В понедельник, 10 октября, владельцы смартфонов BlackBerry обнаружили, что их устройства вдруг потеряли способность выходить в интернет, получать и отправлять электронные письма и подключаться к BlackBerry Messenger - в общем, проделывать все те вещи, которые всегда считались коньком "ежевичной" марки. Сбой растянулся на три дня.
Неполадки в работе сервисов BlackBerry начались в понедельник, 10 октября, около 14 часов по московскому времени. Пользователи жаловались на то, что не могут просматривать сайты во встроенном браузере смартфона, работать с электронной почтой и общаться в BlackBerry Messenger - фирменной бесплатной "аське" для владельцев BlackBerry. Некоторые лишились всех сервисов сразу, у других работало что-то одно (например, действовала почта, но был недоступен BlackBerry Messenger).
Судя по первым отзывам, лишившиеся доступа в интернет владельцы смартфонов в случившемся винили своего сотового оператора. Однако вскоре выяснилось, что неприятность произошла на стороне Research In Motion (RIM) - канадской компании, которая выпускает смартфоны BlackBerry и планшеты PlayBook. О непричастности к неполадкам операторов свидетельствовал и масштаб "бедствия" - схожие проблемы настигли пользователей из европейских стран, из стран Ближнего Востока, включая Катар и Бахрейн, и из Африки.
На причину неполадок одним из первых указало британское издание The Telegraph. Журналисты газеты вспомнили, что у RIM имеются два дата-центра ("хаба"), которые обрабатывают трафик для смартфонов BlackBerry. Один из них обслуживает Северную Америку и находится в Онтарио. С другими регионами работает дата-центр, расположенный в городе Слау в английском графстве Беркшир. Все указывало на то, что авария, из-за которой отключились интернет-службы, произошла именно там.
Сама RIM подробных комментариев по поводу происшедшего давать не стала, ограничившись короткими заявлениями в своем твиттере. В одном из них компания признавала, что "у некоторых пользователей из региона EMEA (в него входят Европа, Ближний Восток и Африка - прим. "Ленты.ру") возникли проблемы", и извинялась за причиненные неудобства. Стоит также отметить, что 10 октября, то есть в день, когда произошел сбой, руководство RIM находилось не на своих рабочих местах, а на конференции в Дубае, где был представлен сервис BlackBerry Tag.
Во вторник, 11 октября, RIM распространила заявление, в котором сообщалось, что все заработало. В ответ пользователи закричали "как бы не так!" и пожаловались, что по-прежнему сидят без почты, мессенджера и интернета ("в старых нокиях хотя бы "змейка" была" - вздыхал в твиттере один из владельцев BlackBerry). Еще сутки спустя, когда продолжать отмалчиваться стало уже просто неприличным, RIM выпустила более подробный комментарий, рассказав в нем о поломке "ключевого коммутатора". Резервные ресурсы у компании были, но включаться они почему-то не пожелали, сообщалось в заявлении. Из комментария также следовало, что помимо Европы, Ближнего Востока и Африки, трудности испытывают еще и абоненты из Индии, Бразилии, Чили и Аргентины. The Wall Street Journal позже писал, что в список пострадавших следует занести еще и жителей Японии, Гонконга и Сингапура. Во второй половине дня 12 октября агентство Reuters со ссылкой на представителей RIM передало, что с трудностями могут столкнуться также абоненты из Северной Америки - в конечном счете получается почти весь мир.
Насколько сбой коснулся российских пользователей, сказать сложно - но стоит отметить, что аппараты этой марки высоким спросом у нас в стране никогда не пользовались. Представители компании, с которыми поговорила "Лента.ру", не смогли сообщить, входит ли Россия в список стран, затронутых "блэкаутом". В пресс-службе МТС рассказали, что по состоянию на 11 октября жалоб от владельцев BlackBerry не поступало, но признали, что "некоторые абоненты могли пострадать". Впрочем, на аппаратах, которые продаются в России официально, услуга BlackBerry Internet Service предоставляется в "урезанном" виде (в частности, без BlackBerry Messenger в комплекте), поэтому многие пользователи могли не заметить неполадок.
Сбой протяженностью свыше двух суток - большая неприятность для любого поставщика услуг, но для RIM это неприятность вдвойне - прежде всего потому, что отказавшие мессенджер и электронная почта являются одной из главных "фишек" аппаратов BlackBerry. Нельзя забывать, что смартфоны BlackBerry всегда позиционировались как устройства для деловых людей, а для них отсутствие связи чревато еще и финансовыми последствиями.
Кроме того, RIM, у которой по всему миру сейчас насчитывается около 70 миллионов абонентов, стремительно теряет прибыль и проигрывает рынок аппаратам на Android и iOS. По данным The Guardian, в Соединенных Штатах, которые традиционно считаются одним из главных "оплотов" RIM, имеется около 16,5 миллиона пользователей BlackBerry, но их число сокращается в среднем на полмиллиона в месяц. Запуск планшетов PlayBook, на которые RIM возлагала большие надежды, обернулся неудачей - за первую половину 2011 года было продано всего около 700 тысяч единиц. Акции канадской компании за минувший год упали в цене на две трети.
То, что сбой длиной в несколько дней не прибавит компании новых абонентов, а наоборот, ускорит миграцию владельцев BlackBerry на другие платформы, достаточно очевидно. По крайней мере, в твиттере фраза "а перейду-ка я на Android (на айфон)" за последние дни прозвучала по меньшей мере несколько десятков раз, а хэштег #NowThatRIMisDown, которым владельцы BlackBerry сопровождали жалобы на неполадки, какое-то время держался на третьей строчке в рейтинге Twitter.
Наконец, показательно отношение RIM к своим абонентам. Выпускать по одному заявлению в сутки длиной в несколько строчек, когда без доступа к Сети третий день подряд остаются несколько миллионов пользователей, тоже нехорошо.