Мир
00:22, 14 октября 2011

Анархизм на рельсах Немецкие леворадикалы устроили серию поджогов на железных дорогах

С начала недели в Берлине и Бранденбурге была предотвращена серия поджогов на железных дорогах. По данным полиции, неизвестные разложили на железнодорожных путях так называемые бензиновые бомбы - емкости с горючей жидкостью. На данный момент найдено и обезврежено уже 16 из них. Ответственность сразу взяли на себя левые экстремисты. Власти призывают население не поддаваться панике, но даже полиция уже заговорила о левом терроре. Расследование передали ведомству, которое занимается внутренней безопасностью, а руководство Железных дорог Германии (DB) объявило награду за поимку преступников.

Первые повреждения на железнодорожных путях и бензиновые бомбы обнаружились 10 октября. Сначала загорелcя кабель на отрезке между вокзалами Финкенкруг (Finkenkrug) и Бризеланг (Brieselang) недалеко от Берлина. В тот же день работник DB обнаружил несколько бензиновых бомб в туннеле у центрального вокзала немецкой столицы. На следующий день еще несколько емкостей с бензином были найдены на путях, по которым ездят городские электрички, а также снова на центральном вокзале и недалеко от того места, где горел кабель днем ранее.

Затем, 12 октября, была обнаружена первая взорвавшаяся бензиновая бомба. Точное время взрыва установить не удалось: работник железных дорог при осмотре своего участка путей наткнулся на уже поврежденные рельсы и вызвал полицию. Новые емкости с горючим попадаются до сих пор: последняя находка была сделана 13 октября в Берлине. Полиция не может точно сказать, как и когда были заложены все эти бомбы, и боится, что в какой-то момент это приведет к человеческим жертвам. Но пока власти не могут ничего сделать: у них нет ни подозреваемых, ни даже зацепок.

Сразу после первых находок на сайте linksunten.indymedia.org в интернете появилось заявление одной из леворадикальных группировок, в котором она взяла ответственность за поджоги на себя. В объяснении говорится, что акция направлена против участия бундесвера в военных действиях в Афганистане, а также в поддержку американского солдата Брэдли Мэннинга, который якобы передал WikiLeaks секретные документы об афганской и иракской кампаниях США.

Организаторы поджогов подчеркивают, что их действия направлены не против простых граждан. Более того, они будто бы сделали все возможное при закладке бомб, чтобы не допустить человеческих жертв. В первую очередь, эта акция должна, по их словам, повлиять на политиков, полицию и СМИ, конечная цель атак - заставить городской железнодорожный транспорт Берлина, являющегося ключевым игроком на рынке вооружений, остановиться. А рассуждая более глобально, они хотят устроить "социальный взрыв".

Сами они называют себя Hekla и пишут, что на подобную акцию их вдохновил пример другой леворадикальной группировки "Эйяфьятлайокудль", устроившей поджог на железной дороге в Берлине 23 мая 2011 года. Обе группировки названы в честь исландских вулканов. Эйяфьятлайокудль в апреле и мае 2010 года заставил многие аэропорты Европы приостановить работу из-за облака вулканического пепла. Извержение Геклы, с которым леворадикалы отождествляют устроенный ими "социальный взрыв", еще впереди, отмечают организаторы поджогов.

Впрочем, кто на самом деле скрывается за названием Hekla, неизвестно. В левом лагере далеко не все восприняли признание всерьез. Некоторые считают, что настоящие леворадикалы не стали бы писать подобные заявления, а потом еще и рассылать их в редакции СМИ. Другие ловят Hekla на противоречиях: они протестуют против военных действий силовыми методами. Третьи считают, что экстремисты выбрали самый неудачный момент для своей акции: на полицию сейчас обрушился шквал критики из-за компьютерной программы "бундестроян", который позволял им шпионить за гражданами, и была возможность ограничить ее влияние, а теперь под предлогом борьбы с левым террором ее власть только усилится. Многие считают акцию "трусливой и идиотской", потому что никакого влияния на политику она не окажет: люди просто доедут до работы или магазинов на час позже.

Левый террор?

Дело о поджогах передали Федеральной прокуратуре, которая, как правило, занимается проблемами внутренней безопасности. Обычно это ведомство расследует теракты и преступления, связанные со шпионажем, поэтому можно было предполагать, что атаки на железной дороге тоже будут рассматриваться как теракты, однако прокуратура выдвинула более аккуратную формулировку. Дела о поджогах расследуются как "антиконституционный саботаж".

Впрочем, это не мешает некоторым политикам и полиции все же называть произошедшее терактами. Представитель профсоюза немецких полицейских Райнер Вендт (Rainer Wendt) заявил о волне "начинающегося левого террора". Глава профсоюза Бернхард Виттхаут (Bernhard Witthaut) провел параллели с "Фракцией Красной Армии" (RAF) - леворадикальной террористической организацией, действовавшей в Германии вплоть до конца 1990-х годов. Виттхаут напомнил, что террор RAF тоже начинался с подобных акций, а в итоге довел до организации убийств. Министр транспорта Петер Рамзауэр (Peter Ramsauer) также назвал поджоги "преступными террористическими атаками", так как их жертвами могло стать множество людей.

Другие политики высказываются более осторожно и призывают не сеять панику среди населения. Так, министр внутренних дел Германии Ханс-Петер Фридрих упомянул только "рост левого экстремизма". А представитель ведомства Йенс Тешке (Jens Teschke) разъяснил, что говорить о левом терроре пока рано.

100 тысяч евро за поджигателей

Бензиновые бомбы на железных дорогах, хоть и не вызвали масштабных разрушений, доставили много хлопот пассажирам. Десятки тысяч людей вынуждены были часами ждать на вокзалах. Некоторые поезда были и вовсе отменены. Помимо перебоев с городскими и пригородными электричками, из расписания выпали также некоторые дальние поезда: до Гамбурга и Ганновера. Всего, начиная с 10 октября, были задержаны около двух тысяч поездов. Железнодорожники подсчитали даже общее время опозданий - около 50 тысяч минут.

Компания "Железные дороги Германии" (DB), похоже, восприняла поджоги как негласную войну и решила бороться с нарушителями своими методами. Поиски новых бензиновых бомб сотрудниками железных дорог были усилены. Не исключено, что для этого выделят дополнительных работников.

При этом платить компенсации за опоздания поездов DB не собирается, зато компания готова отдать 100 тысяч евро тому, кто найдет преступников.

< Назад в рубрику