Наука и техника
21:34, 5 октября 2011

Маленьких обижают Конфликт между инди-студией Mojang и издательством Bethesda дошел до суда

Правовая битва между гигантом игровой индустрии (издательством Bethesda, входящим в корпорацию ZeniMax) и маленькой инди-студией (Mojang, никуда не входит, управляется несколькими нердами) продолжается каких-то два месяца. Но это не мешает ей становиться с каждым днем все более запутанной и неоднозначной.

Судебными спорами вокруг интеллектуальной собственности в игровой индустрии никого не удивишь. Все или почти все крупные издательства рано или поздно сталкиваются с тем, что кто-то из "соседей" по бизнесу назвал свое очередное детище как-то очень знакомо. Или в маркетинге использовал что-то не то. А сколько патентных троллей (не к ночи будь помянут Тим Лэнгделл и его Edge Games) кормится вокруг этой прибыльной области - не сосчитать. Да и Bethesda известна своей страстью к тому, чтобы судиться по поводу и без повода (вспомним недавний суд против разработчиков MMO по Fallout, который компания с треском проиграла), так что при иных обстоятельствах трехактная пьеса "Bethesda против студии Mojang" не привлекла бы особого общественного внимания.

Но дьявол, как говорится, в деталях. А детали этой истории с каждым днем становятся все более запутанными и противоречивыми.

Акт первый. Завязка

Начиналось все довольно просто. Глава Mojang, Маркус Перссон (он же Нотч), написал в своем бложике на Tumblr проникновенный пост о том, что компания Bethesda (которую он уважает, нежно любит et cetera за ее игры) докопалась до мышей, вернее, до названия новой игры Mojang. Он рассказал, что примерно за полгода до этого (то есть где-то в самом начале 2011 года) его студия по совету своих юристов решила зарегистрировать торговый знак Minecraft. Чтобы, значит, оградить свое тогда уже популярное детище от возможных посягательств. И вместе с этим разработчики решили заполнить заявку на регистрацию торгового знака Scrolls - так они решили назвать свою новую игру. Мы, писал Нотч, погуглили даже, чтобы удостовериться, что раньше игры с таким названием не было.

Не нагуглив ни одного проекта под названием Scrolls, моджанговцы с чистой совестью отправили заявку и спали спокойно. А в августе в почте студии внезапно оказалось письмо, написанное юристами Bethesda. В нем говорилось, что Scrolls - это прямое нарушение прав издательства на интеллектуальную собственность, а конкретно - на серию игр TES, The Elder Scrolls. Мол, очень уж похоже ваше название на наше. Очень мы опасаемся, что какой-нибудь геймер увидит вашу игру в магазине, подумает, что на самом деле это наша игра. И купит! И будет страшно разочарован!

Мы, продолжает Нотч в своей записи, почувствовали себя неуютно от того, что кто-то решил, что если какое-то слово есть в его игре, то теперь он владеет правом на использование его в названиях любых игр. Моджанговцы обсудили проблему и пришли к выводу, что вряд ли у Bethesda что-то получится, но в качестве жеста доброй воли предложили добавить к названию своей игры подзаголовок. Но ответа на это предложение так и не получили. Вместо этого в студию пришла претензия на пятнадцати страницах от уже шведской юридической фирмы, которую Bethesda наняла для того, чтобы относительно честно отъять у разработчиков название их игры. Из письма Нотч узнал, что Bethesda подает в суд.

Само издательство происходящее никак не комментирует.

Занавес, антракт, читатели блога грызут орешки, обсуждают американское издательство, которое любит судиться со всеми подряд, и осуждают его стремление обобрать маленькую, но честную шведскую инди-студию. Мировая общественность битву века по большей части игнорирует.

Акт второй. Развитие действия

Семнадцатого августа в блоге Нотча появляется еще одна запись, в которой он рассказывает, что придумал, как можно разрешить конфликт с издательством. Разработчик предлагает не судиться, а сразиться. Quake 3, пишет Нотч, трое на трое. Если мы победим, вы с нами не судитесь. Если победите вы, мы поменяем название нашей игры.

