Россия
21:23, 30 сентября 2011

Его итоги Медведев объяснил все про себя, Путина и "Единую Россию"

Вечером 29 сентября Дмитрий Медведев собрал руководителей трех федеральных телеканалов и дал им незапланированное интервью. В нем глава государства объяснил, почему следующим президентом будет не он, а Владимир Путин, пообещал, что россияне сами выберут себе власть, а также заявил, что "любой политический деятель может пролететь на выборах".

Идея дать такое интервью у Дмитрия Медведева, похоже, родилась спонтанно. Информация о беседе президента с Константином Эрнстом, Олегом Добродеевым и Владимиром Кулистиковым появилась лишь в ночь на пятницу - как объяснила "Коммерсанту" пресс-секретарь Медведева Наталья Тимакова, "президент посчитал необходимым изложить свое видение ситуации в стране в продолжение тех решений, которые были обнародованы на съезде 'Единой России'".

Зачем ему это понадобилось, понятно - слишком уж много вопросов накопилось к нему после исторического объявления о том, что на выборы пойдет не он, а Владимир Путин. Ничего принципиально нового Медведев, впрочем, не сказал - многие тезисы этого интервью в том или ином виде содержались в других выступлениях главы государства. Никаких острых вопросов не последовало и от руководителей трех крупнейших телеканалов, которые уже давно рассматривают такие встречи с президентом не как интервью, а как дружеские посиделки в Горках. Однако некоторые высказывания Медведева все же оказались любопытными - в первую очередь, из-за возможности их двоякой трактовки.

Президент-амбиция

Главный вопрос президенту, немым укором застывший в устах многих россиян, был связан с тем, почему именно Путин, а не Медведев будет руководить страной в ближайшие годы. Всего три месяца назад Дмитрий Медведев в интервью The Financial Times заявлял, что "любой руководитель, который занимает такую позицию, как президент, просто обязан хотеть баллотироваться". Резонно предположить, что в таком случае Медведев тоже хотел баллотироваться, однако планы изменились. Как объясняет теперь сам президент, решение выдвинуть Путина было связано главным образом с его популярностью в народе.

"Мне, конечно, приятно сознавать, что к действующему президенту сохраняется достаточно высокая степень доверия, он обладает приличным для нынешней ситуации избирательным рейтингом. Но, с другой стороны, я обращаю внимание на то, что премьер-министр Путин, безусловно, в настоящий момент самый авторитетный политик в нашей стране, и его рейтинг несколько выше", - заявил Медведев, подчеркнув, что
"главная амбиция" для него лично заключается "в том, чтобы приносить пользу своей стране и своему народу".

Если слова Медведева о рейтинге - правда, и они с Путиным действительно разыграли кресло президента исходя лишь из результатов опросов общественного мнения, то нельзя не упомянуть об этих цифрах, решивших судьбу страны. Согласно последнему опросу ВЦИОМа (проведен 24 сентября), деятельность президента Медведева одобряют 59 процентов россиян, в то время как деятельность премьера Путина - 61 процент. Таким образом, разница между ними составляет лишь два процента (в середине сентября было и того меньше - всего один) при обычной статистической погрешности в 3,4 процента.

Дмитрий Медведев с руководителям федеральных каналов: "Первого", ВГТРК и НТВ. Фото РИА Новости, Дмитрий Астахов
Lenta.ru

То, что особой разницы между Медведевым и Путиным нет, подтвердил и сам президент, заявив о неприемлемости споров двух людей, представляющих одну политическую силу. "У нас есть, может быть, свой набор привычек, тем не менее мы имеем очень близкие позиции по большинству стратегических вопросов, да, по сути, по всем стратегическим вопросам развития страны, и по тактическим тоже. Мы что, должны конкурировать? Мы должны ссориться, ругаться?", - возмутился президент, предложив перенести российские реалии на американский опыт: "Ну, вот можем себе представить такую ситуацию, что, например, Барак Обама начал бы конкурировать с Хиллари Клинтон? А я напомню, что они оба были в отборе на должность президента. Ну невозможно себе представить!"

Вообще-то возможно, и уж тем более, если говорить о Бараке Обаме и Хиллари Клинтон, которые ожесточенно боролись за пост президента в 2008 году. Следуя логике Медведева, в той предвыборной гонке Клинтон, Обаме и другим кандидатам-демократам стоило договориться между собой, отделавшись какой-нибудь бессмысленной фразой для избирателей типа: "Мы хотим достигнуть политического результата, не будем толкаться локтями". А вот это как раз представить себе невозможно.

Президент-перестраховщик

Еще один вопрос, который наверняка не дает спать многим политологам (особенно тем, кто не угадал), касается президентской интриги, которую Медведев и Путин поддерживали последние четыре года. Как уверяет Медведев, говоря о том, что он не исключал для себя выдвижения на второй срок, он был предельно честен с избирателем.

"Жизнь могла внести совершенно особые, парадоксальные коррективы. А если бы изменились избирательные предпочтения у людей по каким-то причинам? Я должен это учитывать. Поэтому когда я говорил о том, что я этого не исключаю, я, конечно, никого не обманывал, жизнь могла развернуться самым неожиданным образом", - заявил Медведев. "Тем не менее договоренности у нас уже были", - добавил он, оставив висеть в воздухе вопрос о том, когда именно была достигнута та самая договоренность.

