7 октября для всех желающих открылся шестой "Игромир". В течение трех дней любители проводить время с толком и пользой за компьютером или консолью смогут общаться с представителями индустрии и товарищами по увлечениям, ходить на презентации и играть в уже вышедшие и лишь готовящиеся к релизу проекты.
Мы посетили два дня выставки - бизнес-день (проходил 6 октября; в нем участвовали только журналисты, работники индустрии и те немногие игроки, которые решили приобрести "вип-билеты") и официальное открытие. О них и хотим рассказать.
Сначала о важном: в этом году "Игромир" переехал. О том, что мероприятию пора менять "место прописки" разговоры шли давно - мол, выставка растет, посетителей и участников становится больше. И вот, свершилось - "Игромир" действительно перенесли в другое место, но, парадоксальным образом, не в больший, а в меньший зал.
13-й зал в третьем павильоне комплекса "Крокус Экспо" по размерам вполне сопоставим с 57-м павильоном ВДНХ, где "Игромир" проводился ранее, но вот второго этажа тут нет. И нельзя сказать, что выставке такая рокировка пошла на пользу: стенды участников стоят очень близко друг к другу, ведущим постоянно приходится перекрикивать соседей. Даже в первый день проходы были забиты народом, поэтому осмотр "Игромира" стал делом довольно непростым. Возможно, в будущем мы поймем, почему организаторы решили переехать именно в этот зал, но пока это вызывает только недоумение. Второе отличие от предыдущих выставок - время. До этого "Игромир" проходил в начале ноября, а теперь его решительно сдвинули на месяц.
И третьим немаловажным моментом стало то, что в 2011 году к нам вернулась студия Blizzard, которая проигнорировала мероприятие год назад. Возвращение "близзардовцев" вполне можно назвать триумфальным - в этом году они привезли в Москву проект, который можно назвать главной игрой выставки.
Речь, конечно же, идет о Diablo III.
Хотя стенд Blizzard не был самым крупным и ярким на "Игромире", вокруг него все время собиралась толпа желающих наконец-то приобщиться к долгожданной игре - или хотя бы посмотреть, как к ней приобщаются другие. Кроме Diablo III на стенде можно было поиграть в WoW: Cataclysm или попробовать еще не вышедшее дополнение Heart of the Swarm к StarCraft II, но желающих познакомиться с этими продуктами Blizzard было заметно меньше.
Столь же популярными были стенды двух конкурирующих шутеров, которые должны выйти этой осенью: Modern Warfare 3 и Battlefield 3. Очередь в закрытый "кубик", где показывали (и давали поиграть) в творение Infinity Ward, была едва ли не больше, чем к Diablo III. Стенд с Battlefield 3 был открыт для всех желающих (видимо, сейчас, когда бета-тестирование игры закончилось, разработчики уже не так нуждаются в режиме повышенной секретности), но пробиться к нему было не проще.
Помимо Battlefield 3 на стенде издательства EA можно было посмотреть еще несколько любопытных проектов. Например, с его "тыльной" стороны, спрятанной от любителей бродить исключительно по центральному проходу, приютились компьютеры с двумя весьма ожидаемыми новинками: Mass Effect 3 и демо-версией шутера Syndicate. И если Syndicate особой популярностью не пользовался (представленная на выставке версия отличалась повышенной забагованностью), то чтобы пробиться к одному из шести компьютеров с ME3, игрокам приходилось довольно долго ждать, пока уже дорвавшиеся до игры пройдут миссию всеми тремя доступными классами (солдат, страж, адепт). Впрочем, ничего особо нового там не было: битва с солдатами Цербера на планете Сур'Кэш всем фанатам серии уже хорошо знакома. А вот одну из своих наиболее ожидаемых новинок, онлайн-проект Star Wars: The Old Republic компания на "Игромир" не привезла.
