30 сентября коллегия присяжных оправдала обоих обвиняемых по делу об аварии на атомной подводной лодке "Нерпа". Как заключили присяжные, следствию не удалось доказать, что несанкционированное срабатывание противопожарной системы, в результате которого на борту подлодки погибли 20 человек, произошло по вине командира и матроса атомохода.
Авария на АПЛ "Нерпа" произошла 8 ноября 2008 года. Во время ходовых испытаний в Японском море несанкционированно сработала система пожаротушения. В результате в несколько передних отсеков атомохода (включая центральный пост и жилые помещения) проникла ядовитая смесь фреона и тетрахлорэтилена. Всего на борту АПЛ в это время находились 208 человек, в том числе 81 военнослужащий, а также члены сдаточной команды и гражданские специалисты. В результате аварии 20 человек погибли - изначально предполагалось, что от отравления токсичными веществами, однако в июле было объявлено, что причиной смертей стало удушье. Еще около 40 человек получили ранения различной степени тяжести.
Следствие по делу об аварии на "Нерпе" длилось почти два с половиной года. Лишь в конце марта 2011 года военная прокуратура Тихоокеанского флота утвердила обвинительное заключение и передала дело в суд. Виновными в аварии на атомоходе следователи сочли двух человек: командира АПЛ гвардии капитана первого ранга Дмитрия Лаврентьева и старшину-контрактника Дмитрия Гробова. Капитана обвинили в превышении должностных полномочий с причинением тяжких последствий, матроса - в причинении смерти и нанесении тяжкого вреда здоровью вследствие ненадлежащего исполнения профессиональных обязанностей. По версии следствия, именно Гробов несанкционированно запустил систему пожаротушения.
С самого начала разбирательство сопровождалось конфликтом между подводниками и производителями атомных подлодок. Многие ветераны ВМФ заявляли, что к трагедии на "Нерпе" привели не непрофессиональные действия экипажа, а сбои в работе программного обеспечения и некачественное оборудование.
Кроме того, в ходе расследования выяснилось, что ядовитого тетрахлорэтилена в противопожарных системах быть попросту не должно было - согласно документации, в системах пожаротушения должен применяться только фреон. Утверждалось, что при замене части фреона на смертельный в высокой концентрации тетрахлорэтилен (концентрация ядовитого вещества в смеси составила 66%) закупщики сэкономили около пяти миллионов рублей. При этом закупка охлаждающих веществ осуществлялась через фирмы-однодневки.
Еще одна деталь. Обвиняемый Дмитрий Гробов в ходе следствия признал, что случайно запустил систему пожаротушения с клавиатуры одного из пультов. Однако на судебных слушаниях моряк от признательных показаний отказался, заявив, что давал их под давлением. В частности, заявил Гробов, ему угрожали и обещали "закрыть в СИЗО". По словам матроса, в момент аварии он не подходил к компьютеру и никак не мог запустить систему пожаротушения.
Адвокаты Гробова заявляли, что в уголовном деле доказательства вины Гробова отсутствуют. По словам одного из защитников, факт нажатия клавиш включения противопожарной системы не был задокументирован - несмотря на то, что каждое нажатие должно фиксироваться системами управления АПЛ. Следствие, рассказали адвокаты, не предоставило даже отпечатков пальцев с клавиатуры, с которой, по версии обвинения, был произведен запуск.
30 сентября, после нескольких недель слушаний, которые проходили в закрытом режиме, присяжные вынесли вердикт. Вина капитана Лаврентьева и старшины Гробова следствием не доказана, посчитали они. Вынесение приговора Тихоокеанским флотским военным судом должно состояться 5 октября, однако это формальность: по закону, на основании оправдательного вердикта присяжных не может быть вынесено обвинительное заключение суда.
Таким образом, обвиняемых в аварии на АПЛ "Нерпа" у следствия не осталось - ведь версия о том, что инцидент произошел по вине строителей АПЛ или закупщиков ингибиторов для противопожарной системы, была отвергнута. Сразу же после обнародования решения присяжных обвинение заявило, что с выводами коллегии не согласно - военная прокуратура Тихоокеанского флота намерена обжаловать приговор.
Очевидно, стратегия обвинения останется неизменной, да и вряд ли можно что-то поменять. До тех пор, пока считалось, что причиной гибели 20 человек на "Нерпе" стало отравление тетрахлорэтиленом, можно было говорить, что главными виновниками трагедии являются должностные лица, отвечавшие за оснащение систем пожаротушения подлодки. Однако заключение экспертов о том, что люди погибли от удушья, очевидно, выводит их из-под удара. Судебные эксперты доказали, что удушье наступило вследствие вытеснения кислорода охлаждающим веществом - в теории, не важно был это разрешенный фреон или токсичный тетрахлорэтилен. Признание несовершенства конструкции - тоже задача трудновыполнимая. Лодка строилась на экспорт, а сдать в аренду субмарину с настолько непредсказуемыми системами безопасности может быть проблематично.
Тем не менее без ответа остается вопрос: почему срабатывание противопожарной системы, которая вообще-то предназначена для спасения экипажа и оборудования в случае возгорания, привело к вытеснению кислорода и гибели людей? Ответ на него особенно интересен еще и потому, что инцидент на "Нерпе" стал седьмым в истории отечественного подводного флота случаем гибели моряков в связи с работой противопожарной системы.