Мир
23:25, 19 октября 2011

Осеннее наступление Между курдами и турками возобновилась война

Турецкая армия приступила к проведению очередной военной операции против курдских боевиков на юго-востоке своей страны и в северных районах соседнего Ирака. Однако на этот раз наступление началось не по турецкой инициативе - Анкара была вынуждена отреагировать на тщательно спланированную операцию боевиков.

В ночь на 19 октября три армейских поста и пять наблюдательных пунктов в провинции Хаккари были неожиданно атакованы боевикам Курдской рабочей партии (КРП). Посеяв панику среди военных огнем из гранатометов, курды добивали мечущихся среди взрывов солдат из стрелкового оружия. Поскольку нападения были проведены одновременно, радиоэфир был забит противоречивой и неточной информацией, подкрепления не понимали, куда им спешить, да и друг другу военные с соседних постов помочь ничем не могли.

Результат операции - как минимум 26 человек были убиты, десятки ранены. (Сами курды заявляют о 50 убитых солдатах). Для турок это стало настоящим шоком - столь существенных единовременных потерь их армия не несла уже многие годы. К тому же, за день до нападения еще пятеро полицейских и трое гражданских лиц (включая ребенка) погибли при взрыве придорожной бомбы в другой юго-восточной провинции - Битлис.

Абдулла Гюль. Фото (c)AFP
Lenta.ru

Анкару охватила ярость. Произошедшее далеко вышло за рамки неприятного, но допустимого. Премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган перенес свой визит в Казахстан, командировки других членов правительства и высокопоставленных военных также были отложены. На недолгом совещании турецкое руководство приняло решение - мстить. Выступление президента Абдуллы Гюля было весьма эмоциональным: "Помните: те, кто причиняет нам боль, получат сторицей. Тот, кто надеется пошатнуть основы нашего государства такими нападениями, увидит, что наша месть будет во много раз болезненнее".

Сказано - сделано. Тем же утром в разреженный горный воздух на границе Турции и Ирака взлетели истребители-бомбардировщики и штурмовые вертолеты. Поднятый по тревоге спецназ и войска общего назначения в сопровождении бронетехники выдвинулись на юг, частично перейдя границу. На земле началась армейская операция, авиация приступила к бомбардировкам.

Главной целью были назначены "базы" боевиков КРП. Поскольку баз в обычном понимании этого слова - огороженных бетонными заборами военных комплексов - у курдов, естественно, нет, под раздачу попали деревни и хутора на иракской стороне границы, где, собственно, и проживают боевики (они же, в основном, местные селяне). Уже к полудню турецкие СМИ сообщили сначала о 15, затем и о десятках убитых "террористах". Никаких доказательств столь внушительного успеха никто, конечно, не предъявил. Разбираться в "профессиональной принадлежности" убитых турки тоже не стали, тем более что это чисто технически невозможно. Зато вполне очевидно, что обещание Гюля о жестокой и болезненной мести курдам начало воплощаться в жизнь.

Курды, впрочем, в долгу не остаются. Хотя сообщения из региона выглядят обрывочными и неполными, общая картина более или менее ясна: "спящие" ячейки курдских боевиков по команде "проснулись" - вооруженные столкновения с правительственными войсками идут и на юго-востоке Турции, и на севере Ирака. Поскольку Анкара уже пообещала на сей раз "пойти до конца" и "додавить террористов", вся эта история может затянуться. А в том, что количество жертв существенно возрастет, сомневаться не приходится уже сейчас.

Однако вопросы все же появляются. Главный из них - почему курды выбрали именно нынешний момент для начала крупномасштабного противостояния с турецкой армией? Они же понимали, на что идут, организовывая столь крупную операцию, да еще в такое время года.

Место взрыва в Анкаре 20 сентября 2011 года. Фото (c)AFP
Lenta.ru

Дело в том, что поздней осенью и зимой, да еще и в гористой местности любые партизаны заведомо находятся не в лучших условиях. Так, можно вспомнить, что и чеченские боевики, и афганские моджахеды, и сменившие их талибы традиционно активизировались весной, когда свежая зелень прикрывала их от авиации, а погода позволяла долго находиться на открытом воздухе, без переохлаждения или обморожений. Курды же повели себя очень странно: их кампания стартовала как раз перед наступлением холодного сезона, вести ее будет очень непросто.