Интересен и ответ Медведева на другой вопрос, касающийся укоренившегося мнения о том, что смысла в выборах в России уже никакого нет. "Считаю эти рассуждения абсолютно безответственными, лукавыми и даже провокационными, - отрезал президент. - А если люди откажут в доверии Медведеву и Путину? Любой политический деятель может "пролететь" на выборах. Никто ни от чего не застрахован. Какая предопределенность?"

Полупартийный президент

Говоря об отношениях с "Единой Россией", которые за годы его президентства у Медведева были не такие родственные, как у Владимира Путина, пока еще действующий глава государства отметил, что они с этой партией "шли все эти годы вместе". Как выясняется, особенно благодарен единоросам Дмитрий Медведев за то, что четыре года назад они выдвинули его на президентский пост (видимо, забыв о том, что в качестве президента его кандидатуру Путину предложили четыре партии: "Единая Россия", "Справедливая Россия", Аграрная партия и "Гражданская сила").

В прошлом осталась и критика, которую Медведев не раз адресовал партии власти. Еще два года назад Медведев просил "Единую Россию" "не просто царствовать, а проявлять ум, такт и силу", избавляться от "интриганов с дурными политическими привычками", а также "учиться побеждать в открытой борьбе". По всей видимости, все эти грехи "Единая Россия" смогла успешно побороть, поскольку теперь Медведев называет ее "самой близкой" ему политической силой.

Впрочем, вступать в партию президент не спешит - как и его наставник Владимир Путин, уступивший коллеге свое место в предвыборном списке единоросов. Вполне вероятно, что это связано именно с тем, о чем говорил президент чуть выше - о способности любого политика и партии пролететь на выборах. И если в своих силах тандем сегодня уверен, то в силах "Единой России", похоже, уже не очень.

Президент-реалист

Несмотря на то, что свое интервью Медведев давал еще в старой должности, он уже всерьез готовится возглавить правительство. Именно так можно объяснить обещание президента "кардинально обновить" кабинет министров, наполнив его новыми людьми, сделанное за полгода до формирования нового правительства. Впрочем, он тут же оговорился, подчеркнув, что "правительство нельзя трясти как грушу" (тогда как в мае президент называл грушей политическую систему в России).

Кое-что Медведев начал делать уже сейчас, выгнав министра финансов Алексея Кудрина, однако это, как утверждает глава государства, всего лишь "случай государственной дисциплины". "У меня такое ощущение, что он несколько пересидел в этой должности, ему, может быть, самому стало скучно. Он ко мне ведь приходил в феврале или в марте и сказал, что он понимает, что в будущем правительстве (кстати, он, конечно, не знал ни о каких раскладах, это понятно, ни о каких предложениях, с которыми мы обратимся к съезду) ему нет смысла работать, он уже очень давно работает министром финансов. Так что у него никаких иллюзий не было уже очень давно по этому поводу", - рассказал президент.

Делая заявления о своих реформаторских планах, Медведев не может не понимать, что он лишь разжигает огонь в глазах у чиновников, любящих менять свои взгляды в зависимости от политической конъюнктуры. Схожее мнение президенту высказал и Олег Добродеев, который, правда, имел в виду опасность бюрократической комы, в которую могут впасть многие чиновники после объявления о планах тандема. Медведев в ответ на это заявил, что уверен в удачности выбранного момента. "Нужно было объявить об этом решении в правильное время, иначе у аппарата, у чиновничества может, извините, "снести крышу". Я считаю, что мы сделали это не рано и не поздно", - сказал президент, решив не уточнять, чем же так хороша выбранная ими дата.

Президент-человек

Как это обычно и бывает, самые "человечные" вопросы президенту маститые журналисты оставили "на сладкое". Считается, что если задать Медведеву вопрос об интернете и его семье, ему это будет приятно, поэтому телевизионные боссы решили не упускать такую возможность, спросив президента о реакции блогосферы и его домашних на последние политические события.

Отвечая на поднявшийся в интернете вал комментариев по поводу выдвижения Путина в президенты, Медведев попытался успокоить всех, и в первую очередь, конечно, самого себя. "Есть люди, которые говорят: 'Ой, катастрофа, демократии конец'. А есть люди, которые рукоплещут и говорят: 'Ну вот, наконец-то, и пожестче еще надо'. Очень хорошо, что все эти взгляды есть. Я считаю, что власть в целом, не испытывая, конечно, давления, должна откликаться на то, что происходит в этой сфере, быть современной и принимать во внимание те позиции, которые высказываются, в том числе и в интернете".

Про семью получилось и того короче: "Вы знаете, семья у меня ко всему привычна, но они догадываются, что если состоится все то, о чем мы говорим, если выборы пройдут вот таким образом, если мы получим снова мандат на управление государством и правительством, то они вряд ли будут меня видеть чаще, чем видят сейчас. И это их, конечно, не радует, но они мне помогают во всем". Судя по всему, сейчас эта поддержка Медведеву нужна как никогда.

Интервью президента получилось довольно коротким, всего 25 минут, однако все, что Медведев хотел сказать, он в нем сказал. Вызов руководства федеральных телеканалов в Горки свидетельствует о том, что ему хотелось высказаться, может быть даже объясниться перед россиянами, и он это сделал ровно настолько, насколько ему позволяет это сделать сегодняшний статус. На политическое завещание интервью президента, конечно, не тянет, однако в декабре нас еще ждут традиционные "Итоги года с Дмитрием Медведевым". Впрочем, особо подводить уже больше нечего - все итоги года уместились в эти 25 минут, которые федеральные телеканалы покажут сегодня в 20:30.

< Назад в рубрику