На стенде "1С-Софтклаб" геймеров больше всего привлекала игра Batman: Arkham City (ее на выставке представляли разработчики из студии Rocksteady). Помимо этого издательство показывало несколько новых файтингов от различных разработчиков (включая Soul Calibur V, который, кажется, занял почетное место "самой популярной японской игры "Игромира"). Еще там можно было поиграть в уже вышедший проект id Software - постапокалиптический шутер Rage (что примечательно, его показывали сразу на нескольких стендах - у "1С-СофтКлаб" желающие знакомились с PC-версией, а у Xbox можно было протестировать консольный вариант).
Стенд Nintendo, по сложившейся за последние годы традиции, был прибежищем для тех, кому хотелось передохнуть от шума и толпы и насладиться практически полным отсутствием других посетителей. Немного оживляли его покой лишь собственные стендисты Nintendo, которые с удовольствием играли в "семейные" игры на Wii. Веселее было лишь там, где Nintendo показывала свою карманную консоль 3DS. Она, кстати, действительно довольно прилично показывает трехмерное изображение без очков, но нам так и не удалось прийти к однозначному мнению: улучшает это игровой процесс или ухудшает. Видимо, остальные посетители, которые не слишком задерживались на стенде Nintendo, тоже не смогли это понять.
У Xbox значительную часть места занимали различные семейные развлечения, "заточенные" под Kinect. Впрочем, и среди них хардкорные геймеры могли найти себе занятие по душе - как и на стенде 1С, у Xbox показывали зомби-хоррор Rise of Nightmares, собиравший небольшую, но стабильную компанию тех, кто хотел разделать толпу мертвецов почти собственными руками. Выглядело это, кстати, довольно впечатляюще. Также фанаты приставки от Microsoft могли познакомиться с недавно вышедшими Gears of War 3, проектом Halo: Anniversary и гоночным симулятором Forza Motorsport 4.
На стенде главного конкурента Microsoft в игровой индустрии, компании Sony, тоже было много семейных игр. Но главным экспонатом на нем были не Rayman Origins, не Move Fitness и даже не новая часть популярной франшизы Uncharted, а новая портативная консоль PS Vita, которую японская компания наконец-то довезла до Москвы.
PS Vita на "Игромире" журналистам показали еще в бизнес-день. Sony провела пресс-конференцию, в ходе которой похвасталась своими достижениями и показала последние новинки.
Сергей Клишо, генеральный менеджер Sony в России и СНГ, сначала объявил о том, что он рад представить собравшимся новую консоль и показал бюджетную версию PSP - PSP Street, которую Sony в ближайшее время собирается запустить на территории Европы и, очевидно, СНГ (ее же показывали на Gamescom под кодовым названием PSP E-1000). Как рассказал Клишо, в России новинка будет стоить 4990 рублей.
Затем менеджер показал самую ожидаемую новинку Sony - PS Vita и рассказал о ее главных достоинствах. Итак: PS Vita будет до ужаса социальной. Она будет поддерживать приложения, с помощью которых владельцы Vita смогут пользоваться Facebook, делать чекины в Foursquare, разговаривать в Skype и отправлять сообщения в Twitter. Также в новой консоли будет и ее "личное" социальное приложение - Near, благодаря которому пользователи узнают, во что играют другие владельцы "Виты", оказавшиеся поблизости.
Помимо этого менеджер Sony показал несколько игр, которые должны будут выйти вместе с PS Vita (судя по всему, компания решила учиться на ошибках Nintendo, чья 3DS провалилась в том числе потому, что сначала на консоли практически не было интересных релизов). Так, в числе проектов, которые должны будут появиться в ближайшее время на Vita оказались не только Rayman Origins и Assassin's Creed, о чем уже было известно раньше, но также Call of Duty, Little Big Planet и другие.
Вопреки очевидному, на выставке мы не только тестировали новые проекты и глазели на других игроков, но также смогли поработать пообщаться с представителями индустрии, которые привезли на "Игромир" свои проекты.
Одним из тех, с кем нам удалось пообщаться, стал продюсер Бен О'Доннелл (Ben O'Donnell) из Starbreeze, который рассказал про шутер Syndicate.
Лирическое отступление. Шутер от первого лица Syndicate является творческим переосмыслением серии тактических игр от Bullfrog, выходивших в начале 90-х годов. Он был анонсирован прошлым летом, уже сейчас благополучно ездит по выставкам и выйдет в феврале 2012 года.
