7 октября грузинский миллиардер Бидзина (Борис) Иванишвили, недавно объявивший о намерении заняться политикой, конкретизировал свои планы. Он открыто выступил против Михаила Саакашвили и заявил, что будет бороться за смену власти в стране. К власти в Грузии, согласно плану Иванишвили, должна прийти его партия (которая пока еще не создана), победив на парламентских выборах 2012 года. Сам бизнесмен при таком сценарии готов взять на себя роль премьер-министра или спикера парламента.
Михаилу Саакашвили миллиардер выдвинул, в общем, стандартный набор претензий, с которыми на протяжении последних лет выступала грузинская оппозиция (и о солидарности с которой бизнесмен пока не заявлял). Руководство страны он обвинил в "неслыханном насилии над бизнесом", "агрессивном разгоне демонстраций", "фальсификации выборов", "монополизации власти", создании "машины лжи" и других прегрешениях. В списке не оказалось разве что обвинений в утрате Абхазии и Южной Осетии, в которой оппозиция также винит Саакашвили (хотя стандартный для оппозиции пассаж о готовности вернуть контроль над Абхазией и Южной Осетией в заявлении бизнесмена присутствует).
Что будет представлять собой партия, которую Иванишвили намерен противопоставить Саакашвили, пока неизвестно. Неясно также, с кем она будет сотрудничать (в заявлении миллиардера об этом пока говорится довольно туманно - что он намерен "объединить здоровые силы").
Впрочем, недостатка в союзниках у миллиардера не будет. У его дверей, как прогнозирует грузинский политолог Гия Хухашвили, "выстроится очередь". "Придут все - активная интеллигенция, неправительственный сектор, политики", - считает он.
Некоторые, похоже, уже готовы занять в этой очереди место. "Фактор денег очень важен в политике, - с энтузиазмом заявил лидер оппозиционной Народной партии Коба Давиташвили. - Я убежден, что очень много сил прилипнет к партии Иванишвили только ради денег". Оппозиционер при этом поспешил добавить, что сам считает такую мотивацию "несчастьем для партий". Однако дал понять, что к сотрудничеству с миллиардером все же готов. "Мы очень заинтересованы в том, чтобы приобрести реального соратника", - сообщил лидер НП.
Желающие, как выразился оппозиционер, "прилипнуть" к новому политическому проекту, могут надеяться на то, что денег его создатель жалеть не будет. Миллиардер, к примеру, уже объявил, что желает обзавестись в Грузии телеканалом, имеющим лицензию на трансляцию информационных программ. При этом он сообщил потенциальным продавцам (владельцам телеканалов, вещающих на территории республики), что готов заплатить за медиа-ресурс в три раза больше его рыночной стоимости.
Более того, через два года после покупки он пообещал вернуть телеканал прежнему владельцу (!) за символическую сумму в один лари. В общем, почти как в старом анекдоте про кавказцев и гардеробщика ("Сдачи не надо. - И пальто не надо").
Примечательно, что свое предложение Иванишвили адресовал и оппозиционным грузинским телеканалам "Кавкасия" и "Маэстро", которые сам же (в сегодняшнем заявлении о своих политических планах) обозвал "псевдооппозиционными" и обвинил в подыгрывании Саакашвили. Впрочем, предложив заплатить втридорога, с потенциальными продавцами можно особо не церемониться.
"Маэстро" с "Кавкасией" пока думают. В "Кавкасии" обещали дать ответ в течение дня. В "Маэстро" сначала с достоинством заявили, что продаваться не собираются (один из основателей оппозиционного телеканала Мамука Глонти отметил, что в условиях, когда президентом Грузии остается Саакашвили, продажа контрольного пакета "Маэстро" исключена). Однако продержалась такая позиция недолго. Уже в середине дня гендиректор телеканала Бачо Кикабидзе заявил, что предложение Иванишвили "можно будет обсудить".
Иванишвили между тем уже сообщил, что не будет ограничиваться телеканалом, а планирует создать некий "общественный информационный центр" (который включит в себя телевидение, радио, газеты и интернет-издания). Он объявил, что набирает на работу журналистов, "уволенных из-за объективности и принципиальности". Им предлагается пойти в пресс-службу будущей партии Иванишвили, а также в будущий "информационный центр".
Могут ли журналисты, недовольные властью, рассчитывать на то, что за их услуги, как и за телеканал, заплатят "в три раза выше рыночной стоимости", миллиардер не уточнил (в заявлении Иванишвили пока говорится лишь, что принявшие его приглашение будут получать "не меньше", чем на прежнем месте работы).
Оппозиционерам конкретные предложения о сотрудничестве (публично, по крайней мере) от миллиардера пока не поступали. Впрочем, союзники Иванишвили, скорее всего, вскоре сами дадут о себе знать. Некоторые представители оппозиции заявили, что дела с олигархом иметь не будут (в частности, с таким заявлением выступила оппозиционная партия "Новые правые"). Однако в предстоящей предвыборной кампании они вполне могут оказаться в меньшинстве.
В администрации президента Грузии политический дебют Иванишвили пока не комментировали. С комментарием, правда, уже выступил представитель парламентского большинства. Депутат от правящей партии Нугзар Циклаури назвал заявление, распространенное бизнесменом, "бездарной статьей человека, обуреваемого болезненными амбициями". "Наводит на мысль, что это человек, который верит, что на деньги можно купить все, в том числе грузинское общество", - добавил он.
