На торгах в США 28 сентября акции российского поисковика "Яндекс" упали на 13 процентов. На рынке связали это с излишней откровенностью руководителя компании Аркадия Воложа, который рассказал представителям хедж-фондов о смутных перспективах "Яндекса". Впрочем, в последние недели акции "Яндекса" падали и без заявлений Воложа: ценные бумаги интернет-компаний, которые в середине 2011 года казались едва ли не спасением на фоне обвала рынков, стали снижаться вместе с акциями из других секторов экономики.
На резкое падение акций "Яндекса" на бирже Nasdaq в США обратили внимание всего лишь несколько изданий. Между тем, обвал ценных бумаг был достаточно странным: он не был вызван ни мировой конъюнктурой (индекс Nasdaq по итогам дня упал всего на два процента), ни новостями от самого "Яндекса" — поисковик не публиковал отчетов, его представители не делали резких публичных заявлений. Последняя новость в пресс-релизах "Яндекса" датируется 20 сентября, и в ней говорится, что поисковик стал предоставлять услуги в Турции. Вряд ли эта новость могла резко понизить стоимость акций компании.
Одним из изданий, которые обратили внимание на поведение акций "Яндекса", был сайт газеты Barron's. В нем появилась заметка опытного журналиста Тирнана Рэя (Tiernan Ray). Он связал обвал акций "Яндекса" с посещением офиса компании представителями нескольких крупных хедж-фондов.
По данным Рэя, встречу могли организовать представители инвестбанка Goldman Sachs, одного из координаторов IPO "Яндекса", которое состоялось в конце мая 2011 года. На встрече генеральный директор "Яндекса" Аркадий Волож якобы признал, что доля его компании в поиске в Рунете стала снижаться, а доля Google – значительно выросла.
Именно это заявление, по мнению Рэя, и могло спровоцировать обвал. В дополнение к своим словам он опубликовал письмо руководства "Яндекса" акционерам. В нем признается, что Аркадий Волож был откровенен с инвесторами. Это, по мнению представителей "Яндекса", могло быть неправильно понято представителями хедж-фондов.
Кроме того, в "Яндексе" заверили, что намерены бороться за долю рынка, а рост показателей Google связан с тем, что многие пользователи стали переходить на Chrome, браузер, разработанный американской компанией. Кроме того, в "Яндексе" вспомнили 2007 и 2008 годы, когда доля "Яндекса" в поиске стала падать, но потом опять выросла.
В дополнение к письму в "Яндексе" заявили, что не меняют прогноз по годовой выручке, даже несмотря на снижение доли в поиске.
Насколько аргументы руководства компании оказались убедительными, можно судить по электронным торгам на Nasdaq до открытия биржи 29 сентября. К 15:00 по московскому времени на премаркете акции "Яндекса" подорожали менее чем на процент, хотя обычно после столь резких падений следует значительная коррекция.
Случай с откровенностью Воложа и реакцией на эту откровенность представителей хедж-фондов — случай уникальный в российской практике. Однако если посмотреть на график стоимости акций "Яндекса", то можно увидеть, что ценные бумаги интернет-компании стали падать задолго до злополучной встречи.
Во время IPO "Яндекс" продавал акции инвесторам по 25 долларов за штуку. Уже за первый день торгов они выросли более чем на 55 процентов и достигли своего пика в 38,84 доллара. Потом инвесторы чуть-чуть снизили стоимость акций "Яндекса", но весь июнь они стабильно держались выше 30 долларов, а в конце июля подросли до 38,5 доллара.
После достижения этой отметки акции "Яндекса" начали дешеветь. В августе падение ускорилось из-за общемирового спада на фондовых биржах, но ценные бумаги компании все равно держались выше цены размещения. Устояли выше отметки в 25 долларов за одну ценную бумагу акции и когда трейдеры начали активно играть на понижение в середине сентября. А вот в конце месяца ценные бумаги все же не устояли: за несколько дней до обвала на 13 процентов акции "Яндекса" торговались то чуть выше отметки в 25 долларов, то чуть ниже.
Любопытно, что практически тогда же произошел обвал ценных бумаг Mail.Ru Group на Лондонской фондовой бирже (LSE). В начале сентября депозитарные расписки на акции компании стоили больше 36 долларов, в конце — меньше 31 доллара. Самый значительный обвал произошел в период с 20 по 23 сентября. Снизились акции компании и 29 сентября — не исключено, что на настроениях трейдеров сказалось резкое падение ценных бумаг "Яндекса".
Другие российские интернет-компании на иностранных фондовых площадках не представлены, поэтому их обычно сравнивают с зарубежными сайтами. Так, социальная сеть LinkedIn, которая разместила акции на бирже вскоре после "Яндекса", 28 сентября подешевела на четыре процента, а за последние три месяца — почти на 10 процентов.
Инвестиции в лидеров рынка — Google и Yahoo! - на этом фоне выглядят очень удачными. Так, Google за последний месяц смог вырасти на 0,38 процента, а Yahoo! - сразу более чем на 11 процентов.
Тем не менее, торги последних недель показали, что инвестиции в ценные бумаги интернет-гигантов не являются гарантией сохранности сбережений. Еще в середине лета казалось, что вложения в IPO интернет-компаний практически точно гарантируют высокий доход. Сейчас понятно, что они подвержены мировой конъюнктуре так же, как и другие сектора экономики: мировая рецессия вряд ли может привести к тому, что люди будут меньше пользоваться интернетом, но вот на активности рекламодателей сказаться может.
В этом смысле показательно, что социальная сеть Facebook, по последним слухам, перенесла свое IPO на конец 2012 года. Ранее сообщалось, что сеть может выйти на рынок либо в конце 2011 года, либо весной 2012-го. Однако Марк Цукерберг и его коллеги, видимо, решили не надеяться на любовь рынка к интернет-компаниям, не подкрепленную благоприятной конъюнктурой.