Действие Syndicate происходит в 2069 году, когда в мире идет полномасштабная война между корпорациями. Главный герой игры - Майлз Кило, агент компании "Еврокорп". В "игромировской" демо-версии Syndicate доступна миссия, в которой Майлзу нужно прорваться в оплот конкурирующей организации и похитить один важный чип.
Сходство с новым Deus Ex, о котором не говорил только ленивый, в Syndicate скорее поверхностное. В миссии, которую показывал О'Доннелл, игра проявляет себя в первую очередь как шутер: Майлзу надо прорваться в здание компании, избавиться от всех, кто попадется на пути, а потом вытащить чип в прямом смысле из головы его носителя. Никаким гуманизмом и прохождением с помощью "забалтывания" тут и не пахнет: агент действует по принципу "пришел, увидел, победил". Но есть и любопытные моменты: чип, который вживлен в мозг самого Майлза, позволяет ему взламывать не только компьютеры, но и чипы других людей. С помощью этой способности он может, например, "убедить" одного из противников перейти на свою сторону или просто покончить с собой.
Кстати о войнах корпораций и будущем. Мы немного поговорили о том, почему игры в жанре киберпанк (который, казалось, безнадежно умер еще до начала этого тысячелетия) вновь обретают популярность. По версии Бена О'Доннелла, сейчас нет того большого брата, которым пугал нас когда-то Оруэлл, но зато человечество обзавелось Google и Facebook. Люди начинают задумываться о том, что будет со всей той информацией, которую сейчас собирают о нас в интернете. А в играх разработчики стремятся показать, к чему это может привести.
О Kingdoms of Amalur: The Reckoning нам рассказал креативный директор игры - Дэвид Луотто (David Luotto). Проект творческого тандема "Кен Ролстон - Роберт Сальваторе" оставил двойственные впечатления. С одной стороны, конечно, приятно увидеть игру, созданную в традициях классического фэнтезийного RPG ("Никакого мультиплеера!"), а с другой стороны - вопрос о том, насколько игры Ролстона соответствуют потребностям современных любителей жанра, встал во весь рост уже после Oblivion (литературные способности Сальваторе мы тут комментировать не будем).
Вызывает некоторое недоумение и то, что EA собираются выпустить игру уже в начале следующего февраля: Луотто демонстрировал на "Игромире" пре-альфу Kingdoms, в которой ошибок было более чем достаточно. Успеют ли создатели довести проект до ума в оставшиеся до релиза месяцы или его придется спешно патчить после первых негодующих отзывов, остается неизвестным.
Тем не менее, игра выглядит внушительно. Разработчики создали большой открытый мир с пятью видами территорий, придумали, как избавиться от жесткой системы классов (вместо нее теперь есть карты судеб, которые и определяют, на чем именно специализируется персонаж; их можно по-разному тасовать и изменять, так что специализация не определяется раз и навсегда).
Как водится в классических играх подобного плана, играть придется за Избранного, который должен спасти мир от расы бессмертных Tuatha Deohn, внезапно решивших вырезать все смертное население (кстати, Дэвид рассказал, что название расы неслучайно созвучно с Tuatha De Danann, "Детьми богини Дану": кельтская мифология была одним из основных источников вдохновения у Роберта Сальваторе, когда он работал над проектом).
Удастся это Избранному или нет, мы узнаем уже в начале февраля.
Критиковать "Игромир" как-то неловко. Все его недостатки давно известны. К тому же ему хочется простить все за сам факт существования, ведь конкурентов у него все равно нет.
Но за державу, тем не менее, обидно: продюсеры игр редко привозят в Москву новые презентации и оригинальные проекты. Почти все, что мы увидели и услышали на "Игромире", уже демонстрировалось на E3, Gamescom и презентациях издательств. Мы, например, даже заметили на показе одной из игр строку "E3-demo version".
Но все-таки она вертится. "Игромир" растет и развивается, и уже в этом году по расчетам организаторов на него придут более ста тысяч человек. И, возможно, в будущем и мы дождемся чего-то оригинального.