Наука и техника
22:51, 19 октября 2011

Вспоминая Лару Крофт Самой известной героине компьютерных игр исполнилось пятнадцать лет

Ларе Крофт, графине Аббингдонской, женщине-археологу в коротких шортах и с парой пистолетов, исполнилось целых пятнадцать лет. То есть, конечно, день рождения сейчас празднует не сама Лара (ее личный праздник будет зимой, причем графине исполнится уже сорок три года - возраст довольно внушительный для человека, которого хлебом не корми, дай попрыгать по развалинам, захоронениям всякой пакости и прочим странным местам), а серия игр Tomb Raider.

Младые пользователи, которые в 1996 году дрожащими ручками устанавливали Nude Patch на свою игру, выросли и превратились в солидных дяденек, сама Лара стала кинозвездой, экспонатом выставки и просто очень богатой женщиной, уменьшила размер груди, постарела и помолодела обратно, победила всех подряд, лишилась своей знаменитой косы и в очередной раз просто выжила.

Но кое-что осталось неизменным. Лару все еще любят. И те, кто помнит ее первые воплощения (знаменитый бюст, например, который сначала хорошо выглядел лишь на обложке), и те, чье знакомство с приключениями мисс Крофт началось с игр второй половины двухтысячных, и те, кто про Лару Крофт знает лишь то, что ее сыграла Анджелина Джоли. Поклонники Лары продолжают писать про свою героиню многочисленные "фанфики" и рисовать драматические картины про ее трудную жизнь.

А начиналось все, как водится, с ошибки.

Этот анекдот знаком любому знатоку серии: когда-то давно, в середине девяностых годов прошлого столетия молодой (тогда ему было немного за двадцать) дизайнер Тоби Гард корпел над созданием героического археолога для новой игры студии Core Design. Сначала Тоби придумал солидного мужчину в шляпе и при хлысте, но его начальство забраковало этот вариант - мол, слишком Индиану Джонса напоминает. Тогда Гард решил переключиться на прекрасный пол. Потом он расскажет, что задумывал по-настоящему крутую героиню, которая должна была во всех смыслах отличаться от популярного образа прелесть какой дурочки - в конце концов, она была героиней приключенческой, а не эротической игры. И знать бы нам сейчас Лару совсем другой, если бы не одна незначительная мелочь. Работая над уже созданной моделью, Гард совершенно случайно (если верить его словам) увеличил своей героине бюст на целых 150 процентов. А руководству студии такая ошибка предсказуемо понравилась.

И когда игра осенью 1996 года появилась на прилавках, она быстро стала популярна. Поклонники радовались тому, что получили, как любят говорить в рекламе, два преимущества по цене одного. С одной стороны, в игре был интересный сюжет, поиски загадочного артефакта, бои и прочие приключения, а с другой стороны - героиня с солидным бюстом.

Кстати, "преимуществ" на самом деле было три. На диске, с которого геймеры устанавливали Ларину историю на свои машины, обычно к игре прилагался "Nude patch", благодаря которому пиксели, из которых состояла Лара, становились эротичней.

Lenta.ru

Но главным достоинством игры была все-таки не обнаженка. Пресса хвалила разработку Core Design за интересный сюжет, отличное управление, хороший дизайн уровней ("такие реалистичные, что вы почти чувствуете, как там воняет тухлятиной!") и динамичные бои. Журналисты лишь мягко пожурили графику консольной версии, мол, в наши просвещенные времена она могла бы быть и поприличней. Но это не помешало игре попасть в список лучших проектов 1996 года и разойтись тиражом в несколько миллионов копий.

Популярность проекта обрекла его на продолжение, и в 1997 году Core Design выпустили Tomb Raider II. Правда, над этой игрой создатель Лары Тоби Гард уже не работал - ему не понравилось, как руководство планирует развивать его детище, поэтому Тоби покинул команду и открыл собственную студию (забегая вперед - особым успехом его наполеоновские планы не увенчались, поэтому Гарду в итоге пришлось вернуться к Ларе, но уже в роли приглашенного консультанта).

Но, несмотря на его уход, новая глава приключений графини Аббингдонской тоже получилась вполне удачной и пришлась по нраву игрокам (особенно им понравилось то, что теперь у героини было больше оружия и это сделало бои более динамичными).

После первых хвалебных рецензий Core Design уверились в том, что Лару любят и это навсегда, и через год выпустили еще одну "Расхитительницу". Но к этому проекту игроки отнеслись уже с легким подозрением, мол, где-то мы все это видели. Да и Лара тут, конечно, симпатичная, но все равно чего-то ей не хватает, на бюсте-переростке выехать уже не получается. Впрочем, это не помешало фанатам франшизы купить по Ларе на брата, так что продажи у третьей части все равно были довольно внушительные: почти пять миллионов копий.