В истории с миллиардером, пополнившим ряды оппозиции, наиболее примечательно, наверное, то, что вызов власти бросил человек, который до этого от политики тщательно дистанцировался. Более того - намеренно избегал публичности.
Иванишвили, заработавший капитал в России, переехал в Грузию после "революции роз" (сохранив часть бизнеса в РФ). При этом - в отличие, к примеру, от совершившего похожий путь Бадри Патаркацишвили - он не стал открыто поддерживать новую власть или объявлять себя ее противником. Миллиардер поселился в родном селе, на публике он предпочитал не появляться. Некоторое время Иванишвили занимался бизнесом на родине, но уже в 2005 году сообщил, что решил продать почти все активы в Грузии, оставив только банк "Карту". В последние годы он занимался в Грузии в основном благотворительной деятельностью.
В интервью "Ведомостям", опубликованном в 2005 году, Иванишвили отмечал, что живет обособленно, общается лишь с родственниками и близкими друзьями. Бизнесмен тогда подчеркнул, что с местными политиками не контактирует и политических амбиций не имеет. Оппозиция время от времени заявляла, что Иванишвили якобы спонсировал власть, однако его компания "Карту групп" это отрицала.
Когда теперь предприниматель (которого в прессе называли "бизнесменом-невидимкой") пытается объяснять, зачем ему понадобилось идти в политику, это выглядит неубедительно. Объяснения сводятся к тому, что он, мол, не может спокойно смотреть, как Саакашвили губит страну и "монополизирует власть". Но после "революции роз" у миллиардера, следуя его нынешней логике, была масса поводов заняться политикой. Почему он не сделал этого, к примеру, после августовской войны 2008 года, которую Саакашвили проиграл? Бизнесмен теперь указывает на принятые парламентом поправки в конституцию, благодаря которым Саакашвили может остаться у власти (очевидно, имеются в виду поправки, усилившие полномочия премьер-министра - в оппозиции считают, что Саакашвили таким образом готовит почву, чтобы после окончания второго президентского срока в 2013 году пересесть в кресло премьера). Но они были приняты еще в прошлом октябре. Почему надо было ждать целый год, чтобы их опротестовать?
В Грузии Иванишвили теперь сравнивают с другим миллиардером - Бадри Патаркацишвили (который несколько лет назад перешел в оппозицию к властям, пытался баллотироваться в президенты, был уличен в "заговоре" по свержению власти, в итоге покинул Грузию и вскоре скоропостижно скончался). Патаркацишвили, однако, изначально был более публичным человеком, а созданная им оппозиционная телекомпания "Имеди" жестко критиковала власть (еще до того, как ее владелец объявил себя оппозиционером).
Более уместным стало сравнение с российским бизнесменом Михаилом Прохоровым. Когда Прохоров недавно подался в политику, едва ли кто-то всерьез поверил, что преуспевающий бизнесмен поступил так по собственной инициативе. Многие сочли это проектом власти по созданию альтернативы для "Единой России" (провал проекта также связывали с интригами в президентской администрации).
О том, кто мог сделать миллиардеру Иванишвили предложение, от которого тот не смог отказаться, пока можно только гадать. История с Прохоровым на первый взгляд здесь не подходит. Открытая оппозиционность президенту Саакашвили вроде бы исключает связь создаваемой партии с грузинским руководством. С другой стороны, партии олигарха может найтись определенное место в схеме, за счет которой правящая элита Грузии может рассчитывать на сохранение власти после ухода Саакашвили.
В Грузии, в свою очередь, указывают на наличие у Иванишвили российского бизнеса и подозревают наличие у него связей с российскими властями (вообще-то сложно предположить, что у человека, который по рейтингу Forbes занимает 25 место в списке самых богатых бизнесменов РФ, таких связей нет). Уже прозвучали намеки, что речь идет о "проекте Кремля".
Едва ли было случайностью, что заявление о своих политических планах Иванишвили сделал 7 октября - в день, на который был намечен визит в Грузию французского президента Николя Саркози. Саакашвили этот визит, как отмечают грузинские политологи, намеревался использовать в целях пиара (в рамках визита вечером 7 октября состоялось совместное выступление Саакашвили и Саркози на площади Свободы в Тбилиси). Однако новостью номер один в Грузии с утра стало именно выступление миллиардера. Бизнесмен, как выразился политолог Гия Хухашвили, "практически устроил вторую площадь Свободы и испортил Саакашвили праздник".
Конспирологи и в этом при желании могут усмотреть сигнал Москвы (которая давно объявила Саакашвили нерукопожатным и с неудовольствием наблюдает за тем, как с ним общаются западные лидеры). Вы, дескать, Михаил Николаевич, там пиаритесь, а мы уже нашли того, кто готов отобрать у вас власть.
Иванишвили, со своей стороны, чтобы предупредить обвинения, касающихся связей с Россией (по словам самого бизнесмена - "чтобы у общества не возникло лишних вопросов"), уже заявил, что продает свои активы в РФ и отказывается от российского гражданства. Впрочем, он и сам признает, что эффект от этого шага будет ограниченным. Как выразился бизнесмен, "осознаю, что оставшаяся жизнь мне понадобится, чтобы доказать общественности свою чистосердечность".