Разжигание социальной розни

В Москве за одну ночь сгорели одиннадцать автомобилей

В Москве снова активизировались поджигатели машин - за первое полугодие 2011 года в городе зафиксировано 119 поджогов автомобилей. Для сравнения, за рекордный 2008 год в Москве было сожжено 180 машин. Вполне вероятно, что к концу 2011 года рекорд будет побит. Только за прошлую неделю были сожжены 17 автомобилей, причем 11 из них - в одну ночь с пятницы на субботу. В ту же ночь сгорели две полицейские машины в Подмосковье.

Серия пожаров началась в ночь на среду, 5 октября. Три автомобиля были сожжены на Черноморском бульваре. В ночь на 7 октября на Большой Черемушкинской улице тоже сгорели три машины. Установлено, что один автомобиль подожгли намеренно, а затем огонь перекинулся на соседние машины.

А в ночь на 8 октября огонь уничтожил в Москве сразу 11 автомобилей. На Пролетарском проспекте сгорел ВАЗ-21099, в проезде Черского - "Газель", на улице Яблочкова - еще одна "Газель", на Грузинском валу - "Вольво", на Шереметьевской улице - "Мерседес" с пятью семерками на номере, на Щелковском шоссе - "Мазда" и "Жигули", на Шоссе Энтузиастов - ВАЗ-2115, а на улице Живописной - БМВ, "Ниссан" и "Форд". Уже установлено, что причиной возгорания шести автомобилей стал поджог. Экспертиза по пяти случаям пока не завершена.

Существует очень много версий о причинах поджогов. Вполне вероятно, что в разных случаях верны разные предположения - вряд ли все поджигатели действуют по одному и тому же мотиву.

Согласно одной из самых популярных версий, поджоги являются делом рук анархистов. Группа "13 негритят", регулярно сообщающая об анархистских акциях на сайте "Черный блог", пока не объявила о причастности своих единомышленников к 11 поджогам в ночь на 8 октября. Зато анархисты уже признались, что в ту же ночь подожгли два автомобиля на стоянке рядом с отделением полиции в подмосковном Троицке. "Улучив момент, когда подвыпившие сотрудники разъехались (управляя автомобилями в состоянии алкогольного опьянения, между прочим) по домам, мы атаковали стоянку, серьезно повредив огнем, как минимум, две машины", - рассказывают авторы блога.

По мнению анархистов, путем поджогов полицейских автомобилей они борются "за свободу и справедливость". Поджоги дорогостоящих иномарок анархисты обычно объясняют стремлением бороться с капитализмом. Но почему тогда горят дешевые машины, не "запятнанные" полицейской окраской?

Иногда огонь перекидывается на них случайно. Кроме того, понятие излишней роскоши весьма относительно и зависит от уровня жизни семьи поджигателя. Для какого-то подростка "роскошным" является лишь "Мерседес" с пятью семерками, а для какого-то и "Жигули" - символ недостижимого богатства. В принципе, в интернете есть специальные анархистские инструкции, позволяющие определить, является ли данная машина роскошью или средством передвижения. Но вряд ли все, кто причисляет себя к анархистам, согласны с этими инструкциями (наверняка их даже не все читали).

Естественно, поджоги не всегда являются делом рук анархистов. Порой уничтожение машины может стать способом личной мести ее хозяину. Причем чем чаще человек узнает из СМИ о сожженных машинах, тем с большей вероятностью ему придет в голову мысль самому поджечь автомобиль недруга.

А иногда поджог становится результатом конфликта между автовладельцами. Например, поджог на Большой Черемушкинской улице дознаватели связывают с "войной" за парковочное место. До сих пор участники "войны" лишь ругались и царапали друг другу машины, а теперь, вероятно, решили применить более радикальные методы. По схожим мотивам поджигателями могут стать и обиженные пешеходы, и люди, которым надоела стихийная "автостоянка" на газоне или ночной вой сигнализации.

Кроме того, поджоги могут осуществлять невменяемые люди. В смысле, до такой степени невменяемые, что им не приходит в голову хоть как-то объяснять свои действия. Проще говоря, пироманы.

Наконец, не стоит сбрасывать со счетов самую любимую версию полицейских. Как ни крути, а иногда автомобили действительно никто не поджигает. Они могут загореться случайно из-за замыкания электропроводки.

При таком обилии версий расследование поджогов кажется полицейским очень непростой задачей. Есть в этом деле и другие сложности. Заместитель начальника ГУ МВД Москвы Виктор Голованов заявил: "Поджог автотранспорта считается одним из наиболее трудно раскрываемых видов преступлений. Их латентность обуславливается тем, что злоумышленники при совершении преступлений в 80-90 процентов случаев выбирают темное время суток, когда количество свидетелей минимально". Проще говоря, Голованов признался, что полиции трудно расследовать преступления, совершаемые ночью.

СМИ отмечают, что за последние пять лет в Москве не был осужден ни один серийный поджигатель. И самая масштабная серия поджогов, осуществленных в 2008 году, так и осталась нераскрытой. Иногда подозреваемых даже задерживали, но до предъявления обвинений дело не доходило.

Впрочем, несмотря на всю плачевность сложившейся ситуации, Москве еще далеко, например, до Берлина. Для российской столицы, численность населения которой составляет 11,5 миллиона человек, рекордное число поджогов автомобилей за год было зафиксировано в 2008 году. Тогда за год сожгли 180 автомобилей. Может быть, этот рекорд будет побит в 2011 году, поскольку за первое полугодие было сожжено уже 119 автомобилей. А в столице Германии, численность населения которой составляет 3,4 миллиона человек, рекорд 2009 года (400 машин) был побит уже в августе 2011 года: за семь месяцев в городе было сожжено 530 машин. Привлечь поджигателей к ответственности в Германии, как и в России, бывает очень трудно.