Инновационный способ решать правовые конфликты мигом привлекает всеобщее внимание. Обращение Нотча разлетается по блогам и форумам, там образуются команды болельщиков, и кто-то сразу предлагает делать ставки.

Скриншот Quake 3
Lenta.ru

Но, как ни странно, Bethesda такое предложение не устраивает, поэтому она игнорирует воззвание своего противника, чем страшно разочаровывает поклонников. А потом и сам Нотч признается, что матч в Quake 3 был не самой лучшей идеей, потому что, мол, в Bethesda есть несколько сильных игроков (очевидно, он вспомнил, что издательство принадлежит той же компании, что и небезызвестная студия id Software, возглавляемая небезызвестным Джоном Кармаком).

Попутно Перссон рассказывает, что юристы обеих компаний пытаются уладить вопрос пока вне суда, но все это "ужасно скучно", поэтому никаких подробностей не будет. Саму претензию Нотч обзывает "липой" и говорит, что, мол, Bethesda вот-вот выпустит игру Rage и компанию почему-то совсем не смущает, что у Sega уже была серия Streets of Rage!

Bethesda продолжает отмалчиваться.

Занавес, антракт, читатели Нотча, многочисленных форумов, новостных сайтов и других блогов грызут орешки и осуждают струсившую Bethesda. Букмекеры с разочарованием объявляют о том, что нет боя - нет и ставок.

Акт третий. Кульминация

В течение нескольких недель о том, что происходит между Bethesda и Mojang, почти ничего не слышно. Но 27 сентября в своем твиттере Нотч пишет о том, что конфликт таки будет разбираться в суде, а 29 числа того же месяца раскрывает тему в Tumblr. Суть его судьбоносного послания сводится к тому, что в досудебном порядке договориться двум компаниям не удалось и Bethesda отправила в Mojang все судебные материалы, которые "я сам не читал, но зато читали наши юристы" (ссылка на материалы прилагается, так что все владеющие шведским могут с ними ознакомиться).

К этому моменту у интернет-общественности уже складывается окончательное представление о том, что происходит. Злая Bethesda пытается обидеть маленьких, отнять у разработчиков название игры и чуть ли не последний кусок хлеба. Но 3 октября на Kotaku появляется любопытная статья о том, что в этом деле все не так однозначно. Журналисты Kotaku раскопали заявку Mojang на регистрацию торгового знака Scrolls, и там обнаружились крайне интересные подробности о том, что же именно хотела получить шведская студия.

Так, разработчики хотели "застолбить" слово Scrolls не только в области игр, но и во многих других областях, включая теле- и радиопередачи, компьютерное обеспечение и даже выпуск одежды (что, кстати, является нарушением уже существующего товарного знака Scrolls, принадлежащего Регине Гроган). Новая информация несколько подкашивает образ невинной Mojang, страдающей из-за злобных корпоративных юристов, и пользователи вовсю начинают обсуждать, что маленькая, но хитрая студия пытается нажиться на невинном крупном издательстве.

Репутацию студии пытается восстановить Нотч. Он публикует в своем блоге новую версию того, как шли переговоры с Bethesda в начале августа. Теперь глава Mojang утверждает, что его студия хотела вообще отказаться от прав на торговый знак, но и этот вариант американских издателей почему-то не устроил. "Из каких бы побуждений они с нами ни судились, дело не в том, что они боятся, будто мы зарегистрируем торговый знак "Scrolls" - мы ведь хотели от него отказаться", - добавляет Перссон.

Несколько смазывает его новое выступление лишь то, что он не уточняет, на каких, собственно, условиях студия хотела "передать" Bethesda права на торговый знак.

По сложившейся традиции, само издательство эти внезапно всплывшие факты не комментирует.

Финал у этой пьесы открытый: дальнейшие бои за Scrolls будут проходить не только в бложике шведского разработчика, а в первую очередь - в шведском суде. И с учетом того, как путается в показаниях глава Mojang, раньше казавшийся невинной жертвой корпоративных юристов, вердикт судей может стать для всех участников этой истории еще одним большим сюрпризом.

< Назад в рубрику