Объяснений нелогичному и даже авантюристическому поведению руководства КРП появилось сразу несколько.

Во-первых, некоторые эксперты полагают, что среди курдов произошел раскол на "умеренных" и "радикалов". Первые с надеждой смотрят на попытки турецкого правительства реформировать конституцию, чтобы расширить права этнических меньшинств. Вторые хотят всего и сразу, рассматривая турецкие компромиссы как подачку для отвлечения народа от борьбы за свои права. Именно такое экстремистское крыло и могло стоять за нападениями: в условиях войны Анкара от либерализации откажется, ожесточит курдское население и добавит очков "радикалам". В пользу этой версии свидетельствует тот факт, что за недавний взрыв в Анкаре ответственность на себя взяла малоизвестная организация "Свободные соколы Курдистана". В КРП же заявили, что "соколы" - это совершеннейшие отморозки, которых выгнали из партии за излишнюю страсть к насилию. Вызывает, правда, сомнения, что маргинальная группировка могла организовать столь серьезное нападение, как то, что имело место 19 октября.

Во-вторых, у лидеров КРП могли просто не выдержать нервы. В последние месяцы Турция усиленно наращивала военный потенциал на юго-востоке страны. В регионе установили 15 "закрытых зон", куда ограничили доступ даже местным жителям. Кроме того, в начале октября парламент страны в очередной раз позволил армии проводить воинские операции на территории сопредельных государств. Анкара явно к чему-то готовилась, это было видно даже невооруженным глазом. В этой ситуации курды могли сыграть на опережение - нанести серьезный удар, спутать туркам все планы и не дать им как следует подготовиться к наступлению. С военной точки зрения операция КРП выглядит разумно. С другой стороны, надо понимать, что курды при всем желании не могли бы устроить Турции Перл-Харбор или 22 июня - силы слишком не сопоставимы. Армия от удара оправится и ответит в десять раз больнее. Выиграв тактически, КРП рисковала бы проиграть стратегически.

Боевики КРП. Фото (c)AFP
Lenta.ru

В-третьих, сразу же после нападения курдов на блок-посты объявились сторонники теории заговора. По их мнению, КРП действовала не самостоятельно, а по указке из-за рубежа. В качестве "кукловодов" указывались и сирийцы, с которыми турки разругались в пух и прах, и израильтяне, также попавшие Анкаре в немилость. Суть этой версии в том, что иностранные спецслужбы (из различных соображений) решили несколько остудить внешнеполитический пыл Турции, добавив ей домашних проблем. Курды - с их многотысячным ополчением и наличием некоторой организации - подходят для этой цели как нельзя лучше. У такой точки зрения есть некоторые основания - Анкара и правда рассорилась почти со всеми своими соседями, причем с Сирией и Израилем - очень жестко. Но все же существуют определенные сомнения, что Башар Асад, под которым все сильнее раскачивается трон, будет тайно поддерживать КРП. Во-первых, он со своими собственными курдами на ножах, во вторых - узнай об этом Турция, вторжения сирийцам точно не избежать. Да и у Израиля сейчас столько хлопот, что на тайные операции в Ираке, скорее всего, нет ни ресурсов, ни времени.

Четвертая версия внезапной активизации КРП касается американцев (куда же без них!). Вашингтон планирует вывести свои войска из Ирака к началу 2012 года. Курды этого очень не хотят - в США они видят гаранта своей безопасности. Опасаться же им есть чего - с севера их осадили злые турки, с востока - непредсказуемые иранцы, с юга и запада - алчные арабы. И все хотят поживиться нефтью, коей в Курдистане около 4 процентов мировых запасов. В такой ситуации небольшая война против Турции напомнит американцам, что регион, который они собираются покинуть - настоящая пороховая бочка, у которой уже горит фитиль. Без присутствия американских войск там, и правда, может начаться грандиозная драка всех против всех. При этом сильнее всего достанется, конечно, курдам, которых ненавидят все их соседи.

Таковы основные версии внезапного возобновления конфликта. Возможно, обстоятельства сложились так, что "выстрелила" какая-то комбинация из них. Но пока остается только догадываться, что за осенняя муха укусила лидеров КРП.

Сами они, правда, твердят о "борьбе за национальное самоопределение" и необходимости "сражаться за свои права в любое время года".

Ну, кто бы сомневался.

< Назад в рубрику