Поэтому разработчики продолжили в том же духе: они выпускали по игре в год, улучшая и дорабатывая игровой процесс, но ничего не меняя глобально. Упертых фанатов такая ситуация в общем устраивала: они осваивали улучшенное управление, создавали новые уровни в редакторе, прилагавшемся к Tomb Raider: Chronicles, разгадывали загадки в новых пирамидах, заброшенных городах, ужасных гробницах и прочих местах работы уважаемого археолога Лары Крофт, а все остальные просто потихоньку переставали покупать диски.

Так продолжалось до 2003 года, когда разработчики внезапно решили изменить сразу две вещи. Во-первых, они осознали, что движок середины девяностых уже не позволяет создавать конкурентоспособную графику, и сделали новый. А во-вторых, они захотели внести немного разнообразия в сюжет и разбавить занимательную археологию нуаром. И в Tomb Raider: The Angel of Darkness Лара Крофт открыла для себя мир депрессии и пассивных страданий, а потом вообще стала подозреваемой номер один в деле об убийстве своего наставника.

Игра, с которой Core Design и издательство Eidos Interactive планировали начать "совершенно новую трилогию" о Ларе, с треском провалилась. Измененный сюжет фанатам понравился, как и улучшенная графика, но нормально поиграть в "Ангела тьмы" удалось мало кому: управление в игре стало намного менее удобным (по сравнению с прошлыми проектами), а "в нагрузку" к улучшенной графике геймерам выдали большое количество ошибок.

Несмотря на то, что даже поклонники серии единогласно забраковали ее шестую часть, издательство Eidos Interactive не стало закрывать Tomb Raider (возможно, потому что как раз в 2003 вышел первый фильм с Анджелиной Джоли в роли Лары Крофт, что принесло серии большое количество новых фанатов). Вместо этого издатели передали разработку новой истории про Лару американской студии Crystal Dynamics, чтобы посмотреть, что из этого получится.

Так началась вторая серия Tomb Raider.

Решение студии в итоге оправдало себя: первая же игра, сделанная новыми разработчиками, получилась удачной. Вышедшая в год десятилетия франшизы Tomb Raider: Legend представила пользователям новую (помолодевшую и явно сделавшую операцию по уменьшению груди) Лару, которая была такой же, как в первых частях, только с улучшенной графикой и удобным управлением. Благодаря стараниям разработчиков из Crystal Dynamics, Legend несколько недель держалась на вершине британского чарта и стала в итоге одной из наиболее любимых и высоко оцененных игр в серии.

Разработчики, вдохновленные успехом этого проекта, сделали беспроигрышный ход. Они решили дать старой, но любимой игре новую "одежку" - и засели за ремейк оригинального Tomb Raider. Игра с подзаголовком Anniversary вышла в 2007 году и вызвала у любителей Лары и у профильной прессы слезы ностальгии, любви и умиления (и они стали еще горячее, когда любители Лары Крофт узнали о существовании Lara Nude Patch).

В последующие годы Crystal Dynamics выпустили одну каноническую и одну дополнительную игру из серии Tomb Raider - Underworld в 2008 и Lara Croft and the Guardian of Light в 2010. Но в мире, где даже id Sofware добавляют в свои игры "элементы RPG", каноническая Лара Крофт медленно, но верно становилась реликтом.

Поэтому в 2010 году Eidos и Crystal решили во второй раз "перезапустить" серию и обратили взоры в прошлое Лары. Согласно сюжету их нового проекта, который должен выйти в 2012 году, в нежном 21-летнем возрасте британская аристократка после кораблекрушения попала на загадочный остров неподалеку от Японии, где встретилась с многочисленными трудностями и была вынуждена выживать "как придется". Разработчики поставили себе серьезную цель. Они захотели рассказать не столько о самих приключениях Лары Крофт, сколько раскрыть игрокам ее личность, поведать о том, что ею движет. Поэтому из приключенческой игры Tomb Raider превратился в довольно мрачный survival action. Кроме этого Crystal Dynamics решили практически убрать из игры мистическую составляющую: Ларе придется спасать себя и своих друзей от вполне реальных волков и маньяков-убийц. А вот с поисками Атлантиды и Авалона придется подождать.

Лара Крофт, какой мы ее не знали до сих пор - это звучит (и выглядит) многообещающе. Возможно, такое стремительное изменение действительно пойдет на пользу франшизе, которая - будем честны - до сих пор не сходила с курса, выбранного еще в середине девяностых годов. Жалко только, что многие вещи, за которые мы любили Лару, безвозвратно уйдут в прошлое. И вряд ли Crystal Dynamics разработают к своему новому проекту Nude Patch.

P.S. Лару любят все. Разработчики тоже празднуют пятнадцатилетие франшизы. В начале месяца на Фликре открылась виртуальная галерея, посвященная Ларе Крофт. В течение всего октября по понедельникам и пятницам там будут открываться портреты вполне каноничной Лары, нарисованные разными художниками.

< Назад в рубрику