербанке у Грефа дела идут прекрасно - банк уже второй год отчитывается о рекордных прибылях.
28 сентября газета "Известия" со ссылкой на пресс-секретаря Путина Дмитрия Пескова написала, что назначение нового руководителя Минфина "будет неожиданным". Однако из разнообразных шорт-листов, составленных банкирами, журналистами и экспертами, видно, что, по всей видимости, совершенно новых людей для российской политики на этом посту не будет.