В 2011 году исполняется 40 лет первому отправленному по сети электронному письму. Возможность передачи текстовых сообщений существовала и до этого, но осуществлялась она в рамках одного компьютера (или мейнфрейма, как вам угодно) разными пользователями. А осенью 1971 года Рэй Томлинсон (Ray Tomlinson) смог разработать систему для передачи данных между различными узлами сети ARPANET.
Точнее будет сказать не "разработал", а "доработал": в то время уже существовали программы CPYNET и SNDMSG. Первая умела передавать файлы по сети, а вторая — организовывать "локальную" почту, позволяя нескольким пользователям обмениваться сообщениями в рамках одного компьютера. Так как "почтовым ящиком" в SNDMSG выступал обычный файл, в который сторонние пользователи могли только дописывать свои сообщения, но не имели доступа к уже существующим, а возможность передачи таких файлов по сети существовала в CPYNET, Томлинсону оставалось дописать функцию присоединения полученного файла к "почтовому ящику" пользователя. Для адресации сообщений использовалось сочетание имени пользователя на компьютере и имени компьютера в сети, со знаком "@" между элементами.
Впоследствии разработки Томлинсона легли в основу email в современном понимании. Следующим важным шагом в развитии почтовых сервисов можно назвать распространение сети FidoNet по миру, которая изначально задумывалась для передачи Netmail-ов, то есть личных сообщений между пользователями. В начале 90-х, когда интернет становился все популярнее и начал вытеснять "фидонет", американский провайдер Delphi подключил к нему свой почтовый сервис. В 1996 году вышел сервис Hotmail, который впервые предоставлял web-интерфейс почты. На сегодняшний день в нем насчитывается более 360 миллионов пользователей.
В 1998 году российская компания Mail.Ru запустила первую в России бесплатную электронную почту, которая сразу же начала набирать популярность. В 2000 году была представлена Яндекс.Почта, предоставлявшая такие же возможности пользователям. Поисковый гигант Google запустил собственную почту только в 2004 году, но все равно смог отвоевать изрядную долю рынка у существовавших сервисов, в итоге войдя в тройку лидеров по количеству пользователей.
Но электронная почта — это только один из способов связи между людьми с помощью компьютеров. Принципиально отличающимися от "асинхронного" email были "синхронные" чаты. Уже в 70-е годы существовали программы наподобие Unix-ового "talk”, которые позволяли нескольким пользователям одного компьютера обмениваться сообщениями в режиме реального времени. Настолько "реального", что ранние версии программы не разделяли текст от разных пользователей и выводили каждый символ в момент нажатия — если два человека писали одновременно, получалась каша. Поэтому приходилось писать кратко, либо прерывать свой "монолог", чтобы увидеть ответ собеседника.
С развитием сетей, естественно, стали развиваться и чаты. В 1980-м появился первый онлайн-чат, "CB Simulator”. Но он, как и появившийся в конце 80-х IRC, предназначался не для соединения двух отдельных пользователей, а для массового общения в специально созданных "комнатах" (впрочем, в некоторых сервисах существовала возможность личной переписки).
Средства для общения "один на один" получили развитие в начале 90-х. Тогда появился ресурс Quantum Link (Q-Link), который предоставлял доступ к почте, "публичным" и "частным" чатам и другим сервисам. Доступ к Q-Link был платным, а за пользование некоторыми функциями, в том числе "частными" чатами, взималась еще и поминутная оплата.
Самой, пожалуй, успешной оказалась "аська". ICQ был разработан в 1996 году израильской компанией Mirabilis, которую выкупила компания AOL в 1998 году. Размер сделки составил 407 миллионов долларов. Число активных пользователей ICQ превышало 50 миллионов человек, чему способствовала в том числе бесплатность сервиса.
Потом, правда, начались проблемы: AOL решил бороться с альтернативными клиентами для ICQ, а спамеры все чаще и чаще предлагали "зарегистрировать фирму" или с кем-нибудь познакомиться на подозрительном сайте. Первая причина, в результате которой не раз "отключались" различные "Квипы" и "Пиджины", позволяла адептам других мессенджеров, вроде Skype, уводить к себе некоторых друзей.
Во время каждого такого "отключения" проявлялись и гордые пользователи Jabber, использующего "открытый" и "свободный" протокол XMPP. Несмотря на все их старания, люди не особо стремились пользоваться Jabber-ом, предпочитая переждать бурю с изменениями протоколов в более функциональном Skype.
Зато XMPP пришелся по душе крупным ресурсам, которым был нужен "свой" мессенджер, но не настолько серьезно, чтоб разрабатывать его с нуля. По такому пути пошел, например, Google со своим GTalk - компания уделила внимание добавлению в уже существующий протокол возможности передачи голоса. “ Вконтакте" и "Одноклассники" тоже включили возможность использования аккаунтов в соцсетях для обмена короткими сообщениями через XMPP.
При этом нельзя сказать, что соцсети "убивают" электронную почту: в том же "ВКонтакте" можно отправить сообщение на электронный ящик другу через "личные сообщения". Несмотря на то, что сегодня мессенджеры и email подошли очень близко друг к другу оба этих способа коммуникации существуют параллельно.
Ведь сколько бы ни было схожих признаков, мы привыкли, что у каждого сервиса свое назначение. Электронная почта отлично подходит для получения и отправки больших (и, утрируя, "серьезных") сообщений. Несколько уступая мессенджерам в скорости, она зачастую оказывается надежнее. Да и найти нужное письмо на почтовом сервере куда проще, чем в записанной на жестком диске истории сообщений. К тому же, далеко не все сервисы обмена короткими сообщениями умеют собрать в одном месте то, что писалось с домашнего компьютера, рабочего ноутбука и, скажем, смартфона.
Но это и нельзя назвать недостатком мессенджеров - они все-таки предназначены для решения вопросов здесь и сейчас. Редко возникает потребность найти какое-то сообщение, написанное пару месяцев назад. Так что, видимо, нас ждет еще 50-летний юбилей здравствующего email-а. Никто никого не "похоронит", а мы и дальше будем в "аське" просить скинуть почтовый адрес ("всё подробно распишу"), а по почте спрашивать имя в Skype ("пообщаться надо").